CarExpert.ru: Автомобили мира
CarExpert.ru

Двигатели

Двигатели

 


Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Автокомпоненты Сентябрь 2017

Двигатели

Сергей Дьяконов



В настоящее время автомобильные моторы, как никогда, разнообразны. Сегодня серийно выпускаются автомобили с бензиновыми двигателями, дизелями, гибридными, электрическими и силовыми установками. Но сохранится ли это изобилие в ближайшие пять лет – большой вопрос. Из-за жестких, а зачастую и абсурдных экологических норм, которые будут вводиться в ближайшие годы, некоторые типы двигателей могут оказаться под запретом.

Как ни странно, первым может исчезнуть с небосклона самый эффективный и экономичный на сегодняшний день тип двигателя внутреннего сгорания – дизель. Виной тому – нормы по содержанию выхлопов оксидов азота, которым сегодня фактически не соответствует ни один дизельный двигатель в условиях реальной эксплуатации.

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет? - 1


Начался скандал в США, где в ряде штатов действуют самые жесткие экологические нормы в мире. В прямом обмане и занижении реальных показателей власти обвинили Volkswagen Group. В итоге компании придется заплатить штраф, сопоставимый с годовой прибылью компании. В Европе провели аналогичное расследование, в результате которого выяснилось, что все дизельные автомобили, представленные на рынке, нарушают нормы по выбросу оксидов азота, причем некоторые в несколько раз. Что интересно, дизели Volkswagen оказались одними из самых экологически чистых. В итоге в странах Старого Света наказывать никого не стали, но обязали автопроизводителей модернизировать моторы с целью снижения выбросов оксидов азота. Автомобильные компании отреагировали на это по-разному. Французские автопроизводители, где до недавнего времени доля дизельных двигателей была самой большой в мире, похоже, отказываются от разработки новых дизелей. А что делать, если с 2020 года въезд в Париж дизельных машин будет запрещен. А вот немцы, похоже, не собираются расставаться с дизелями. Недавно компании Daimler, BMW, Volkswagen Group и Opel согласились провести обновление программного обеспечения на 5 млн автомобилей, правда пока только в Германии. Новая программа позволит регулировать режим работы не только самого дизеля, но и систем селективной нейтрализации и рециркуляции отработанных газов. Заявлено, что эти меры позволят снизить выбросы оксидов азота на 25–30%. Разрабатываются и новые дизели, которые будут соответствовать современным экологическим нормам, например, Mercedes-Benz представил в прошлом году семейство рядных дизелей M276. Среди особенностей его конструкции – электрический турбонаддув, который питается от 48-вольтовой батареи. Mercedes-Benz ведет работы и над новыми 4-цилиндровыми дизелями. Так что дизель сбрасывать со счетов рано, и вот почему. Да, данный тип двигателя с трудом укладывается в действующие нормы по выбросам оксидов азота, зато обладает лучшими по сравнению с бензиновыми моторами показателями по выбросам углекислого газа. В 2020 году в Старом Свете начнет действовать директива Евросоюза 443/2009, согласно которой выбросы углекислого газа у новых моделей каждой компании не должны превышать 95 г/км. Современные дизели уже сейчас близки к данному показателю, а из бензиновых только 3-цилиндровые моторы соответствуют данным нормам. Понятно, что еще какое-то время будут действовать старые сертификаты, но приговор многоцилиндровым двигателям внутреннего сгорания уже подписан, если они и сохранятся, то только в составе гибридных силовых установок. Следует отметить, что у дизеля еще есть большой потенциал по снижению выбросов. Уже разработаны и даже серийно выпускались 3-цилиндровые дизели, а также гибридные силовые установки, в состав которых входит дизельный мотор. Широкого распространения они не получили, но это пока, а что будет дальше – время покажет.

