Как «Титаник» Джеймса Кемерона, оба этих автомобиля порождены многомиллионными бюджетами. Как «Авиатор» Скорсезе, они доведены до совершенства перед тем, как быть выпущенными под тысячи взглядов внимательных глаз. Как любой «Крестный отец» Копполы, они сделаны самостоятельными произведениями искусства, вполне способными противостоять времени.
Можно найти еще пару занятных совпадений. Но есть и различия. Шедевры автомобильной индустрии такого класса не способны генерировать огромные прибыли. Ограниченные узким кругом ценителей, они издаются малыми тиражами, заставляя остальную аудиторию только... смотреть. Опять совпадение.
«ОСКАР» ЗА СЦЕНАРИЙ
Перед тем, как взять банк с Bentley, Volkswagen пришлось натянуть маску. Немцы сделали это не хуже Габена в «Фантомасе» или Круза в «Миссия: невыполнима». Бюджет трюка: всего $500 миллионов. Цель: сроду не делав ничего более дорогого, чем седаны Audi, получить способ привлечь «премиального» клиента с помощью модельного ряда английской марки и нового, свежеиспеченного купе. Пусть выли критики и летели оземь чепчики. Имя Bentley стало немецкой маркой, дизайн новой модели разработал бельгиец, но итог его работы – волшебным образом остался безупречно английским.
У Mercedes-Benz все значительно прозаичней. Компания, ведущая свое летоисчисление, кажется, с бронзового века до нашей эры, продолжает развивать свой предсказуемый и понятный модельный ряд. Купе CL – наследник 50-летней традиции штутгартских купе, в разных моделях которых успели нагреть кожу сидений все крупные немецкие и голливудские звезды. В пятидесятых 300 S был редкой птицей, выпущенной на волю в количестве 314 экземпляров, а вчера предшественник сегодняшнего CL был окончательно распродан в количестве 46 800 машин. Вместе с правами на звание самого популярного гран-купе пришли и обязанности: если полвека назад он диктовал моду одной формой своего крыла, то теперь сам вынужден пристально следить за ней.
«ОСКАР» ЗА СПЕЦЭФФЕКТЫ
Несмотря на прошедшие с момента запуска четыре года, Continental GT остается тем автомобилем, на который принято показывать пальцем. В мире, где все клонируется и издается миллионными тиражами, он остался редкой птицей. Я назвал его «безупречно английским», но дело не в номенклатуре стилей, а в глубоком отличии, которое отделяет его от остальных, как Ла-Манш отделяет великий британский кусок угля и камня от континента. Словно обточенный песком и ветром до идеальной формы прибрежный камешек, он пропорционален и самодостаточен. Агрессивен – но не с помощью острых углов. Престижен – но не за счет гламурного декора.
Проще говоря, когда в поле зрения попадает Continental GT, ты видишь автомобиль, который разработан не для того, чтобы «прожить жизнь»: быть запущенным в производство, пережить рестайлинг, второй, смениться новой моделью. Ты видишь автомобиль, который хочет стать бессмертным. Но если пафос не застит глаза, еще можно увидеть машину, которая практически и технически не способна удивить искушенного.
Шестиступенчатый «автомат»? Пневмоподвеска? Полный привод? Все это можно заказать на внедорожнике Touareg. 12-цилиндровый мотор редкой конфигурации «W»? Такой можно встретить на Audi A8. А что удивляться – в конце концов, и то, и другое, и третье есть плоды трудов Volkswagen.
Mercedes-Benz СL 500 сделан режиссерами другой школы. Как серия из саги, он хочет быть лучше всех, но на самом деле должен быть просто не хуже остальных. Раз вслед за бурными девяностыми пришли еще более смелые годы, когда даже звезды начали продюсировать домашние порноленты и выкладывать их в интернет, дизайнеры компании решили быть не менее нахраписто-напористыми. Забудьте Грету Гарбо и Марлен Дитрих, выкиньте из головы все, что рифмуется с «консерватизмом». Пыль прошлого смешалась с порошком будущего, разбавилась молодой кровью и уверенным гламуром, закинулась в шейкер, была выпита залпом. Получилось забористо и модно, с раздутыми аркам и низким силуэтом. Тренд слился с брендом, мода сделала погоду. Машину времени пока не изобрели, но инженеры Mercedes уже нашли способ продлить своей целевой аудитории – тем, кому за пятьдесят – активные годы жизни еще на десятилетие. Кроме такого королевского подарка, CL 500 способен еще на пару сюрпризов. Камера ночного видения, словно фантазм Рэя Брэдбери, позволяет увидеть беспечного ночного прохожего, русский интерфейс Comand неожиданно прост и дружелюбен, а семиступенчатый «автомат» 7G-Tronic работает споро и уверенно. К сожалению, пока в Россию не поставляют автомобили с радарной системой предотвращения столкновений Pre-Safe, которая может притормаживать автомобиль за беспечного водителя, да и встроенный парковочный ассистент, работающий также с помощью радара, нам пока не доступен. Зато гидропружинный подвесочный «комплекс» Active Body Control способен дать лучшее от двух миров – уверенный контроль кузова как с классическими амортизаторами и возможность при необходимости увеличивать дорожный просвет автомобиля, как с пневмоподвеской. Но и без этого CL 500 кажется, пожалуй, самым умным автомобилем. Пожалуй, слишком умным для такой модной внешности.
