Откровенно говоря, на классический «гран туризмо» новая баварская легковушка похожа меньше всего. Под маркой с бело-голубым «пропеллером» уже не первый год выпускаются настоящие GT – вроде 6-й серии или «трешки»-купе. Особенно бесподобный M3… А тут скорее люкс-«переходник» (crossover), классный многоцелевой автомобиль - в расчете на тех, для кого узковаты возможности седанов 7-й серии. В «линейке» BMW грузопассажирская «семерка» отсутствует (и вряд ли появится), так отчего же не вывести на рынок 5-дверную модель увеличенной вместимости – соответствующего ранга?
Вот и принимайте: в IV квартале у европейских и североамериканских дилеров объявится своего рода «хэтчбек» - крупный и с довольно высокой линией крыши. Да еще и с задней дверью неординарной конфигурации: вроде двойных «ворот» Twindoor, которые украшают «корму» шкодовской Superb. И хотя баварские автомобилестроители обозначили новинку как Gran Turismo, понимать их буквально не следует. Здесь совсем другое: вопросы маркетинга, правильного позиционирования модели в специфическом рыночном сегменте… Тонкое дело.
Равно как не стОит искать в 5-й серии GT приметы «пятерки»; не найдете. Просто потому, что «гран туризмо» от BMW создан вовсе не на платформе E60/E61. А совсем на другой - посмотрите.
Пятидверное купе
Gran Turismo выглядит как массивный и солидный, хотя и не лишенный своеобразного изящества автомобиль, в облике которого безошибочно распознается изделие BMW. Причем не только по передку с двойным вырезом фальшрадиатора, но и в других ракурсах. Выдают фирменные фонари, а также знаменитый Hofmeister Kink – обратный излом задней стойки кузова, который с начала 70-х надолго стал одним из отличительных признаков баварского дизайна.
Крупный Gran Turismo тяжеловат в фас, но изящен в профиль.
Натуральный «биммер»; впрочем, при взгляде сбоку-сзади на память приходит британский Rover 2000 (2300, 2600 и 3500), выпускавшийся с 1976. «Премиальный» седан-«хэтчбек» с откидной задней дверью слегка опережал свое время и особенного успеха не добился. А теперь его узнаваемый силуэт проступает в облике Gran Turismo; новое как хорошо забытое старое… У BMW необычную легковушку позиционируют как PAS (Progressive Activity Sedan, – гм, седан прогрессивной активности), и 5-й серия GT заявлена как первая ласточка в перспективной программе. Так что единственной моделью дело, видимо, не ограничится. Поглядим.
Пропорции «гран туризмо» заданы линией крыши и огромной колесной базой - при укороченном заднем свесе. В пределах «растянутой» базы немало места для размещения пассажиров – и ход у легковушки ровнее. Стекла в боковых дверях без рамок, - пожалуй, впервые в практике баварских автомобилестроителей такое решение приложено к модели с количеством дверей сверх 2-х. Вместе со спадающей назад линией крыши, окна без рамок создают то самое впечатление, какое заявлено в пресс-релизах: многоцелевое транспортное средство в стиле «купе». Такая нынче мода: «купе» с 4-я, а то и 5-ю дверями. Впрочем, хоть горшком назови…
Купе или нет, но на тесноту пассажирам Gran Turismo жаловаться не приходится. Просторнее даже, чем в салоне новой «семерки» F01, – благодаря высокому потолку купе-«хэтчбека». Приподнятая посадка дает водителю круговую обзорность и командную позицию на дороге – едва ли не как за рулем «паркетника» X5. Новый «биммер» считается 5-местным автомобилем, и во 2-м ряду действительно устраиваются трое взрослых - вполне свободно. А для самых требовательных предназначен опционный пакет Luxury Rear Seating Package: вместо общего «дивана» в заднем ряду 2 индивидуальных сиденья, разделенные подлокотником (с отделением для мелочей и «подстаканниками»). Сервомеханизмы регулирования по нескольким направлениям, подогрев и вентиляция. Свобода посадки, удобство и первоклассный комфорт.
Стильная передняя панель сдержанного дизайна. И маховичок iDrive на центральной консоли.
