…А ведь первый Fiat 500, появившийся на свет 72 года назад, стоил примерно 5000 лир. Или 300 долларов по курсу того времени. Именно этот автомобильчик, который итальянцы прозвали «Topolino» («Мышонок»), пересадил нацию с двух колес на четыре. Началось же все с того, что главный конструктор еще довоенного FIAT Антонио Фессиа обратился к инженеру Данте Джакоза: «Послушайте, Джакоза, сенатор Аньелли хочет выпускать микролитражку. Экономичную модель, которую можно будет продавать за 5000 лир. Готовы ли Вы сконструировать для нее шасси и мотор?». Так появился на свет один из самых популярных автомобилей Европы.
Так родился культ
У каждой «автомобильной» нации есть свой автомобиль-легенда. Во Франции это Citroen «две лошадки». В Великобритании — Mini. В Германии — «Жук». А в Италии, разумеется, Fiat-500.Первый «экземпляр» был явлен миру 15 июня 1936 года. Автомобиль имел снаряженную массу в 545 килограммов, он мог взять на борт двух пассажиров и 50 кг груза. «Мышонок» выпускался в двух модификациях — В и С, которые различались по мощности двигателя. И выпускался он вплоть до 1955 года. А 4 июля 1957-го с конвейера сошел первый Fiat 500 Nuova, ставший бестселлером. Это был опять же двухместный седан с двумя дверцами. Двухцилиндровый двигатель объемом 0,479 литра имел мощность 13 л.с. при 4000 оборотах в минуту. Впервые в данном классе автомобилей было применено воздушное охлаждение мотора.
К чести руководства FIAT, оно сразу поняло перспективы «пятисотого» и постоянно его обновляло. Уже осенью была выпущена версия с мотором мощностью 15 л.с. и максимальной скоростью аж в 90 км/ч. Изменения коснулись и внешнего вида модели: 500-й снабдили солнцезащитным козырьком, опускающимися боковыми стеклами, переключателем света на рулевой колонке.
Через год появилась версия Sport с двигателем объемом 0,5 литра и мощностью в 21,5 л.с. — ее можно было разгонять до 105 км/ч. Вскоре, вместо снятого с производства 500 Nuova, была начата сборка Fiat 500D и 500K Giardiniera с 0,5-литровыми двигателями. В 1965-м начались продажи Fiat 500F Berlina, двери которого открывались по ходу движения. Модель Fiat 500L Lusso, появившаяся в 1965 году, была снабжена более надежным бампером, ремнями безопасности, радиальными шинами и улучшенной панелью приборов. С производства Lusso и Berlina были сняты в 1972 году, когда появились новые преемники «Пятисотого» — Fiat 126 и Fiat 500R — модификация 126-й модели с двигателем 0,594 л мощностью 18 л.с. и более простой отделкой.
Маленький городской автомобиль Fiat 500 стал настоящей находкой не только для итальянских домохозяек, но и для всей послевоенной Европы, оценившей практичность, неприхотливость и низкую стоимость автомобиля. С 1957 по 1975 годы было продано около 4 миллионов Fiat 500.И вот в начале XXI века FIAT решил пойти по пути, проторенному ранее Volkswagen с New Beatle и BMW с New Mini.
Общими силами
Дизайн нового старого автомобиля был создан при помощи поклонников модели, высказывавших свои пожелания на сайте www.fiat500.com.
То, что получилось у инженеров, конструкторов и дизайнеров FIAT, поклонники увидели 4 июля 2007 года на автосалоне в Турине (премьеру нового Fiat 500 приурочили к полувековому юбилею легенды). Автомобиль произвел фурор, и это еще очень скромно сказано. Международное независимое жюри из 58 журналистов присудило «Пятисотому» звание «Автомобиль 2008 года». В ежегодном европейском конкурсе EuroCarBody 2007 Международной автомобильной ассоциации Fiat 500 стал победителем за лучший кузов.
Что же это такое — новый Fiat 500?
Близкое знакомство
Ответ на этот вопрос я получил сначала на парижских улицах, где Fiat 500 — всех цветов радуги — едва ли не самый распространенный сегодня автомобиль. Маленький и маневренный, на парковке много места не занимает — именно такой нужен мегаполисам. А продолжилось знакомство на стоянке около редакции, где белый малыш вот уже два дня привлекал внимание клиентов и охранников. Мультиключ помог попасть в промороженный салон, выдержанный в снежно-белом тоне.
Как, наверное, помнят читатели, у автора этих строк есть опыт общения с репликами легенд — по Mini Cooper Clubman. Что можно сказать? С одной стороны — много общего. С другой… А вот с другой — ну, ничего такого.
Общее — это оформление приборной панели. Ее центр — несколько концентрических кругов, по дугам которых бегают красные стрелки. Внешний круг — спидометр, оцифрованный до 220 км/ч. Может ли малютка Fiat разогнаться до такой скорости? Наверное, не может. Да я бы и не советовал.Средний круг — тахометр, размеченный до 8000 об/мин.
И, наконец, внутренний круг. Это, с одной стороны, экран трип-компьютера, с другой — электронное табло уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Все просто и понятно.Прочие круги и дуги вписаны в интерьер. Это и козырек приборной панели, и элементы управления медиасистемой и микроклиматом, и дефлекторы… Наконец, самый большой круг — немаленький руль, обшитый белой кожей.
