Невзирая на финансово-экономический кризис, подумываете о приобретении новой машины? Наверное, на ваш выбор не в последнюю очередь влияет репутация той или иной марки и модели. А как вы представляете себе их рейтинг, - скажем, по маркам? Скорее всего, полагаетесь на репутацию брендов: Nissan, Opel… Вот только откуда сведения – из рекламных материалов? Или же от друзей, знакомых и соседей по гаражу?
Возможен и другой подход: так, авторитетная аналитико-консультационная фирма J.D.Power ставит автомобильные рейтинги на научную основу. Она известна по всему миру своими ежегодными обзорами и регулярно проводит массовые опросы на предмет удовлетворенности той или иной маркой и моделью - не только по США, но и по некоторым европейским странам. Очередной обзор VOSS (Vehicle Ownership Satisfaction Study - оценка степени удовлетворенности владельцев) в Великобритании построен на опросе 15,7 тыс. счастливых обладателей и лизиногополучателей - в среднем после 2 лет пользования машиной.
Участники опроса оценивают своих 4-колесных друзей по 67 позициям (вообразите!), сгруппированным в 4 рубрики. Причем в итоговый индекс отдельные позиции входят с неодинаковыми «весами». Так, баллы по рубрике привлекательность автомобиля (внешность, динамика, комфорт и оснащение) засчитываются с коэффициентом 0,37, тогда как очки за качество и надежность идут с «весом» 0,24. Баллы по рубрике затраты на содержание (расход топлива, страховка и обслуживание/ремонт) принимаются с коэффициентом 0,22, а за удовлетворенность дилерским сервисом – с «весом» 0,17. Заработанные очки (с поправочными коэффициентами) суммируются – и выводится результирующий индекс удовлетворенности.
Всего в обзор 2009 вошли 29 марок и 101 модель; взгляните, какая проступила расстановка сил.
Рейтинг обзора J.D.Power VOSS 2009 по Великобритании (марки).
По маркам
Само собой, высшую оценку степени удовлетворенности британских автомобилистов заработал Lexus – уже 9-й год подряд. Великолепная стабильность! Так вот, Lexus набрал 833 балла (из 1000 возможных), тогда как средний индекс по обзору – 781. Между прочим, индекс «лекса» оказался нынче заметно ниже, чем год назад (866 очков); занятно само по себе. То ли бренд сдает позиции в глазах британцев (хотя и остается на высшей ступеньке)? То ли претензии автомобилистов растут – да так, что за ними не угнаться? И не только Lexus: что характерно, средний индекс по прошлогоднему обзору в Великобритании – 803. То есть, общая степень удовлетворенности владельцев съехала на добрые 6%; вот и судите.
Воплощение качества и престижности, непобедимый Lexus: "паркетник" RX - еще прежнего поколения.
Почетный 2-й результат – у марки Honda (817 баллов). Японский бренд поднялся с прошлого года на ранг, но тоже потерял в индексе удовлетворенности владельцев… А на 3-ю ступеньку подиума взошла 3-лучевая «звезда»: марка Mercedes продвинулась вверх с 6-й позиции! Однако по индексу удовлетворенности немецкий бренд заметно съехал – с 828 до 808 очков. Skoda спустилась со 2-й ступеньки на 4-е место, которое она делит теперь с Toyota Motor (по 805). У Jaguar и Mini тоже одинаковый индекс удовлетворенности (804) – и 6-й ранг. В верхнюю «десятку» вошел бренд Porsche: 803 очка и 8-е место. BMW и Volvo (шведская марка продвинулась в «десятку») заработали по 802 балла.
Так выглядит «короткий» список лучших; все достойны. Вы спросите: а где же Audi, Citroen, Ford, Mazda, Nissan, Renault, SAAB, Volkswagen и другие известные бренды? Они тоже здесь, но расположились пониже (см. табл.) – в соответствии с набранными баллами. Так сказать, по заслугам… Однако же такие марки, как ALFA Romeo, Infiniti, Lancia в обзоре не ищите; не представлены. Видимо, их модели настолько редки в британской практике, что статистики не набралось. Национальные особенности автомобильных предпочтений…
Зато отметились корейские марки: Kia, которая поднялась с прошлогоднего 25-го места на 18-е – как раз над «ситроеном». И Hyundai (20-й ранг) – выше «форда», между прочим. А вот бренд FIAT отличается постоянством и регулярно замыкает список: 28-й (из 28) в прошлом году, 29-й нынче… Выходит, легковушки итальянского концерна слабо удовлетворяют английских автомобилистов – или здесь какая-то предвзятость? Впрочем, отечественную марку Vauxhall («дочернее» отделение Opel) они тоже не особенно жалуют – 26-й ранг. Чуть лучше, чем Chevrolet и Chrysler, модели которых, увы, не пользуются признанием в Британии.