«ОСКАР» ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ
На ходу Bentley оправдывает свое название: словно литосферная плита континента, этот GT двигается неспешно и грузно. Будто гаубица, он предлагает сначала рассчитать траекторию, прицелиться и зарядить ногу уверенностью и только потом выстрелить. Имя и декор обязывают. Повадки и инерционность определяют. Все вместе открывает смысл выказывания «торопись не спеша». Вот только полностью погрузиться в пафос момента мешает реальность жестких сидений, не слишком охотно подгоняющихся под тело водителя. Электронный интерфейс, помогающий общаться с автомобилем, организован весьма суетно – картина, знакомая по Volkswagen Phaeton. Откровенно смутила реакция подвески на неровности асфальта, издававшей звуки, далекие от музыкальных, несмотря на то, что количество пройденных километров составляло лишь двузначную цифру. Пока толкаешься в городском потоке, остается впечатление, что мощнейший битурбомотор весьма неохотно разгоняет GT. 4,7 секунды до «сотни»? Не смешно. Но просто надо привыкнуть – это как бегать стометровку, имея живот в 150 килограмм и штаны 68-го размера. Трансмиссии приходится быть осторожной, переваривая 650 Ньютон-метров – огромный крутящий момент двигателя, да и взлетный вес «шедевра» – без малого 2,4 тонны. Правда, зазорного здесь мало – красивые интерьерные панели из дерева, никакого дешевого суррогата, вроде пластиковых ручек, подушки безопасности и система полного привода – ничего из списка стандартного оборудования вычеркивать не хочется.
CL 500 совершенно другой – легкий, воздушный. Майя Плисецкая против стратегического бомбардировщика. Это купе весит чуть меньше двух тонн. Пожалуй, он даже слишком легкий. Во всем: в несложном променаде по функциям бортовой системы развлечений, в беспроблемном выборе идеальной конфигурации кресла, в почти полном отсутствии навязчивых звуков снаружи. Невесомый руль, не сопротивляющиеся нажатию кнопки, – такое покладистое поведение вскоре перестает замечаться и CL просто растворяется в своем водителе, как таблетка аспирина в стакане воды. «Восьмерка» легко подхватывает серебристое тело машины, и, перебирая передачи, словно струны гитары, исполняет свой изящный танец, темперамент которого отражается лишь на стрелке тахометра. «Сотня» покоряется автомобилю за 5,4 секунды, и здесь статистике веришь охотней, чем внутри Continental GT. Гидропружинная подвеска ABC не слишком любит наши ямы – это ощутимо, но звуков нет, что дает водителю дополнительную уверенность в немецкой технике. Легкое и способное шасси, лишенное стабилизаторов (их функцию взяли на себя те же гидроцилиндры) позволяет ехать с непривычным для марки азартом, пределы которого установлены только погодными условиями и качеством покрытия.
«ОСКАР» ЗА ЛУЧШИЙ БЛОКБАСТЕР ГОДА
И вот теперь пришла очередь вскрывать конверты. Кто же сегодня будет благодарить маму и киноакадемию? Выбор, как всегда, труден. У меня нет сомнений, что, по «автомобильному» гамбургскому счету, сегодня победил Mercedes-Benz. Как автомобиль CL технически превосходит GT – он лучше и легче управляется, он современней и удобней в использовании. Но ведь мы говорим не просто об автомобилях, как о железках, правда? У таких, как и у признанных шедевров, не все определяется уровнем обработки пленки или качеством монтажных склеек. Здесь говорят звуки, шорохи, цвета, запахи и чувства – то, что заставляет зрителя смеяться, плакать и вспоминать. Continental GT – автомобиль, который звучит, и уши долго помнят наглый звук этих цилиндров. Continental GT – это автомобиль, который имеет вес, и это чувствуют даже пальцы, тянущие к себе манетки системы обдува. Continental GT – не идеален, как все в мире. Но это только добавляет Bentley – редкой фамилии и старой истории – еще интересный характер. Такое нельзя оставить без награды. Самой главной.
О РАЗМЕРЕ ГАРАЖА
Mercedes-Benz CL длиннее Bentley, так что вам нужно позаботиться, чтобы в гараже было не меньше шести свободных метров в длину. Но Bentley шире – ищите еще пару метров в ширину
НАДО ЗНАТЬ
Название новому Bentley дала модель пятидесятых годов R Continental. Mercedes впервые получил наименование CL в 1999 году, а первый из больших купе имел обозначение 300 S.
ВАРИАНТЫ
У Bentley Continental GT есть версия с мягким верхом – кабриолет GTC. Mercedes-Benz таким похвастаться не может.
ВЗАИМОПОМОЩЬ
Если в салоне Bentley можно встретить массу деталей, знакомых по Volkswagen Phaeton, то салон CL идентичен седану S-Class практически во всем, за исключением интегральных сидений
© Автомобили
Декабрь 2006