Опционный Luxury Rear Seating Package: раздельные сиденья с индивидуальной регулировкой
Люкс-«переходник» отличается от седана 7-й серии не только приподнятым потолком, но и гибкой вариабельностью внутреннего пространства. Так, задние сиденья сдвигаются вперед-назад (до 100 мм): пассажиры 2-го ряда могут менять посадку, а также регулировать вместимость багажного отделения. И само собой, по необходимости сиденья складываются «в пол»; погрузочное пространство Gran Turismo увеличивается тогда до размеров приличного компакт-«вэна».
По классу отделки интерьера купе-«хэтчбек» нисколько не уступает седанам 7-й серии. Сиденья даже и в самой скромной версии GT 535i обиты натуральной кожей Dakota, кругом качественные пластики и матполированный алюминий. А за доплату полагается кожа особой выделки Nappa – в вариантах оттенков. Информационно-развлекательное и комфортное оснащение тоже на уровне новой «семерки». Так, в «штате» регулирование передних сидений (сервомеханизмы) по 10 направлениям - в том числе и положение «активных» подголовников. Двойное остекление крыши: передняя половина открывается, задняя неподвижна. И если GT 535i положен 2-зональный «климат-контроль», то GT 550i – уже 4-зональный. И т.д. - по длинному списку…
Разумеется, у Gran Turismo по «штату» самая передовая техника безопасности – «активная» и «пассивная». А среди опций здесь числится, например, система Night Vision (ночное видение) – с распознаванием одиночных пешеходов на обочине. Ведь как известно, пешеходов надо беречь.
Баварская техника
В основе купе-«хэтчбека» новая платформа BMW V5 «классической» архитектуры: двигатель спереди, ведущие колеса – задние. Впрочем, совсем не исключено появление также и полноприводных «гран туризмо» - с трансмиссией xDrive. Нисколько не противоречит замыслу многоцелевого люкс-авто.
В гамме двигателей Gran Turismo пока только 3 варианта: пара бензиновых и турбодизель. Для начала рядная 3-литровая «шестерка» N55: знакомый 24-клапанник, но в своеобразном исполнении. В отличие от прежней N54, здесь впервые в одной упаковке соединены турбонаддув, непосредственный впрыск бензина в камеры сгорания High Precision Injection (HPI) и замечательный ГРМ Valvetronic – уже III поколения. Неожиданный поворот: дело в том, что система впрыска HPI применялась в конструкции «шестерки» N54 как раз вместо сложного и дорогого механизма Valvetronic. По замыслу, непосредственный впрыск бензина позволял сжигать сильно обедненную топливовоздушную смесь и тем самым позволял обходиться без дроссельной заслонки на впуске. Как и ГРМ Valvetronic, а поэтому совмещать их рядом вроде не имело смысла.
Однако же сжигание обедненной смеси сопряжено с затруднениями по части каталитической нейтрализации отработанных газов. Так что с прицелом на североамериканский рынок, баварские моторостроители переориентировали «шестерку» N55 на топливовоздушную смесь нормального (стехиометрического) состава. Причем систему впрыска HPI сохранили (у нее есть и другие достоинства – особенно при работе с наддувом). А чтобы не возвращаться к дросселированию на впуске, к HPI пристыковали Valvetronic; нет слов.
Бесподобная "шестерка" N55: непосредственный впрыск бензина, турбонаддув - плюс Valvetronic III поколения.
Плюс TwinPower Turbo: агрегат с двойной «улиткой» на входе в турбину. Выхлопные газы от 2-х групп цилиндров (по 3 в каждой) поступают в турбокомпрессор раздельно: так сказать, два в одном. Со степенью сжатия 10,2 (и с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха) «шестерка» N55 развивает до 306 л.с. при 5800 мин-1, наибольший крутящий момент - 400 Нм в диапазоне 1200-5000 оборотов. Один из самых необычных на сегодня бензиновых двигателей: мощный и эластичный, экономичный и экологичный. И что характерно, дебютирует замечательный N55 именно на шасси нового Gran Turismo; грамотный маркетинг.