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет? - 2


Теперь – о наиболее распространенных автомобильных силовых установках – бензиновых. Еще недавно казалось, что по крайней мере 3-цилиндровым моторам ничего не грозит, они с запасом будут соответствовать перспективным европейским экологическим нормам. Многие компании уже несколько лет выпускают такие моторы. Но здесь есть другая проблема. Дело в том, что в сентябре 2017 года в Европе начинают действовать новые правила тестов по замеру расхода топлива и выбросов углекислого газа WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures). Это новый всемирный стандарт, который заменяет сразу три региональных ездовых цикла: европейский NEDC, американский FTP-75 и японский JC08. Новый цикл более приближен к реальной эксплуатации, в результате по WLTP расход топлива и выбросы примерно на четверть выше, чем по европейскому NEDC, а у некоторых двигателей эта разница еще больше. Поэтому европейские автопроизводители все громче заявляют, что в связи с введением WLTP и Директива Евросоюза 443/2009 должна быть пересмотрена, но вряд ли это будет сделано, поскольку ставит под угрозу само существование двигателей внутреннего сгорания на легковых автомобилях в Европе после 2020 года. Вообще, несколько странно, что экологи так взялись именно за автомобильный транспорт. Почему-то никого не волнует, что для морского транспорта вообще нет никаких экологических ограничений. На воздушном – пытались было ввести, но авиационные корпорации заявили, что это приведет к необоснованному росту стоимости перевозок. Если следовать здравому смыслу, то для автомобилей вполне можно было бы ограничиться нормами Евро-3 или Евро-4, и ущерб для экологии был бы небольшой, и стоимость машин удалось бы удержать в приемлемых рамках. Тем не менее автопроизводители не сдаются и продолжают совершенствовать конструкцию бензиновых двигателей. Так, например, Mazda работает над новым поколением бензиновых моторов Skyactiv, у которых воспламенение топливной смеси, как и у дизелей, происходит от сжатия, это позволит увеличить эффективность силовой установки на 30%. Вообще, одна из тенденций нашего времени – бензиновые двигатели все больше становятся похожи по конструкции на дизель, и наоборот.

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет? - 3


До недавнего времени казалось, что панацеей от всех бед станет подзаряжаемая гибридная силовая установка. Действительно, но нормам NEDC такие двигатели имеют почти нулевой выброс даже у автомобилей с мощными моторами, ведь фиксируется в основном режим работы силовой установки на электротяге. Например, у спорткара BMW i8 заявленные выбросы углекислого газа 49 г/км, а расход топлива 2,1 л на 100 км. Но с циклом WLTP такой номер уже не пройдет. Для подзаряжаемых гибридов предусмотрено несколько циклов испытаний: в режиме электромобиля, при полностью заряженной батарее и при частично разряженной. Затем все результаты суммируются, и на их основе определяются реальные цифры выбросов. Да, они будут ниже, чем у автомобилей с обычными двигателями внутреннего сгорания, но не столь фантастически низкими, как при испытаниях по циклу NEDC.

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет? - 4


Так что же, остается один электромобиль? Здесь тоже не все так просто. До сих пор такие транспортные средства остаются слишком дорогими для массового потребителя, а запас хода без подзарядки слишком маленьким для дальних поездок. Работы по снижению стоимости аккумуляторов и увеличению запаса хода ведутся, но вряд ли в ближайшее время произойдут кардинальные изменения. Поэтому в большинстве стран электромобиль по-прежнему продолжает оставаться дорогой игрушкой, и спрос на них, если нет преференций со стороны государства, не растет. В этом плане интересен опыт Китая – лидера по производству и продаже электромобилей. В 2016 году в Поднебесной продали 351 тысячу легковых электромобилей и подзаряжаемых гибридов. Это почти половина всех мировых продаж (774 000). Но на фоне общего автомобильного рынка Китая, объем которого составил 24,38 миллиона, это капля в море. Да и то столь высокого результата удалось достичь благодаря государственной поддержке. До недавнего времени в Китае действовали государственные субсидии при покупке электромобилей (в зависимости от класса от 5000 до 7500$), что почти уравнивает их по стоимости с обычными автомобилями. К тому же в крупных городах много бесплатных станций быстрой зарядки. Но в этом году субсидии отменили, и будет интересно посмотреть, как на это отреагирует рынок. С другой стороны, правительство КНР планирует ввести нормы, по которым средний корпоративный расход топлива у новых моделей не должен превышать 5 л на 100 км, этого невозможно достичь без массового производства электромобилей. Ряд крупных китайских автопроизводителей, например Geely, уже заявили, что после 2020 года у них в модельном ряду не останется автомобилей с обычными двигателями внутреннего сгорания, только электромобили и подзаряжаемые гибриды.

