Шведская автомобильная фирма Saab, расположенная в Трольхеттене, что неподалеку от Гчтеборга, - производитель по мировым меркам не слишком мощный. И до недавнего времени на завоевание мирового авторынка она особо нацелена не была, производила эдак тысяч 150 машин в год, большую часть из которых реализовывала в Северной Америке. Однако маркетологи GM посчитали, что из этой самобытной марки можно выжать гораздо больше…
Saab 9-3 Sport Sedan, пришедший на смену уже порядком устаревшему хэтчбэку Saab 9-3 (в начале карьеры - Saab 900 ), - принципиально новая модель. Ее радикальным отличием от предыдущей является тип кузова, что и отразилось в названии (насколько она Sport, мы попытаемся определить в ходе теста). Новая 9-3 ворвалась в сектор компактных седанов бизнес-класса, который для старой был чужим. Здесь много сильных игроков - BMW 3-й серии , Mercedes С-класса , Audi A4 , Volvo S60 , которые просто так своих позиций не сдадут.В дизайне Saab 9-3 Sport Sedan нашли развитие идеи, реализованные при создании модели 9-5 . Налицо фамильные черты, машина однозначно идентифицируется как Saab, при этом дизайнерам удалось избежать прямых аналогий, как это вышло у Audi с A4 и A6 . Массивная боковина, небольшие передний и задний свесы, высокая, резко "обрубленная" корма работают на имидж серьезной динамичной машины с отчетливой ноткой спортивности. При сохранившейся общей длине у новой модели колесная база больше на 71 мм, а ширина - на 55 мм, что должно благоприятно отразиться как на комфорте пассажиров, так и на управляемости.Устроившись на водительском месте, понимаешь, что не зря рекламщики так активно эксплуатируют рисунок одного из инженеров Saab - с человечком, получающим от езды сплошное удовольствие: автомобиль явно строился "вокруг" водителя и для водителя.
Эргономика рассчитана так, чтобы как можно меньше времени тратить на привыкание или поиски нужной системы или кнопки. Все необходимое сгруппировано непосредственно рядом с рулем, так что не приходится отвлекаться от дороги или куда-либо тянуться.Сиденья, удачный компромисс между жесткостью и комфортом, имеют ощутимую боковую поддержку. Широкий диапазон электрорегулировок позволит удобно устроиться любому человеку независимо от его габаритов. Руль с грамотно подобранным сечением (диаметр, правда, можно было бы сделать и поменьше) также обладает большим диапазоном регулировок и при любом положении не перекрывает приборы.Приборный щиток стильный и лаконичный. Он как бы состоит из трех секций-кругов, окаймленных серебристыми кольцами. В центре - спидометр с нелинейной шкалой, слева от него тахометр, справа сгруппированы необходимые указатели - уровня топлива, температуры двигателя и, конечно же, давления наддува - фирменная опция Saab. Подсветка шкал изумрудно-зеленая, стрелки светятся голубовато-белым - приятно глазу. Само собой, не обошлось и без фирменной функции Night panel, которую, кстати, можно программировать, "заказывая" подсветку спидометра либо до 140 км/ч, либо до максимума.
Справа от руля под дефлекторами системы вентиляции находится монитор информационно-развлекательной системы. Пользоваться ею легко, все операции выполняются с помощью одной вращающейся ручки-энкодера (к меню, естественно, некоторое время приходится привыкать). Таким образом можно управлять аудиосистемой, системой кондиционирования и много чем еще. Однако, что радует, сохранились и обычные кнопки, так что если нужно просто сменить станцию/трек, источник сигнала или направление потоков воздуха, лезть в меню, отвлекаясь от дороги, не требуется.
