Поначалу казалось, что в этом тесте все уже заранее расставлено по своим местам. Еще бы: 2-литровая Alfa Romeo 147 с «ручной» механической коробкой передач и Audi A3 с 1,8-литровым мотором и автоматической трансмиссией. Был даже заготовлен эпиграф: «... Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень...» Однако по ходу дела выяснилось, что и с выводами, и с эпиграфом мы несколько поторопились...
Предвосхищая вопросы, которые может вызвать эта пара, скажем, что соперника для Alfa Romeo 147 (все ж не «какой-нибудь там» Fiat!) мы подбирали среди так называемых Premium Brands, «престижных» марок. И, естественно, тут же «уперлись» в Audi A3, поскольку других «престижных» представителей в сегменте «С», в общем-то, и нет. Но какую именно модификацию выбрать? Ведь 2-литрового мотора в гамме Audi A3 нет. Есть безнаддувный 1,8 мощностью 125 л.с. и 1,8 турбо мощностью 150 или 180 л.с. 150-сильный турбомотор «подходит» по мощности, но даже «базовая» цена A3 с таким двигателем высока (a 27 800), а по паспортным характеристикам (в первую очередь — динамике) он не оставляет «147-й» никаких шансов. И мы решили остановиться на безнаддувном 1,8-литровом двигателе. Конечно, в этом варианте A3 уступает Alfa Romeo в динамике, но не катастрофически. А по цене здесь автомобили близки. И тут выяснилось, что на момент теста в Москве не было 1,8-литрового A3 с «механикой»! Пришлось брать автомобиль с автоматической трансмиссией. Конечно, мы сразу лишились прямого сопоставления по разгонной динамике. Зато по цене был достигнут определенный паритет: A3 оказался на 1000 евро дороже, что примерно и соответствует «добавочной стоимости», определяемой наличием «автомата».
Трехдверный хэтчбек Alfa Romeo 147 с 2-литровым 150-сильным мотором и «ручной» механической коробкой передач в довольно богатой стандартной российской комплектации (есть даже двухзонный климат-контроль) стоит a 22 500. Плюс к этому: обивка салона кожей (a 1122), фирменная сигнализация с датчиком объема (a 226), управление магнитолой на руле (a 205); сетка в багажнике, третий подголовник, центральный ремень безопасности и откидной подлокотник сзади (весь пакет — a 198), Hi-Fi аудиосистема Bose (a 825) и CD-чейнджер (a 330). А также непонятная для нас замена «стандартных» 16-дюймовых колес с шинами 205/55 R 16 на 15-дюймовые, обутые в 195/65 R 15, видимо более комфортные (a 328). Итого — a 25 734. «Начальная» цена Audi A3 с «механикой» — a 23 280, с «автоматом» — a 24 790, причем здесь базовую комплектацию уж очень бедной тоже не назовешь. Автомобиль, который нам достался, был в исполнении Bosco Sport и «упакован» весьма серьезно — под 28 тысяч евро. Но благодаря скидке его можно приобрести за a 26 800.
ПОЭЗИЯ И ПРОЗА
И все же к бессмертным пушкинским строкам мы на время вернемся. Потому что о дизайне Alfa Romeo можно написать поэму, а Audi A3 в этом смысле лишний раз заставляет вспомнить любимую немецкую поговорку про ordnung. Все это относится и к интерьеру: сев за руль Alfa Romeo, невозможно оставаться равнодушным, Audi, напротив, строг, солиден и холоден.
Безусловно, любой автомобиль красного цвета привлекает внимание, Alfa же «в красном» смотрится просто потрясающе. Но наблюдая за реакцией окружающих, вы обнаруживаете, что они делятся на две категории: на тех, кто не знает, что такое Alfa Romeo, и тех, кто знает. Первые реагируют достаточно спокойно — просто как на красивую «иномарку», выделяющуюся необычной внешностью на фоне рациональной продукции немецких и японских компаний, коей наши соотечественники отдают явное предпочтение. Тех же, кто периодически открывает автомобильные газеты и журналы, можно отличить сразу: они останавливаются, теребят своих спутников («смотри, смотри скорее!») и провожают автомобиль взглядом, полным восхищения. Особенно если он проносится мимо с разгоном — фирменный «альфовский» звук мотора многого стоит. Понятно, что Audi A3, даже «электрического» ярко-синего цвета, не удостаивается и десятой доли подобных почестей. Но вам не со стороны любоваться, вам ездить. А потому иной раз стоит удержаться от возвышенных эмоций, ибо они не способствуют объективному восприятию реальности.
