Если бы я выбирал тотемное животное для эмблемы автомобильной марки, как это делал в конце 20-х годов прошлого века Уолтер Крайслер, то, следуя правилам, непременно остановился бы на каком-нибудь благородном существе.
Тем более что лошади, змеи и даже некоторые большие кошки в то время были еще совершенно свободны от корпоративных обязательств. Словом, я никогда бы не выбрал барана.
Не сделал бы эмблемой барана и имел бы все шансы считаться настоящим ослом. Потому что, следуя правилам, очень легко оказаться в унылом тупике. Правила нужно иногда нарушать.
«Нельзя значит можно». Такой рекламный слоган, а также баранью голову раза в два крупнее той, что когда-то приглянулась мистеру Крайслеру, выбрал концерн DaimlerChrysler для продвижения марки Dodge в Европе. Пионером стал Dodge Caliber, с которым журналистов познакомили, как только он появился в России.
Кроме бунтарского девиза на алом боку, Caliber имеет еще много чего, не принятого в приличном автомобильном обществе. И все это выставлено напоказ, наперекор тем самым правилам. В Европе ценят утонченный дизайн? Вот вам цельнорубленые формы, фары величиной с Оклахому и крылья шириной с Миссисипи! Современные модели тяготеют к однообъемной компоновке? Вот здоровенный капот от полноразмерного пикапа! В цене большая площадь остекления? Получите задранную под самую крышу оконную линию и узенькие окна! Городскому автомобилю ни к чему большие колеса с высокопрофильной резиной? Значит, в стандарте будут 17-дюймовые диски, покрышки 215/60R17, а дорожный просвет – 19,5 см! Ищете компактный европейский хэтчбэк? Познакомьтесь с американцем, который на 21 см длиннее VW Golf!
Это и вправду напоминает тактику горного барана, который с непоколебимой решимостью бросается даже на явно более сильного врага, и тот от неожиданности обращается в бегство.
Кому близка такая жизненная позиция? Конечно, молодежи. На нее и расчет. Поэтому Caliber оснащен массой оригинальных фенек: в центральном подлокотнике – карман для iPod или мобильного телефона, в потолке – съемный плафон, превращающийся в фонарик, а на задней двери есть откидывающаяся панель с двумя динамиками (приводится в рабочее положение, когда дверь поднята). Имеется также сабвуфер от Boston Acoustics в багажнике. Hi-End не гарантирован, но «музон» на природе обеспечен.
Я тоже не стар, но все-таки хочется, чтобы кроме яркой, ни на кого не похожей внешности и музыкального арсенала автомобиль радовал еще и качественным салоном. Тут меня ждало разочарование. Практически повсюду грубый пластик. Отделка жесткая и на вид, и на ощупь, гулкая… Как же так? Неужели европейские партнеры не подсказали американцам, что как раз эти правила лучше не нарушать? Из-за невысокого качества материалов интерьера и его дизайн воспринимается так себе. Большая передняя панель, три приборных колодца, угловатая центральная консоль со стандартной крайслеровской аудиосистемой и тремя незамысловатыми ручками кондиционера (климат-контроль не предусмотрен даже за доплату) – все кажется излишне простым. Обидно. Может, настроение помогут изменить разноцветные опционные наборы вставок в центральную консоль и подушки сидений?
Хорошо хоть, что с качеством подгонки деталей и с эргономикой все в полном порядке. Посадка высокая, удобная, запаса регулировок хватает сполна. Пухлый кожаный руль отлично ложится в руки. Панель приборов читается нормально. Обзорность с непривычки кажется недостаточной, особенно назад через узкое стекло, но к ней быстро привыкаешь и воспринимаешь вместе с «полкой» передней панели, тянущейся почти до горизонта, как неотъемлемую часть американского имиджа.
Кажется, на нее, на длинный капот, на нарочитую массивность форм Caliber и израсходовал почти все свое подавляющее преимущество в размерах перед конкурентами. Потому что по запасу внутреннего пространства для передних и задних пассажиров он лишь немного превосходит Ford Focus или VW Golf. Но зато переднее правое кресло, складываясь, превращается в стол, задние пассажиры могут изменять угол наклона спинки сиденья, а багажник – один из самых больших в классе: 523 л и 1339 л со сложенным диваном.