Да, разница между верхним и нижним рангами видна невооруженным глазом: 833 и 751 балл. Однако разрыв не так уж велик: рейтинг бренда FIAT на какие-то 10% ниже, чем у бесподобного Lexus. И в абсолютном выражении итальянская марка отстает лишь на 82 очка (прямое сопоставление рейтингов удовлетворенности вполне осмысленно). Разница между верхним и нижним брендами вдвое меньше, чем недобор баллов у «лекса» - против максимально возможных (1000 – 833 = 167). То есть, у лидера тоже остаются резервы совершенствования – и немалые. Впрочем, претензии автомобилистов также не стоЯт на месте…
Сведения, собранные в ходе опроса, обрабатываются не только по маркам, но и по отдельным моделям. Тут тоже видны интересные повороты: наверху не всегда оказываются признанные фавориты. И наоборот.
По моделям
Здесь результаты обзора разбиты на несколько номинаций, в каждой из которых свои лидеры (и аутсайдеры). Так, в младшей номинации (миниавтомобили) отличился тойотовский Aygo (811 баллов) – перед Peugeot 107, который набрал 798 очков. Занятно, что легковушка-то практически одна и та же (межкорпоративная кооперация и унификация). Отмечены обе модели, хотя и в неравной мере; показательное выступление.
У малого Aygo от Toyota Motor прекрасная репутация - во всяком случае в Британии.
Группу малых автомобилей нынче возглавил хондовский однообъемник Jazz (Fit) – 835 баллов. А на 2-м месте здесь Toyota Yaris (812); не особенно интересная, но практичная и надежная модель. Среди легковушек нижнего среднего класса отличилась Skoda Octavia (811). От чешской модели чуть отстал хондовский Civic (810); привлекательные автомобили.
В верхнем среднем классе верх взял тойотовский «гибрид» Prius – с великолепным индексом удовлетворенности (843). Трудно возразить – в самом деле замечательный автомобиль. Непонятно только, как Prius угодил в столь высокую номинацию? Вот Lexus серии IS как раз типичный представитель верхнего среднего класса: 825 очков и 2-е место. И что характерно, обе модели по сути от Toyota Motor; сильные результаты.
Седан Audi A6 набрал 821 балл и возглавил группу «премиальных» легковушек. На 2-м месте Mercedes E-класса (818 очков); неразлучные соперники. Лидер среди спортивных автомобилей - купе CLK с 3-лучевой «звездой» (822). Вторым стал родстер MX-5 от Mazda (805); привлекательная игрушка.
В номинации многоцелевых легковушек отличились «ситроены»: C4 Grand Picasso (802) и Xsara Picasso (793). Что ж, под «двойным шевроном» умеют делать привлекательные и практичные однообъемники универсального назначения; заслуженный успех. И наконец группа «спорт-хозяйственников» (SUV), где блистает серия RX от Lexus, удостоившаяся 853 баллов! Абсолютно высший индекс удовлетворенности в нынешнем обзоре J.D.Power по Великобритании – или кто сомневался? В тени «лекса» остался хондовский CR-V (815 очков); гораздо доступней, чем RX, но удовлетворение дает достаточно глубокое.
Вместительный и гибко вариабельный Citroen C4 Grand Picasso удовлетворяет требованиям многих - по всей Европе.
Из 16 моделей 5 от Toyota Motor и Lexus. И ни одного изделия «народного автомобиля»… BMW, Jaguar и Volvo тоже не засветились. Так или иначе, в обзоре J.D.Power проступает довольно своеобразный расклад, и он далеко не во всем совпадает с расхожими представлениями (и предрассудками). Довольно поучительно, хотя преувеличивать смысл такого рода опросов не следует. Вовсе не истина в последней инстанции, а всего лишь массовое мнение британских автомобилистов. Причем насколько их взгляды совместимы с предпочтениями россиян, отдельный вопрос. «Сказка ложь, да в ней намек…»
Помнится 4 с лишним десятка лет назад Rolling Stones пели: «I can get no satisfaction…» Интересно, мог ли утешить Mika Джеггера бесподобный Lexus RX450h – или как?
Фото Citroen, J.D.Power, Lexus, Toyota.
© CarExpert.ru
6.06.2009