А для тех, кто любит погорячее, - V-образная 4,4-литровая «восьмерка» N63 с bi-турбонаддувом (уже обкатанная на шасси люкс-«паркетника» X6 и новой «семерки»). Неординарная 32-клапанная конструкция выдает аж 408 л.с. при 5500 мин-1, максимальный крутящий момент – 600 Нм. Вряд ли кому покажется мало.
Ну и цельноалюминиевый турбодизель N57 максимальной мощностью 245 л.с. при 4 тыс. оборотов, наибольший крутящий момент - 520 Нм. В расчете на европейских покупателей, которые оценят его топливную экономичность. Двигатели комплектуются новейшим 8-скоростным (!) гидромеханическим «автоматом» ZF, который даже и для «семерки» F01 полагается пока лишь в top-исполнении 760i. То есть, судя по гамме силовых агрегатов, Gran Turismo позиционируется в модельной «линейке» BMW исключительно высоко - едва ли не над 7-й серией! «Автомат» допускает принудительное управление; благодаря многочисленным передачам (VI – прямая) удалось не только добиться исключительно гладкого переключения, но и задать 2 высшие как «ускоряющие». Так, «гран туризмо» 530d способен – в принципе - идти на VIII со скоростью 90 км/ч при оборотах турбодизеля чуть выше 1100 мин-1. Бесшумно и экономично, а с нестабильностью движения «в натяг» справится автоматика.
У Gran Turismo первоклассная ходовая: как и у «семерки» F01, передняя подвеска на двойных поперечных рычагах (винтовые пружины). Необычно и ново для легковушек с бело-голубым «пропеллером», которые на протяжении десятков лет оснащались спереди исключительно стойками McPherson. Прогрессивное решение, и на ходовых качествах новых «биммеров» наверняка скажется. Задняя подвеска Integral-V тоже на двойных поперечных рычагах («пространственная» схема), причем вместо винтовых пружин здесь работают пневматические упругие элементы. Постоянная высота моста над поверхностью дороги – независимо от полезной нагрузки (которая у купе-«хэтчбека» меняется в довольно широких пределах). А также плавность хода, и без того неплохая у массивного автомобиля с длинной колесной базой.
Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах необычна для баварской легковушки. Радиус обкатки управляемых колес сведен практически к нулю.
В виде опции идут «активные» поперечные стабилизаторы Roll Stabilization: под управлением бортовой электроники Driving Dynamics Control они ограничивают боковые крены довольно высокого GT в быстрых виражах. А вместе с амортизаторами Dynamic Dampening Control регулируемой жесткости, «активные» стабилизаторы позволяют автомобилю проходить повороты «в плоскости» - почти без кренов. Вообразите…
В скромном исполнении 535i купе-«хэтчбек» катится на покрышках 245/50R, смонтированных на 18-дюймовые колеса. Разумеется, из легкого сплава. Тогда как у крутого 550i с мощной «восьмеркой» резина по осям неодинакового размера: 245/50R спереди и 275/50R сзади - на 19-дюймовых ободах. Руль реечный с сервогидроусилителем Servotronic, «баранка» делает 3,1 оборота от упора до упора. А за доплату Gran Turismo оснащается системой Integral Active Steering и превращается – подобно новой «семерке» - в полноуправляемый автомобиль. Мало того, что рулевой механизм AFS передних колес работает с переменным передаточным числом (в зависимости от скорости автомобиля), так задние колеса тоже управляемые! На заднем мосту особый электронно-гидравлический механизм: на скоростях он слегка доворачивает колеса (до 2,5o) в сторону виража. Тогда как на малом ходу они работают в противофазе с передними и улучшают маневренность габаритной легковушки.
Высокодинамичный Gran Turismo оснащен мощными тормозами: вентилируемые диски диаметром 348 (374 для GT 550i с bi-турбо «восьмеркой») мм спереди и 345 (370) мм сзади. Помимо типовых ABS и серво-«бустера», тормозная система купе-«хэтчбека» укомплектована также неординарными приспособлениями – вроде Brake Standby (При резком сбросе «газа» тормозные накладки заранее подводятся к рабочей поверхности дисков) и Brake Drying (После пересечения лужи накладки слегка прижимаются к тормозным дискам – для просушки). Тормоза всегда готовы к действию.