Объединяет — точнее, собирает все детали в единое целое — вставка под цвет кузова. Судя по звуку, она пластиковая. А вот 50 лет назад, похоже, была металлической.
Что еще упомянуть? Ну, например, систему Blue&Me, которая устанавливается на некоторых модификациях и работает, как hands-free. На более дорогих версиях навигационная система позволяет подключать MP3 плеер и даже читает вслух SMS…
Пока исследовал салон, тактильные ощущения ушли на второй план. Но вскоре сами о себе напомнили. Да, в отличие от Mini салон откровенно тесен… Найти в нем свое положение при моих 180 см непросто. Правое колено упирается в центральную консоль, на которую вынесена коротенькая «кочережка» механической 6-ступенчатой коробки передач. Левое — в водительскую дверь. Настройки сидения — механические, и передний пухлый, но очень жесткий валик откровенно давит снизу на бедра, отчего ноги быстро затекают и устают. Исправить положение можно, только сильно наклонив само сидение вниз. Хотя… Я провел за рулем машины много часов, но удобного положения — для себя — так и не нашел. Емкостей под мелочи мало. Как такового бардачка нет. Вместо него — неглубокий и малогабаритный «карман». Еще один — под сигаретную пачку — слева от руля. Под консолью — две круглые емкости, одна занята переносной пепельницей. Понимайте как хотите — с одной стороны, машина для некурящих, с другой — кури, если в салоне больше никого нет. Тем более что прикуриватель имеется.
Поскольку дверей только две, попасть назад можно одним способом — откинув спинку переднего сидения и сдвинув само сидение вперед. И пы-та-ем-ся залезть назад… Если вы не ребенок, сделать это весьма и весьма проблематично.
Багажник — как насмешка, но два-три пакета с продуктами туда поместятся. Не более того.Впрочем, хватит ходить вокруг да около. Надо ехать. Тем более что путь неблизкий: пресс-парк компании SOLLERS, которая торгует в России «Фиатами», переехал в подмосковное Голицыно.
Под шум твоих колес
Выезд из центра на МКАД стоял. Поэтому решил добраться по Ленинградскому шоссе до Сокола, потом до Третьего кольца, по нему — до Хорошевки, с нее — на Краснопресненский проспект, и уже по нему — на МКАД. Маршрут был похож на огромную буквы П, где каждая ножка — длиной по 20 километров, и перемычка — километров 10.
Путь этот растянулся на два часа (только по городу). И тут я понял, насколько же малютке не хватает в данной комплектации хоть плохонького, да автомата! Конечно, круглый набалдашник рукояти КПП находится буквально в 10 сантиметрах от «бублика»… Но все равно — с первой на вторую, редко — на третью. И постоянно — сцепление-газ-тормоз-сцепление… Вот бы где пригодился роботизированный 6-ступенчатый Dualogic, казалось мне тогда (я ошибся, но об этом — в следующем номере).
Но вот, наконец, удалось выехать на МКАД. Здесь было посвободнее, и я решил разогнаться… Тем более что под капотом стоял новый 1,4-литровый 16-клапанный двигатель (100 л.с., 131 Нм) с системой VVT и режимом «Sport». Так что можно было «зажечь». И я попытался. Не могу сказать, что «стремительное ускорение вдавило меня в спинку сидения», но разницу между обычным и спортивным режимами я прочувствовал.
Но что это?! Откуда взялся весь этот шум, напрочь забивавший лившуюся из динамиков музыку? Это, как выяснилось, «работал» целый ансамбль, состоявший из двигателя и четырех зимних покрышек Kumho. Шум получился неслабый… Я представил себе дальнюю дорогу на Fiat 500 по зимней трассе. Я вообще люблю дальние дороги — чтоб от 500 до 1000 километров. Но если на таких покрышках — я ж к концу первой сотни с ума сойду!
Конечно, с другой стороны — автомобиль получился быстрый и очень маневренный. С типичной для итальянцев азартной управляемостью, с информативным рулем и хорошими тормозами. Но все-таки он — южанин. Его легко себе представить на булыжных мостовых того же Парижа или плиточных — Рима… Но не в заснеженной России.
Можно рассматривать Fiat-500 и как второй автомобиль в семье. Я, например, был бы не прочь его приобрести для своей супруги — настолько он прикольно смотрелся бы летом (зимой я ее за руль не пускаю).
Но главный минус все-таки не сезонное предназначение машины. А ее цена, которая стартует с отметки в 555 тысяч рублей. Для сравнения — Mini One дороже всего на 130 тысяч (или 4,5 тысячи долларов). А топовая версия (пока без автомата, они еще не поставляются) потянет почти на 600 тысяч. При взгляде на прайс-лист и всплыло в памяти название фильма, вынесенное в подзаголовок.
Все-таки полмиллиона за эту кроху в условиях кризиса — это грабеж, по моему личному мнению. Компания за первый год планировала продать 120 тысяч «пятисотых». Не знаю, удалось или нет, но если удалось — без помощи России. Да — реплика легенды, да — очарователен, приколен. Но не более того. Сегодня, увы, не время в игрушки играть.
© АвтоИзвестия
#3-2009