Есть и еще один информационный дисплей - в центре торпедо, у самого основания лобового стекла. Здесь высвечивается вся необходимая информация: температура наружного воздуха, время, частота включенной радиостанции, а если бы работала система спутниковой навигации, то и предупреждающие сообщения, а также указания направления движения. Дисплей разместили весьма удачно - постоянно находясь в поле зрения водителя, он не требует даже простой перефокусировки зрения.Вообще, по части насыщенности современными электронными системами новый Saab может стать лидером в своем классе. При встроенном телефоне поддерживается технология беспроводной связи Bluetooth, а в информационно-развлекательном блоке применяются оптоволоконные технологии. Вся остальная электроника управляется по мультиплексной шине. К сожалению, рамки статьи не позволяют описать все новшества, примененные Saab в модели 9-3, фирменная информация на эту тему занимает томик в 90 листов.На центральном тоннеле расположен селектор пятиступенчатой автоматической коробки с функцией ручного переключения. За дополнительную плату могут установить кнопки переключения передач на руле.
Между сиденьями традиционно нашел себе место и замок зажигания, в котором теперь полностью отсутствует механическая секретная часть - иными словами, ключ зажигания стал полностью электронным. Рядом находится рычаг стояночного тормоза, но он настолько грамотно вписан, что кажется просто элементом дизайна. Симметрично ему относительно центрального тоннеля расположили пластиковую накладку - она может использоваться в качестве скребка от инея или держателя для компакт-диска.Пассажиры заднего ряда, поездившие на предыдущей модели, с удовольствием отметят увеличение пространства в ногах, плечах и над головой. Третий - не лишний, хотя, конечно, если его удалить и оставить подлокотник откинутым, будет гораздо удобнее, да и встроенный подстаканник рассчитан на две персоны.Багажный отсек весьма внушительный, а складываемая целиком или по частям спинка заднего сиденья дает возможность перевозить и длинномерные предметы.Пора в путь. Тянусь ключом зажигания к рулевой колонке, но вовремя спохватываюсь. Каждый раз, когда садишься в Saab, происходит одно и то же. Понятно, почему ключ сделали полностью электронным, отказавшись от металлического жала... Помню, на одном
9-5, который предоставляли журналистам для ознакомления, кожух рулевой колонки с правой стороны был настолько исцарапан ключом, что впору было его менять.На холостых двигатель работает почти бесшумно, но сразу заявляет о себе, стоит только слегка нажать на газ. В процессе передвижения по городу выяснилось, что обзор назад через салонное зеркало оставляет желать лучшего - выручали наружные зеркала. Других проблем с обзорностью нет. Автоматическая коробка - адаптивная, подстраивается под водителя. Если ее работа вас не устраивает, можно перейти в ручной режим. Лично я делал это лишь несколько раз - больше в целях ознакомления, поскольку даже в таком режиме запаздывания при переключениях велики. Единственный плюс - возможность подтормаживать двигателем, переходя на более низкие передачи, но это актуально скорее зимой на скользких дорогах. Впрочем, если бы управление коробкой было вынесено на руль, я бы, наверное, пользовался ручным режимом чаще.Подвеска - с прекрасно подобранными характеристиками: в меру жесткая, спортивная, но при этом на дорожных неровностях ни водитель, ни пассажиры дискомфорта не испытывают. В поворотах она также проявила себя с лучшей стороны - минимальные крены и близкая к нейтральной поворачиваемость.Тормоза достаточно эффективные, в критической ситуации им на помощь придут электронные системы, которые максимально сократят тормозной путь, обеспечив при этом сохранение контроля над машиной.Рулевое обладает прекрасной обратной связью, что в сочетании с уже указанными свойствами подвески позволяет водителю чувствовать себя уверенно. При достижении предельной скорости в повороте начинается легкий, без труда контролируемый снос передней оси, а под сброс газа 9-3 Sport Sedan ввинчивается внутрь поворота. Единственный недостаток - некоторая размазанность реакции при быстрой рулежке и выполнении "переставок".
При перекладывании руля с одной стороны на другую порой возникает момент "зависания" - в этом я склонен винить покрышки. 16-дюймовые колеса для этой машины маловаты как с точки зрения эстетики, так и в практическом смысле - слишком высокий профиль.Компании Saab удалось создать действительно серьезного конкурента лучшим представителям группы компактных седанов бизнес-класса. При этом 9-3 Sport Sedan отличается фирменными самобытностью и оригинальностью. Однозначный минус - достаточно высокая цена: стоимость побывавшей у нас на тесте машины - $37.635.
© Журнал «МОТОР»
Ноябрь 2003