Одно из немногих правил, которое Dodge нарушить не решился, гласит, что современный массовый автомобиль нельзя строить в одиночку. Поэтому Caliber использует совместную с Mitsubishi платформу и общие двигатели из семейства World Engine. В России будут продаваться машины с 1,8- и 2-литровыми бензиновыми «четверками». Опробовать удалось последний вариант, причем в паре с бесступенчатым вариатором второго поколения.
Даже для 156-сильного мотора 1425 кг снаряженной массы Caliber, катящиеся на 17-дюймовых колесах, – не самая легкая ноша. Машина разгоняется без азарта, но в городском режиме и такой динамики вполне достаточно. На трассе сложнее. После 140 км/ч Caliber набирает скорость с таким трудом, что паспортные 186 км/ч представляются несбыточной мечтой, а каждый обгон – ратным подвигом. Картину дополняет уникальный «вариаторный» характер разгона – педаль в полу, двигатель зависает на максимальных оборотах, а стрелка спидометра неспешно ползет вверх. С непривычки кажется, что «автомат» вышел из строя и сейчас спалит мотор. Но на самом деле именно такой режим – с постоянными оборотами двигателя и плавно меняющимся передаточным отношением – является оптимальным. И именно благодаря нему вариатор обеспечивает 6–8-процентную экономию топлива по сравнению с обычным «автоматом». Даже не слишком осторожничая с педалью газа, вполне можно уложиться в 10 л на 100 км.
Но лично я отдаю предпочтение ручному режиму. Он здесь реализован удачно – не в пример большинству традиционных автоматических трансмиссий. Передачи включаются хоть и с небольшими толчками, но без малейших задержек, рычаг удобно лежит в руке, его ходы минимальны. Вариатор честно держит выбранную передачу и позволяет эффективно тормозить двигателем. В итоге, удерживая обороты в районе 4000–5000 на фиксированной передаче, можно получить достаточно отзывчивый и резвый автомобиль. Словом, классная коробка.
Плавность хода и характер управляемости оставили двоякое впечатление. Большие колеса надежно скрадывают мелкие изъяны дорожного покрытия. Но когда под колесами оказываются крупные колдобины, да еще с острыми краями, на кузов передается слишком много толчков и остаточных колебаний подвески. Немалая их часть добирается и до руля. Снова досадно, потому что на ровной дороге Caliber демонстрирует послушность и адекватно реагирует на движения руля. И работа гидроусилителя на малых и средних скоростях оставила приятное впечатление – на прямой и в поворотах он обеспечивает адекватную обратную связь.
Правда, с ростом скорости ситуация несколько меняется. Неровности воспринимаются менее болезненно, но на них появляется вертикальная раскачка, а руль пустеет и начинает безвольно покачиваться в районе нулевого положения. Однако при этом Caliber не шарахается из стороны в сторону, и не заставляет серьезно напрягаться за рулем. Настоящий американец!
Интересно, что в Америке Caliber получит полноприводную модификацию – с электромагнитной муфтой в качестве межосевого дифференциала. Но у нас версия с четырьмя ведущими колесами появится только в следующем году и только в заряженном исполнении SRT4 – с 300-сильным турбомотором. Нетривиальное прочтение «горячего» хэтчбэка…
Простой Caliber, как выяснилось, – тоже крайне неординарный автомобиль, совсем не такой, как все. С кем он собрался бодаться? Судя по российским ценам, которые в зависимости от комплектации колеблются от €17 700 до €23 100, главными соперниками будут европейские законодатели мод гольф-класса. Но за такие деньги они предлагают навскидку более солидный салон и менее американские ездовые качества. А ведь Dodge – марка новая, поэтому в уме нужно держать еще и надежность, сервис…
Однако представители DaimlerChrysler в успехе уверены непоколебимо – проведенные исследования выявили интерес к машине, плюс мощная рекламная кампания, плюс отлаженная дилерская сеть Chrysler/Jeep… Все 800 выделенных на этот год для России автомобилей должны успешно продаться. Возможно ли больше?
Теоретически, да. Но практически завод в Бельведере, на котором выпускают Caliber, работает сейчас на удовлетворение лавинообразно растущего спроса в Америке и даже в Европе. А это значит, что некоторые правила действительно полезно нарушать. О чем Dodge и трубит во весь рог. Естественно, бараний.
© Журнал «МОТОР»
Июль 2006