Агрегаты и узлы купе-«хэтчбека» собраны на жесткой несущей структуре из тонколистовой стали и стальных профилей. Ради снижения веса автомобиля баварские инженеры пошли на широкое применение легких сплавов и армированных пластиков. Так, двери из дюралюминиевого листа на 28 кг легче стальных, рычаги подвески из алюминиевых сплавов позволили уменьшить неподрессоренные массы. Даже тормозные диски комбинированные: их рабочие поверхности чугунные, тогда как ступицы из алюминиевого сплава. Инженерный класс.
Замысел и воплощение
Тем не менее, крупная машина получилась довольно массивной. Снаряженный вес GT 535i – от 2015 кг; тяжелее седана 7-й серии в сравнимом исполнении 740i! Ну а top-версия GT 550i тянет на все 2135 кг – по меньшей мере. Длина 5-й серии GT - 4998 мм, ширина – 1901, высота – 1559; колесная база – 3070 мм, колея - 1611/1654. По базе и колее один в один с новой «семеркой»; знак глубокой унификации по шасси и ходовой. У нового «биммера» неплохая аэродинамика: коэффициент сопротивления воздуха - 0,31. Однако при внушительной лобовой площади 2,57 м2 аэродинамический фактор равен 0,8; значительно хуже, чем у «семерки. Разница в высоте…
Вместимость багажника (за спинками сидений 2-го ряда в стандартной позиции) – 440 л, тогда как сдвиг их вперед увеличивает отделение для поклажи до 590 л. При полной посадке по местам! А если все еще мало, то задние сиденья складываются «в пол», и погрузочное пространство достигает внушительных 1700 л. Вот тут и проступает сокровенный замысел создателей Gran Turismo: престижный «биммер» увеличенной вместимости - с гибко вариабельным внутренним пространством. Для тех, кому нужен класс 7-й серии, но с возможностями «универсала». Однако же без грузопассажирской прозы, которая способна отпугнуть капризных и претенциозных покупателей высококлассных легковушек.
Габаритный и массивный автомобиль, однако динамика у Gran Turismo совсем не хилая: скромный GT 535i с 6-цилиндровым N55 способен набрать «сотню» с места за 6,3 сек. Максимальная скорость – 250 км/ч – ограничена, само собой электроникой. А средний расход бензина (EU) – меньше 9 л на 100 км пути; идеи EfficientDynamics в действии. Приемистость GT 550i еще лучше: мощная «восьмерка» разгоняет автомобиль с места до 100 км/ч за великолепные 5,5 сек.! Правда, и средний расход бензина увеличивается до 11,2 л на «сотню» пробега. Если же во главу угла ставится экономия горючего, то внимания заслуживает купе-«хэтчбек» с турбодизелем. В самом деле, GT 530d расходует в среднем лишь 6,5 л тяжелого топлива на 100 км пробега, тогда как «сотню» с места набирает быстрее, чем за 7 сек. Максимальная скорость – 240 км/ч – ограничена не уже электроникой, а мощностью «шестерки» N57. Хотя на вялость характера 530d вряд ли кто пожалуется.
При всей необычности, баварский Gran Turismo следует в более-менее накатанной колее: многоцелевая легковушка повышенной вместимости. Разве что в люкс-классе… Так ведь и здесь есть выразительный прецедент: своеобразный R-класс под 3-лучевой «звездой». Правда, интересный эксперимент Mercedes не принес рыночного успеха; пионерным решениям нередко выпадает трудная судьба.
Тогда как попытка BMW может оказаться вполне удачной: со времени R-класса потенциальные покупатели морально дозрели, и кое-кто уже готов потратиться на многоцелевой «биммер». И российским автомобилистам (из тех, кто может себе позволить) 5-я серия GT тоже подойдет. Особенно в полноприводном исполнении xDrive; может, стОит подождать?
На взгляд сбоку-сзади купе-"хэтчбек" вызывает в памяти замечательный Rover из II половины 70-х. А двойная задняя дверь вроде как заимствована у легковушек Skoda.
Дверные стекла Gran Turismo обходятся без рамок - в стиле купе.
Фото BMW.
© CarExpert.ru
30.05.2009