Хэтчбек. Компактный. Быстрый. Козырный. Относительно дешевый. Но заднеприводный. Это новый сенсационный BMW. Сенсация не в том, что фирма снизошла до размеров гольф-класса, а в том, что была сохранена классическая компоновка.
И все-таки он задний! Баварские инженеры подчеркивают: «то, что движет, не должно управлять». Формулу 1 видели? Williams BMW? А переднеприводный? Даже гипотетически не допускается возможность появления такого BMW, иначе не будет никакого «удовольствия за рулем». И при проектировании «Серии Один» самой «младшей» скидок не делалось, главное, что это – BMW. Нажимаю кнопку на пультике-брелочке: привычно мигнули габариты и непривычно зажглась подсветка дверных ручек. Стильно! Открываю дверь, вставляю пультик в гнездо на панели (аккурат под кнопочкой «старт»). Наш автомобиль не был оснащен системой комфортного доступа, а то бы он сам подстроился под мой рост и вес, нашел бы мою любимую радиоволну, установил громкость, температуру в салоне... а так придется «порукоприкладствовать».
Напольная педаль газа добавляет спортивную искорку. Ощущение, будто сидишь в большом BMW, да еще богато «упакованном». В салоне все перекликается с новым стилем от старших серий. С помощью iDrive (не такой уж страшный зверь!), программируем навигатор и жмем на кнопку «старт». Мои драйверские амбиции были удовлетворены «удовольствием за рулем», неспешной прогулкой по автобанам на скорости чуть более 200 км/ч и несколькими не особо сложными маневрами на узеньких дорожках.
Кстати, в самую опасную ситуацию мы попали именно... во хмелю – посреди плантации хмеля, которых в Баварии несметное множество. Трактор с немытыми «ногами» навалил на чистенькие дорожки – разумеется, в повороте – кучи глины, которые слегка смочил добрый дождик, и на скорости за сотню... Страшно? Нет! Сброс газа, и машина сделала вид, что идет всего под 40 км/ч. Я даже обрадовался, а вот мой коллега видимо разозлился, ну не понравилась ему такая изначальная предсказуемость. Сев за руль, он обошел в крутом повороте пару виртуальных «шумахеров», потом, прямо в Мюнхенском аэропорту, яростно объехал целое «стадо» «лосей». И вновь недоумевал, что и «шумахеры» сыты, и «лоси» целы. Одним словом, с точки зрения управляемости, машина вряд ли сможет преподнести неприятные сюрпризы даже искушенному драйверу.
Так что же получается? Идеальный автомобиль? Но вспомним слова: «то, что движет, не должно управлять». И в нашем случае, управляемость и динамика BMW 120i как бы «сожительствуют» на одном шасси, будучи на самом деле довольно далеко разведены. Если просто разгоняться по прямой, выкручивая двигатель до красной зоны, – ну просто мед. Но на узких извилистых дорожках нас поджидали сюрпризы. Скорость 120 км/ч, впереди грузовик примерно под 70, торможение, пропускаем встречную, третья, выходим на обгон, газ в пол... и моторчик скисает. Кто ж так ездит? Надо со второй! Пробуем! 70 – вторая – газ в пол – уперлись в красную зону прямо в самый напряженный момент обгона – подоткнули третью – обгон завершен... Да, не по-драйверски. Пробуем еще несколько раз – результат тот же. Вероятно, виноват слишком большой разрыв между передаточными числами второй и третьей передачи (2,496 – 1,665). И это при живой шестиступенчатой коробке! Досадно.
Безопасные шины с системой постоянного контроля давления, позволяющие проехать аж 200 км с пробитым колесом, – не новинка для мирового автомобилестроения. Для представительских броневиков – понятно, но зачем это на самом недорогом автомобиле, да еще в базовой комплектации? Ответ, увы, банален и не патриотичен – запаску девать некуда! Идеальная развесовка по осям 50/50, которой так гордятся баварские инженеры, достигнута благодаря таким ухищрениям, как стальной подрамник для задней многорычажной подвески и аккумулятор под полом багажника.
На все жизненные удовольствия, включая холодильник, мангал, баварские сосиски и любимую собаку, остается всего 300 л полезного объема багажника (как у спортивного TVR Tuscan). Если туда запихнуть запаску (минус 100 л), то в пору будет устанавливать фаркоп и все свое возить в прицепе.
Внешность 1-й серии сенсацией тоже не назовешь. Не впервой сподручным Бэнгла ломать традиции и заниматься экзерсисами, не оглядываясь назад. Тем более что у этой модели все равно нет прямого предшественника. Надо сразу определиться – ты «за» или «против» Бэнгла, а не искать какие-то там красивые аналогии. Ежели начистоту, то и сама машина, и ее дизайн построены с чистого листа. Стало еще проще. Вычурные же детали старших серий словно сдуты в новой аэродинамической трубе центра FIZ в Мюнхене.
На первом месте среди передовых технических новинок – новая система регулировки хода клапанов Valvetronic (взамен дроссельной заслонки) и система изменения фаз газораспределения Vanos, оптимизирующая процесс сгорания топлива. Все это добавляет не только живости двигателю, но и значительно снижает вредные выбросы. Очень интересно спланирован график посещения станций технического обслуживания – в привычном виде его просто не существует. С учетом вашей манеры езды и условий эксплуатации, компьютер сам напомнит о необходимости визита на станцию, предварительно изложив возможный сценарий работ.
Обмануть вас не позволит новейшая система Key-reader. Сотрудник технического центра должен лишь получить от вас ключ, вставить его в приемное устройство сервисного компьютера и распечатать перечень необходимых работ с количеством расходных материалов и запчастей, а также остаточным ресурсом наиболее изнашиваемых деталей. Помимо низкой стоимости технического обслуживания, не будут огорчать и мелкие аварии. Например, при столкновении на скорости менее 10 км/ч, автомобиль не получит ни малейших повреждений, при контакте на более высокой скорости в действие вступят деформируемые элементы силового каркаса кузова, которые, по уверению конструкторов, очень легко меняются и практически бесплатны. Добавим сюда современную и весьма информативную систему Parktronic, и выходит, что все самые честные немецкие страховые компании (у нас, увы, таких нет) должны отлавливать потенциальных владельцев 1-й серии BMW еще на стадии эмбрионального развития.
© Автомобили
Октябрь 2004