ПРАКТИКА ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
Если вам удастся хотя бы на время выйти из романтического оцепенения, немедленно переходите к тщательному изучению качества изготовления Alfa Romeo. По нашему опыту, эта оценка будет в значительной степени зависеть от вашего подхода. Если вы будете исходить из не столь давнего «альфо-фиатовского» прошлого, то вас поразит, какой значительный шаг сделал первый и единственный итальянский автоконцерн в плане качества изготовления компактных автомобилей. Если же вы хорошо знакомы с продукцией немецкой и японской, то ваш придирчивый взгляд наверняка найдет за что зацепиться: чуть неравномерная щель, чуть неточный стык, чуть грубоватая обработка сварного шва или края пластмассовой детали, чуть неаккуратный край ковра, который не достает до стенки в багажнике... А начинать с Alfa Romeo мы советуем потому, что заниматься тем же самым в Audi — пустая трата времени: здесь все скучно-правильно и тоскливо-идеально. Забегая вперед, скажем, что пробная поездка не вносит в эмоциональную картину никаких изменений: дорожные неровности салон «147-й» встречает оптимистичным поскрипыванием и шуршанием отдельных панелей, а интерьер Audi угрюмо молчит даже на сильно разбитой дороге.
КАЖДЫЙ САМ ПО СЕБЕ
Увы, расстановка моторно-трансмиссионных сил соперников не позволяет свести их в очном динамическом поединке. Поэтому о каждом в отдельности. Настоящее украшение Alfa Romeo — мотор. Конечно, он неплохо тянет на «низах», позволяя спокойно вести автомобиль в городском потоке. Но разве это его настоящая жизнь? Вот перед вами свободное пространство, «вторую» и... Какой звук! Какой разгон! Стрелка тахометра вмиг пролетает всю шкалу до красной зоны, на мгновение возвращается к четырем тысячам и снова устремляется вверх под вдохновенную высокотональную песнь, слушать которую можно бесконечно. Соседи по потоку словно перестали существовать — создается ощущение, что Alfa на полтонны легче своей массы. Радужную картину несколько омрачает механизм выбора передач, четкость которого явно не соответствует спортивному имиджу. И, совсем немного, — неспешность срабатывания синхронизаторов, особенно заметная при переключениях «вниз» (перегазовка ощутимо улучшает процесс). В принципе, сцепление тоже имеет резерв для улучшения, но здесь хотя бы можно привыкнуть к тому, что весь обратный ход педали надо провести плавно (иначе возникают колебания).
1,8-литровый мотор Audi A3 тоже очень неплох. Возможно он не порадует звуком (при разгоне напоминающим ветерана отечественных авиалиний АН-24), но стабильно высокий момент в диапазоне от 2000 до 5000 об/мин, без сомнения, его сильная сторона. Не самая новейшая автоматическая трансмиссия заметно поубавляет прыти автомобилю (+2 секунды при разгоне 0 — 100 км/ч), но к ее работе претензии предъявить трудно: выбор передачи всегда соответствует ситуации, переключения заметны лишь по тону мотора и положению стрелки тахометра. И только в одном случае — если вы ехали совсем медленно, а затем вдруг решили резко ускориться — «коробка» отвечает на kick-down задержкой и рывком. Что же касается затяжных спусков и прочих ситуаций, требующих торможения двигателем, то в этом «автомат» не столь «продвинут»: здесь уже вы должны будете дать конкретное указание рычагом, которое, впрочем, будет выполнено точно и с максимальной эффективностью. Единственное, что в части продольной динамики объединяет два автомобиля, — это великолепные тормоза. Слово «великолепные» комментариев не требует.
О СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ...
Казалось бы, имидж марки Alfa Romeo должен подразумевать по-спортивному острые реакции, возможно даже нервность автомобиля. Но нет, хотя сам рулевой механизм у «147-й» фирменно «быстрый» (от упора до упора едва больше двух оборотов), реакции автомобиля нельзя назвать очень острыми — на поворот руля он реагирует плавно и... с креном! Собственно, для среднего рядового потребителя это как раз нормально, хуже то, что реактивное усилие на руле невелико и адекватно не нарастает с крутизной поворота. После Alfa Romeo наливающийся солидным усилием руль Audi даже кажется тугим. Но хотя его и надо поворачивать на большие углы и автомобиль в повороте тоже в разумных пределах кренится, чувствуешь себя здесь несколько уверенней. А сглаженность точных реакций лишь способствует этой уверенности. И еще: если на ровной дороге оба автомобиля очень стабильны вплоть до самых высоких скоростей, то на неровном асфальте Alfa иной раз пасует перед выбоинами, заставляя сосредотачиваться. Вообще, за рулем Audi хорошо понимаешь, прочему у коллег столь популярно выражение «ингольштадтский экспресс».
При в общем неплохой плавности хода, оба автомобиля хорошо замечают жесткие неровности, а отдельные приходится объезжать или преодолевать, гася скорость во избежание пробоя, который у Audi чаще бывает на ходе сжатия, а у «147-й» — на ходе отбоя. А вибрации от мелких неровностей сильнее отдаются на руле и кузове Alfa Romeo. Кстати, интересное наблюдение: по общим ощущениям (не только от динамики) может показаться, что Alfa Romeo легче Audi едва ли не на полтонны, хотя на самом деле массы их практически равны! По поводу сделанных в ходе теста открытий один многоопытный коллега заметил, что одно дело флирт, совсем другое — женитьба. Вот и думай после этого что выбрать — страсть зажигательной, но легкомысленной и слегка безалаберной Alfa Romeo или уверенность и практичность рассудительной Audi A3…
© Автомобили
Октябрь 2002