Так получилось, что на встречу с Chrysler PT Cruiser я опоздал. Ненадолго — всего на пару лет. Для человека, специализирующегося на автомобильной истории, это вполне простительно. Конечно, я видел эту машину на нескольких автосалонах, не говоря уже о фотографиях и видеороликах, читал пресс-релизы и статьи. Несколько раз на московских улицах глаз «цеплял» нестандартный силуэт PT. И мне настолько понравился этот несколько тяжеловесный «кар под ретро», что даже критические отзывы специалистов по поводу живущей «собственной жизнью» автоматической коробки передач, большого радиуса разворота и «неспортивного» характера автомобиля не смогли уничтожить неизвестно откуда возникшую симпатию. Знакомству мешало только одно: пути наши почему-то не пересекались. И вдруг удача — еду в Португалию на презентацию PT Cruiser CRD 2,2!
Не знаю почему, но перед вылетом я волновался: боялся, наверное, что образ, тщательно нарисованный моим воображением, рассыплется в прах, боялся разочарования, которое подчас неизбежно наступает при ближайшем знакомстве. Но, к счастью, этого не произошло. Внешне машина почти не изменилась, разве что бампер и боковые молдинги, окрашенные, согласно современной моде, в цвет кузова, противотуманные фары, хромированная выхлопная труба и легкосплавные 16-дюймовые диски колес с шинами 205/55 R 16 придали ей более строгий и элегантный вид. В интерьере видимых изменений тоже оказалось немного. Порадовал откидной подлокотник на переднем пассажирском кресле: раньше эта «роскошь» была только у водителя. Появились в стандартной комплектации боковые подушки безопасности, изменился и ряд других незначительных деталей. А вот под капотом...
Под капотом произошли глобальные перемены. Теперь здесь скрывается 2,2-литровый 4-цилиндровый 16-клапанный турбодизель Common Rail, разработанный специалистами Mercedes-Benz специально для европейской версии PT Cruiser. Его максимальная мощность — 121 л.с. при 4200 мин-1, а максимальный крутящий момент — 300 Нм, «полка» которого лежит между 1600 — 2600 оборотами. Трансмиссия — механическая. Автоматической коробки передач пока не предлагают. Как выяснилось позже из бесед со специалистами, основная причина этого заключается отнюдь не в том, что европейцы больше любят «механику», а в технических сложностях сопряжения двигателя с большим крутящим моментом с имеющимися на данный момент АКП. Технически эта проблема, разумеется, разрешима, но при условии, что спрос на коробку-автомат будет достаточно высоким и овчинка, что называется, будет стоить выделки.
Салон автомобиля достаточно просторный. Спереди места хватает даже для самых длинноногих, при этом сзади тоже вполне комфортно. Сиденья удобные, и даже проведя в машине несколько часов, усталости практически не чувствуешь. Единственный недостаток салона — мало ниш и емкостей для «мелочевки». Перчаточный ящик довольно маленький (место «съела» пассажирская подушка безопасности), небольшой объем и у дверных «карманов». Между тем пространство под пассажирским сиденьем пустует: туда так и просится ящик для всякой всячины, но вместо него стоит пластмассовая заглушка. Правда, знатоки утверждают, что при желании такой ящик вам установят на любом сервисе... На рынок PT Cruiser 2002 поставляется в двух комплектациях — Touring и Limited Edition. Последняя, разумеется, более «продвинутая»: кожаная обшивка сидений, дисковые тормоза на всех колесах, ABS, traction control... Потолочный люк с электроприводом, круиз-контроль, улучшенная по характеристикам аудиосистема и навигация предлагаются на обеих версиях в качестве опций.
Новый дизель с самого начала зарекомендовал себя с лучшей стороны. Вряд ли стоит удивляться, что и на холостых оборотах, и на ходу его практически не слышно — это для автомобиля такой ценовой категории само собой разумеется. Вибрации, свойственные моторам с воспламенением от сжатия, практически незаметны. Это тоже заслуга конструкторов: CRD — первый дизель MB с уравновешивающими валами. На скоростях свыше 130 км/ч шумы все-таки дают о себе знать, но это — «аэродинамика», чего и следовало ожидать, принимая во внимание обводы кузова. Что касается самого мотора, то, по субъективным ощущениям, пик его крутящего момента лежит все-таки несколько выше, чем это указано в технических характеристиках, — примерно на 1700-1800 оборотах, что ни в коей мере не умаляет достоинств этого дизеля. С ним PT Cruiser выглядит просто заново родившимся. Он, по всеобщему признанию, наконец-то поехал по-настоящему. Конечно, у 2-литрового бензинового двигателя динамика получше (разгон 0-100 км/ч — 9,3 с, у дизеля — 11,3 с), зато у CRD выше максимальная скорость — 183 км/ч. При этом до 180 км по спидометру машина разгоняется легко и движется в таком режиме довольно долго и без усилий. На скоростях же до150 км/ч это просто автомобиль для удовольствия: дорогу держит отлично, руля слушается беспрекословно.
В поворотах и на трассе PT Cruiser достаточно устойчив, но есть одно «но» — большая парусность. При боковом ветре машину здорово сносит, так что водителю приходится постоянно подруливать. В городском цикле автомобиль расходует 9,1 л топлива на 100 км, на трассе расход уменьшается до 5,6 л — похоже, экономные жители Старого Света останутся довольны. Машина в новой ипостаси вполне может претендовать на роль бестселлера, что позволит DaimlerChrysler укрепить свои позиции на европейском рынке. Кстати, о рынке. Эксперты компании уверены, что продажи будут расти. По их расчетам, в 2002 г. в Европе будет продано свыше 40 000 PТ Cruiser (на 10 тысяч больше, чем в 2001 г.), и 47% из них придется именно на дизельную версию, которая уже в марте поступила в салоны дилеров. Кроме дизеля предлагаются два бензиновых мотора: рабочим объемом 1,6 и 2,0 л. На обеих версиях стоит автоматическая трансмиссия. В ближайшее время, скорее всего, следует ожидать и новую партию двигателей для PТ Cruiser. Во всяком случае, в ходе пресс-конференции прозрачно намекнули на такую возможность: история еще не закончена!
Производитель считает, что PT Cruiser сможет успешно побороться за симпатии европейских покупателей с основными конкурентами — Opel Zafira и Renault Scenic. Что касается американского рынка, то тут ситуация не так однозначна. По другую сторону Атлантики, как известно, и дизели, и механические коробки передач не слишком-то жалуют, поэтому, скорее всего, продажи PT Cruiser CRD там будут ограниченными. В России же машину ожидают только в конце лета. Цена версии Тouring, по предварительным оценкам, составит примерно $28500, более богатая комплектация Limited будет дороже на $1200.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
На обратном пути, когда наш самолет среди ночи приземлился в Шереметьево, меня ждала неожиданная встреча... Подкинуть меня до дома любезно согласился коллега, который уже два года ездит на PT Cruiser с 2-литровым бензиновым мотором и коробкой-автоматом. И тут я почувствовал разницу. Могу сказать, теперь мне даже не жаль, что мое первое знакомство с этой машиной запоздало на два года…
© Автомобили
Апрель 2002