Когда год назад в одном из мюнхенских ресторанов дизайнеры и конструкторы BMW отмечали с журналистами запуск машин первой серии, звучали самые разные версии того, как будет дальше трансформироваться модель. Кроссовер X1, седан, трехдверка? Ответственные лица лишь пожимали плечами. Единственное, чего они не отрицали, - под капотом "единички" со временем должна была появиться рядная "шестерка". Спустя год этот автомобиль ждал меня в аэропорте Мюнхена.
Теперь я наконец понял, на кого похож автомобиль. На только что вытащенную из воды рыбину. Которая смотрит злым и якобы мертвым круглым глазом, а потом вдруг начинает брыкаться. Этому сходству в определенной степени способствовал так называемый пакет "М", которым была оснащена "стотридцатая", - всякие спойлеры и диффузоры сделали силуэт машины еще более упругим. Еще эту версию отличают 18-дюймовые диски, на которые по осям ставится резина разной ширины - 205/45 впереди и 225/40 сзади. Внутри - ковшик спортивного сиденья, весьма пухлый "эмочный" руль и кое-что по мелочам - например, та самая литера "М" на металлической накладке, украшающей порог. Это, конечно, не M1. Во-первых, потому, что такой 277-сильный автомобиль уже был в модельной гамме баварской фирмы четверть века назад. Во-вторых, потому что М-пакет при наличии желания и ?2100 можно поставить на "заурядный" BMW 116i.
Главное в 130i - это, конечно же, возросшая до 265 л.с. мощность. Правда, в прошлом году в Эссене тюнинговая фирма Hartge поразила всех тем, что установила под капот первой серии 5-литровый V8 и даже обещала начать продажи этой 450-сильной модели, получившей индекс H1 весной нынешнего года по цене ?105 000. Только это оказалось мыльным пузырем, и упомянутый суперкар в прайс-листе фирмы из города Бекинген до сегодняшнего дня не значится. Инженеры BMW, конечно же, не могли обойтись с публикой так безответственно.
Автомобиль оснащен доработанной в нынешнем году рядной "шестеркой", только в отличие от 330i, 530i и 630i двигатель здесь имеет другие электронные настройки. Плюс мотор - даром что втиснут под капот небольшого автомобиля - охлаждается почему-то лучше, и выпускная система звучит погромче, так что отнимает у мотора не слишком много мощности. В результате на 130i двигатель выдает на 7 л.с. больше, чем у других упомянутых машин. Возрос до 315 Нм и максимальный крутящий момент. О возросших возможностях автомобиля напоминают спидометр, теперь оцифрованный до 260 км/ч, и тахометр, на котором красная зона начинается с 7000 об/мин.
Трехлитровый мотор "единички" комплектуется исключительно шестиступенчатой "механикой". Первая передача - только чтобы тронуться с места: тахометр зашкаливает уже на скорости чуть больше 30 км/ч. Так что поскорее втыкаем вторую, которая позволяет разогнаться почти до 90 км/ч. Собственно, дальше, если не стремиться выкрутить из автомобиля максимум, двигаться можно на любой. Даже на пятой передаче автомобиль отлично ускоряется на скоростях выше 150 км/ч. А на четвертой с 80 до 120 км/ч BMW разгоняется за впечатляющие 5,8 секунды. Максимальная скорость, как у "взрослых" машин, ограничена 250 км/ч. Однако, по словам Вильгельма Беккера, главного инженера всех проектов, связанных с "единичкой", без электронной удавки BMW 130i мог бы поехать со скоростью 275 км/ч.
Но главное достоинство баварской "копейки", на которое напирают и инженеры, и маркетологи фирмы, - конечно же, не скорость, а управляемость на виражах. А к этому, простите, возросшая мощность двигателя имеет косвенное отношение. Ну, разве что за счет возросшего крутящего момента коррекция траектории газом стала более эффективной. Хотя есть и вопросы. BMW 130i, как и его четырехцилиндровые предшественники, позиционируется как автомобиль с идеальной для управляемости развесовкой - 50:50. Понятно, что двигатель нового автомобиля до предела облегчен за счет легких сплавов, весит он всего на 20 кг больше, чем "четверка". Вот только 130i все равно весит на 130 кг больше, чем, например, 116i. Куда раскидали эти килограммы? Ответа получить мне так и не удалось. Однако сказать, что машина стала тяжелее в поворотах, я тоже не могу - ввинчивается не хуже ее более слабых собратьев.
Заметил я другое. BMW 130i почему-то уже успели окрестить "спортивным автомобилем". Я бы назвал его просто "быстрым". Да, пейзаж за окном мелькает весьма стремительно. В поворотах машина послушна. Рык двигателя если где и слышен, то только не в салоне. Тормоза безупречны. Спорт - это состязание, борьба. Тот же BMW M1, по воспоминаниям тех, кто на нем ездил, "отнимал немало физических сил". А здесь слишком много комфорта и предсказуемости.
На дороге в окрестностях Гармиш-Партенкирхена возле поворота на деревенское шоссе какая-то местная Анхен просыпала песок. Много песка. Я это видел издали и потому, чуть дернув руль, добавил газу. Скорость была невелика, но через мгновенье мне показалось, что машина сейчас поедет задом наперед. На приборной доске замелькали оранжевые символы, я чуть-чуть поправил баранку в обратном направлении и спустя секунду уже катился по сельской дорожке вдоль плантаций хмеля. Вот это уже теплее!
По официальной версии, за год фирма успела продать 136 000 автомобилей 1-й серии, "обогнав по тиражу наших конкурентов и из Штутгарта, и из Ингольштадта" - читай: Mercedes-Benz A-Klasse и Audi A3. Может, это и так. Говорят, "единички" хорошо продаются в Великобритании и Италии, что касается родины, то за день я встретил на баварских дорогах всего четыре автомобиля BMW первой серии. И еще один штрих к портрету официального владельца. По мюнхенской статистике, среди покупателей "единичек" очень много граждан, раньше ездивших на машинах из Вольфсбурга. Сам по себе напрашивается вывод: BMW 130i скорее не для тех, кто уже привык к большим баварским машинам, а для тех, кто "перерос" VW Golf GTI.
В России BMW 130i должен поступить в продажу после Нового года, но цена его известна уже сегодня - ?41 600. Это на ?12 000 дороже, чем спрашивают у нас за BMW 120i, что, в принципе, немного. Ведь в эту сумму укладываются спортивные сиденья с электрорегулировками и функцией памяти, ксенон, омыватели фар, радио с чейнджером, сдвоенные выхлопные трубы, а также цвет "металлик" в базовой комплектации. Стало быть, каждая лишняя баварская "кобыла", а их у шестицилиндровой модели на 115 больше, обойдется в какие-то жалкие ?70-80. Впрочем, можно рассуждать и иначе. За упомянутую разницу в цене можно прикупить городской мотоцикл, или, как его еще называют, "скарвер" BMW F650CS. Его, кстати, тоже принято величать "королем поворотов". А на службу в условиях мегаполиса этот транспорт доставит вас значительно быстрее, чем автомобиль BMW 130i даже с пресловутым пакетом "М".
© Автопилот
Октябрь 2005