Санкт-Петербург, промозглое летнее утро. Я в мечтах о теплой и светлой редакции сижу в пробке-тянучке на Садовой улице. Вокруг – такие же, как я: на грязных мрачных автомобилях, стыдливо отгородившись тонированными стенами от любопытных соседей, подмороженные люди ползут грызть гранит работы. Слово дня – выразительное междометие "брр!". Как, впрочем, в большинстве других дней в этом городе, проклятом египетскими сфинксами.
Я слишком сгущаю краски? Ну и пусть! Можете со мной не согласиться, но лично мне шестидесяти двух солнечных дней, которые, как говорят, случаются в Питере в среднестатистическом году, до обидного мало. Думаю, что владельцам кабриолетов хорошей погоды тоже не хватает. Но, согласитесь, эти люди должны быть отчаянными оптимистами, раз они решились на покупку "автомобиля выходного дня". И я им ой как завидую!
Можно, конечно, утешать себя тем, что открытый автомобиль и Петербург – это столь же нелепое сочетание, как, скажем, шерстяные носки и шлепанцы или же джинсы и опера. Но – черт возьми! – как только над городом вновь возносится улыбчивое солнце, а температура воздуха становится не просто положительной, а сильно положительной, хочется нацепить с таким трудом выбранные солнцезащитные очки и на зависть всем агорафобам умчаться охотиться на заинтересованных девушек куда-нибудь на побережье Финского залива.
Безусловно, оба открытых Крайслера – и Crossfire Roadster и PT Cruiser Cabrio – в наших широтах не столь практичны, как у себя на исторической родине. В Америке такая машина запросто может быть основной, что, в общем, там повсеместно и практикуется. И правда, почему нет? Там дождь – это приятная неожиданность, а не суровая повседневность. К тому же в цивилизованной стране вероятность обнаружить прожженное окурком сиденье по возвращении из супермаркета гораздо ниже, чем у нас. Да и вообще: вы бы рискнули оставить дорогой кабриолет со сложенным верхом и без присмотра даже на несколько минут? Сомневаюсь. Боязно.
Я тут не зря завернул про историческую родину. На самом деле обе эти машины совсем не американские, как, вроде, должно быть. PT Cruiser Cabrio выпускается либо в Мексике, либо в Австрии, что довольно-таки космополитично с его стороны. Crossfire Roadster и вовсе продукт целиком немецкий, потому как производится на заводе фирмы Karmann в Германии из немецких же деталей – в основе машины таится мерседесовская платформа с мотором вместе, некогда принадлежавшая родстеру SLK предыдущего поколения. Такая вот занимательная экономическая география.
Как я уже, помнится, поведал, в своей естественной среде обитания кабриолеты или же их ближайшие родственники родстеры – это прежде всего автомобили на каждый день. Есть, конечно, удивительные исключения в виде машин, которые не то что непригодны для повседневной езды, но и вообще весьма затруднительны в использовании – например, Caterham какой без окон без дверей. Но эта вещь уже явно из фанатского сектора. А для обычных людей без ярко выраженных экстремальных мазохистских наклонностей предусмотрены всеразличные удобства – хоть бы и под открытым небом. Да-да, сто пятьдесят регулировок всего, много музыки и кожи, климат-контроли с бортовыми компьютерами… Единение с природой должно быть прежде всего приятным и продуманным. Будучи открытыми, и Crossfire и PT Cruiser поставляются исключительно "полнофаршными". Все включено, как в хорошей турпутевке. Один раз живем, господа! Так давайте же сделаем это достойно!
Само то, что в наших загребущих руках оказались две столь необычные машины одновременно, – большая удача. Опен-эйр-автомобили все-таки не слишком распространены у нас, и потому в салонах дилеров они также встречаются нечасто. Тем более имеющие столько общего: марку, цвет, тип трансмиссии, уровень комплектации… Но отличий у Crossfire и PT Cruiser – гораздо больше, нежели сходства. Первый – двухместный родстер, неизбежно несущий на себе бремя имиджа спорткара. Второй – прикольный четырехместный кабриолет, полученный путем хирургической операции из почти что семейного минивэна. Удивительные – рядом.
Вот стоит эффектный стремительный, как ракета "земля – враг", громоподобный Crossfire. Под ним, даже не заведенным, горит и плавится земля – боже, каких нечеловеческих усилий ему стоит это нестерпимое ожидание чуда движения! Дизайн автомобиля удивительно цельный, но делают его исключительно детали: продольные ребра на капоте, жабры на передних крыльях, огромадные колеса, непоседливое антикрыло, автоматически выдвигающееся на высоких скоростях…
PT Cruiser другой, совсем другой. Он весь расфуфыренный – вышел чисто погулять, пофорсить. "Вау, я весь из себя такой классный и манерный! Нравлюсь?" Очень! Душка-Круизер – это джаз, тросточка и лакированные туфли. Прошлое снова вернулось – с юмором и без тоски. Не машина, а этакий современный антиквариат. Хорошо забытое старое даже и не думает гримироваться под новое. Это как искусственно состаренные джинсы: такие носят не все; но те, кто все же решился их одеть, выглядят козырно.АВТОГРАФИЯ
Crossfire внутри не столь грозен, как снаружи. О спортивности говорят лишь перфорированные педали, пластмассовая серебрянка на центральной консоли и скромные размеры свободного пространства. Но теснота здесь исключительно кажущаяся: такое впечатление создают высокие борта, низкое лобовое стекло и эверестоподобная линия багажника. А при поднятом верхе начинаешь понимать все чувства кролика, ожидающего в шляпе волшебника своего выхода. И потолок низкий, и во внутрисалонное зеркало ни черта не видно – так, легкий намек на горизонт. Даже не буду комментировать, что происходит после "сотни", когда из багажника вырастает антикрыло.