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет? - 5




Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет? - 6




Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет? - 7


Однако массовому процветанию электромобилей может помешать ряд проблем, которые экологи почему-то предпочитают не замечать. Самая главная – чтобы получить электроэнергию, ее необходимо где-то взять. На сегодняшний день самый распространенный вид топлива на электростанциях – это газ, причем в ближайшем будущем доля этого источника будет только расти. В Китае вообще в основном используется уголь. Так вот, если учесть, сколько топлива расходуется на производство 1 кВтч энергии, и суммировать это с потреблением энергии электромобиля, то получим цифру 3–4 л на 100 км. Это результат, сопоставимый с современным легковым автомобилем с дизельным двигателем, при этом он почти вдвое дешевле и гораздо удобнее в эксплуатации. Постоянно возить с собой 500 кг лишнего веса – а именно столько весит блок из аккумуляторных батарей большой емкости – также не лучшее решение с точки зрения эффективности, управляемости и пассивной безопасности. Еще одна проблема – сейчас для производства аккумуляторных батарей используется преимущественно литий, запасы которого на планете ограниченны. Наконец, огромные проблемы связаны с утилизацией аккумуляторных батарей.

Toyota Mirai - первый серийный элетромобиль на водороде
Toyota Mirai - первый серийный элетромобиль на водороде


В качестве альтернативы электромобилям могли бы выступить автомобили с силовой установкой, работающей на водороде. Такая машина даже серийно выпускается уже два года и продается во многих странах. Это – Toyota Mirai. Но пока массовое распространение таких автомобилей ограничивают как высокая стоимость самого топлива, так и плохо развитая инфраструктура водородных заправок. К тому же, хотя такой автомобиль и обладает нулевым выбросом, чтобы добыть сам водород, необходимо затратить определенное количество энергии. То есть мы сталкивается с той же проблемой, что и с электромобилями.

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет? - 9


В общем, вопросов относительно будущего автомобильных двигателей очень много. Времени до 2020 года, когда вступят в силу новые экологические нормы, осталось совсем немного, а значит, конструкция силовых установок в ближайшие три года существенно изменится. К тому же не будем забывать, что хотя Китай, Северная Америка и Европа и являются сегодня основными автомобильными рынками, но есть еще Индия, Ближний Восток, Африка и Южная Америка, где экологические нормы не столь строгие или их нет вовсе, там автомобили с традиционными двигателями внутреннего сгорания будут использоваться еще в течение многих десятилетий. В общем, мы живем в очень интересное время: с одной стороны, вроде бы идет процесс глобализации, а с другой стороны, большие государства стремятся создать преференции для собственной промышленности, что приводит к разделению рынков. Какая из тенденций победит – покажет время.

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет? - 10


Материал предоставлен журналом “Автокомпоненты”.

© Автокомпоненты

Сентябрь 2017

Прочитано: 31821 раз



Другие обзоры и тесты %



Подпишитесь на наши новости в соцсетях:

Канал CarExpert.ru в Telegram Страница CarExpert.ru в сети В Контакте Канал CarExpert.ru на Яндеск.Дзен
АвтоКаталог
Сравнение
Отзывы
Тесты
Продажа
Новости
АвтоПремьеры
Журнал