Migle Millia 1957 года… 12 часовая гонка на выносливость во Флориде 1958 года… Targa Florio 1960 года… “1000 км Монцы” 1968 года. Что объединяет эти гонки? А то, что в них (в своем классе) и еще в семи с лишним тысячах других соревнований побеждали автомобили Abarth. Теперь это славное имя и фирменный логотип в виде скорпиона украшают и самую “горячую” версию возрожденного Fiat 500.
Сегодня только фанаты помнят, что именно фирменный скорпион Abarth принес марке Fiat гоночную славу. И, наверное, лишь настоящие знатоки знают, кто такой Абарт. Жизнь родившегося в 1908 году австрийца Карла Абарта с юных лет была связана с мотоциклами и автомобилями. Уже в семнадцать он работал подмастерьем в итальянском кузовном ателье Castagna. Вернувшись в родную Австрию в 1927 году, он пошел работать на мотоциклетную фабрику Motor Thun, и именно тогда решил стать мотогонщиком. Всего спустя год пришла первая победа, а в итоге он стал пятикратным чемпионом Европы. Позже Абарт стал близким другом семьи Порше и представителем марки в послевоенной Италии.
В 1949 году Карл, скупив остатки фирмы Cisitalia, основал в Турине фирму Abarth и одноименную гоночную команду. Первые семь лет, несмотря на успехи в различных соревнованиях, благополучными для компании назвать нельзя. Выпуская различные тюнинг-компоненты и штучные модели, фирма находилась на грани выживания. Все изменилось в 1956 году, когда Fiat выпустил модель 600, и у Abarth появилась дешевая “база” для модификаций. Но самым большим успехом стали “абартовские” версии 500-й модели, появившейся в 1957 году.
Fiat 500, разработанный под руководством Данте Джакоза (он же, кстати, создал и первый 500 й Topolino в 1936 году, и ставший нам родным Fiat 124 в1966-м), стал автомобилем культовым. Продержавшись на конвейере вплоть до 1975 года, он разошелся по миру тиражом почти 4 миллиона экземпляров. Маломощный, легкий, тесный, но экономичный, хорошо управляемый, простой и черезвычайно надежный автомобиль пришелся как нельзя кстати в Италии и остальной Европе. Энтузиастов не устраивало лишь то, что двухцилиндровый полулитровый моторчик развивал всего от 13 до 21 л.с.
Но в 1963 году появился Abarth 595 с увеличенным до 594 “кубов” объемом двигателя, и началось... За ним последовали еще более шустрые версии 595 SS, 695 и 695 SS. На последней показатель мощности вплотную приблизился к 40 л.с., что позволяло разгонять машинку весом всего 470 кг до 130 км/ч, в то время как серийные 500-е едва достигали 90 км/ч. Версии Abarth пользовались огромной популярностью. Гоночные, еще более мощные модификации одержали бесчисленное количество побед в своем классе на различных соревнованиях. Своей нынешней известностью фирма Abarth во многом обязана именно 500-му.
В 1971 году Abarth полностью перешла под контроль Fiat, став придворным тюнинговым ателье компании. Но приблизительно тогда же у Fiat начались различного рода проблемы. Кризис затянулся вплоть до наших дней. За все это время итальянцы не создали ни одной по-настоящему яркой модели. К счастью, в последние несколько лет концерн вовсю старается вернуть себе былое величие, и постепенно это ему удается. Самым явным знамением новой эры Fiat стал, безусловно, римейк 500-й модели, который получил европейский титул “Автомобиль 2008 года”. Вместе с 500-м на авансцену возвращается и Abarth. Не так давно появилась “заряженная” версия модели Grande Punto. А в Женеву итальянцы привезли долгожданного малыша 500 в исполнении Abarth.
Если стандартный 500 й действительно bambino – безобидный, лупоглазый, с погремушкой, то 500 Abarth – эдакий бутуз и злюка, гоняющий палкой голубей по округе. Причем голубями этими могут оказаться вполне “взрослые” автомобили: например, Mini Сooper или Renault Twingo RS. Ведь палка в руках 500 Abarth довольно увесистая – 1,4 литровый турбомотор развивает 135 сил и 206 Нм крутящего момента. Немало, учитывая небольшой вес 500-го.
Внутреннее содержание подкрепили подобающей внешностью. Fiat-малыш стал выглядеть основательнее. Появились новые внушительные бамперы. Передний – с большим воздухозаборником, а задний даже с диффузором. На багажнике красуется спойлер. Колесные арки значительно расширили, ведь теперь они должны вмещать 17-дюймовые колеса с превосходными дисками оригинального дизайна и низкопрофильными шинами. Вкупе с заниженной и более жесткой подвеской они сделают автомобиль гораздо более устойчивым, а управление острее.
Справиться с возросшей мощью поможет электронная система Torque Transfer Control, имитирующая самоблокирующийся дифференциал. В дополнение к этим новшествам, сделавшим из городского щеголя настоящего забияку, прилагаются такие элементы внешнего стайлинга, как выкрашенные в бордовый цвет корпуса зеркал и такого же цвета полосы по бокам с надписью Abarth. И, конечно, фирменный “абартовский” скорпион на радиаторной решетке. В салоне по сравнению с базовой моделью изменений не так много. Версию Abarth отличают разве что специальные спортивные кресла и датчик давления наддува на приборной панели. Но интерьер 500-го и так достаточно самобытный, поэтому особо улучшать его не было смысла.
В общем, если бы Карл Абарт был все еще жив, ему не пришлось бы краснеть за современный Fiat 500, носящий его имя. В этой “городской ракете” дело австрийца живет и по сей день. И не только живет, но и ждет дальнейшего процветания: в перспективе ожидается появление еще более “горячей” версии 500 Abarth SS с 180-сильным мотором. Не должна остаться в стороне от этого ренессанса и Россия. Во второй половине 2008 года у нас в стране начнутся продажи 500-й модели, а за базовыми версиями, надо думать, подтянутся и “абартовские” машинки со скорпионами.
© Журнал «МОТОР»
Май 2008