Что вы говорите? Подумаешь, уж и побрюзжать нельзя! Да кому вообще нужен этот вид назад? У нас – спортивная машина, а всем остальным – в срочном порядке любоваться хвостовыми огнями! Родстер очень быстр, но это никак не спортивный автомобиль. Плавный автомат и длинный руль выдают в Крайслере Мерседес. А как известно, даже спортивный Mercedes – это в первую очередь вежливая, учтивая и заботливая машина, хоть и дьявольски быстрая. Так же и Crossfire: автомобиль на любой скорости держит прямую с упорством бультерьера и при этом в поворотах ведет себя сверхстабильно, всячески ограждая водителя от возможных непредвиденных обстоятельств. Здесь же: отличные тормоза придуманы с явным запасом, а "плотная" и энергоемкая подвеска очень достойно выглядит даже на наших дорогах. Поначалу подчеркнуто рафинированное спокойствие машины слегка разочаровывает, но затем в гораздо большей степени подкупает. К любому хорошему быстро привыкаешь. Да, внешность машины обещала нам как минимум безудержный полет огненной колесницы самого Гелиоса. На деле же имеем чучело бога войны с характером кота Леопольда. Красиво, вызывающе, но хоть и не тихо, зато мирно.
Внешность PT Cruiser куда больше соответствует природным задаткам. Он более гармоничен во всем. Тема автостарины продолжается и внутри машины.
Центральная консоль со вставками под цвет кузова и круглыми приборами – явный реверанс в сторону автомобилей семидесятилетней давности. Разве что приборы на старых машинах чаще располагались по центру. Круизер же, естественно, более человечен к водителю; правда, порой складывается впечатление, что из прошлого просочилось не только настроение, но и кое-что по части эргономики. Чтобы нормально перемещать селектор трансмиссии, приходится тянуться за ним, как на отечественных "девятках" при включении пятой передачи. Да и вообще посадка в PT Cruiser показалась мне странной: на высоком кресле восседаешь сусликом, а педали с такой высоты кажутся далекими и расположенными не там, где привычно, – чуть ли не под креслом. Стоит еще чуть это кресло приподнять – и сможешь сидеть, полноценно болтая ножками. Но в целом – терпимо, а для вышедших ростом водителей проблем вовсе не будет. Впрочем, при той манере езды, на которую провоцирует машина, и у меня, низкорослого, трудностей не возникло. Стартует автомобиль уверенно и, неспешно шевеля передачами автоматической коробки, невозмутимо набирает ход. Полет нормальный: в салоне гуляет ветер, радостно залетая в уши и фамильярно ероша волосы. Кабриолет, как по линейке, прочерчивает прямую, и как по транспортиру – повороты. Не на таких скоростях, как Crossfire, конечно, но и не шепотом. Тормозит надежно и предсказуемо. Но ты не думаешь о том, как едет машина, а представляешь, как в ней едешь ты сам. Как выглядишь со стороны. Какое производишь впечатление. И неважно, что PT Cruiser на фоне родственного родстера выглядит более топорным. На здоровье. Во-первых, не каждому удастся, как нам, свести эти машины лицом к лицу. А, во-вторых, он стоит-то почти в два раза дешевле! Ну? Ведь существенно же! А удовольствия – ничуть не меньше. Это, правда, другое удовольствие, но и оно весьма ценно. Важно, что эффект машина производит столь же сногсшибательный, как и Crossfire. Что, собственно говоря, и требовалось.
Обе машины оборудованы мягким топом, но Кроссфайр расстается с брезентовой нахлобучкой гораздо охотнее. Всего и делов, что вручную отсоединить замок крыши от рамки лобового стекла. Но у других производителей этот процесс тоже автоматизирован и не требует никаких дополнительных действий. А для того чтобы сложить крышу Круизера, придется покинуть насиженное место в теплом кресле, так как верх не прячется в недра багажника, а утверждается снаружи вокруг салона, его необходимо собственноручно укутать в чехол из кожи "молодого дерматина" – процедура сия необязательна, но дюже желательна.
Багажник Crossfire – неплохое подспорье для бардачка: несколько литров обитой черным карпетом ниши. Поставь туда сабвуфер – и багажник канет в небытие. Однако "саб" у родстера уже есть: комплектация, в которой машины попадают к нам, уже включает в себя классную аудиосистему с акустикой Infinity. У второй машины места для поклажи значительно больше – благо, складной верх лишен права посещения багажника. Кстати, в обоих "открытках" на обратной стороне крышки багажника имеется ручка, потянув за которую можно выбраться на волю. Ума не приложу, какое живое существо смогло бы поместиться в Кроссфайре…
Ну, что сказать? Обе машины – хороши, но каждая по-своему. Они такие разные, и все-таки они вместе. Конечно, сезон кабриолетов уже на исходе (хотя, говорят, в Финляндии отдельные горячие личности умудряются даже зимой ездить на автомобилях с опущенным верхом), покупка машины без крыши сейчас, осенью, видится довольно прагматичным шагом: дилеры готовы идти на серьезные уступки тем, кто решится пополнить ряды отчаянных оптимистов. А вам слабо?
© Колеса
Октябрь 2004