Арктика не является государством. И тем более там не производят автомобили. Однако в России уже появились "арктические" Fiat Palio и Palio Weekend.
"Всемирный" автомобиль для "всемирного" потребителя. Так представляет Palio фирма-производитель. За броским слоганом скрывается не только стремление удовлетворить вкусы водителей разных континентов, но и производственная политика концерна. Эту модель, адаптированную к условиям и требованиям рынков соответствующих регионов, производят сейчас в Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Польше и Турции. А скоро начнут и в Индии. Несколько лет назад активно обсуждалась тема сборки "всемирного" авто в Нижнем Новгороде. Но пока без видимых результатов.
ЮЖАН ОБМОРОЗИЛИ...
Прилагательное "арктический" применительно к "итальянцам" звучит, согласитесь, несколько интригующе. Поэтому мы первым делом решили выяснить, что скрывается за столь радикальным определением. Оказывается, прежде чем начать поставки этих автомобилей в Россию, туринские автостроители направили партию таких машин в ссылку в "места не столь отдаленные", в Магаданскую область, где около года наблюдали за реакцией теплолюбивых "южан" на условия вечной мерзлоты и соответствующих климату дорог.
Результатом жестокого эксперимента стала серьезная доработка автомобиля. Моторы перенастроены на 92-й бензин. Появилось основательное антикоррозийное покрытие с штатными подкрылками в арках передних колес, прочная стальная защита поддона картера, усиленная подвеска с ходом, увеличенным до ??? мм, и амортизаторами, защищенными от пыли, грязи и щебня. Клиренс, как утверждают продавцы, "подрос" до 180 мм. Машины, по их словам, рассчитаны на постоянную эксплуатацию в условиях очень низких температур, вплоть до минус 40. Штатно устанавливаются аккумулятор повышенной емкости (60 а/ч) и электропроводка увеличенного сечения. В обязательном порядке присутствует подогрев ветрового стекла в зоне щеток, а что касается отопителя, то ему просто нет равных по количеству выделяемых тепловых калорий даже на минимальном режиме. Впору сменную обувь с собой в салон брать. Последний очень хорошо герметизирован, а продуманная система вентиляции практически исключает запотевание стекол. Правда, почему-то обогрев того, на чем люди обычно сидят, почему-то остался только в списке опций.
ПРИОДЕЛИ...
Внешность обеих версий Palio с климатическими зонами не связана никак. Вряд ли можно отнести ее к шедеврам автодизайна, но она вполне соответствует роли "всемирного" авто. В каком-то смысле ее можно даже назвать вневременной, хоть и появилась она на свет в 1996 году. Неброский и весьма рациональный облик Palio несет в себе определенный шарм. Что называется, скромненько, но со вкусом. При этом коэффициент аэродинамического сопротивления - более чем достойный для этого класса: всего 0,33.
В таком же духе выдержан и интерьер. Преобладают рациональное начало и относительная простота. Его оживляют отдельные штрихи: изящные линии торпедо с немного повернутой к водителю передней консолью, а также весьма оригинальные по дизайну выступы под клавиши стеклоподъемников на дверной обшивке хэтчбэка Palio. Качество исполнения и подгонки элементов отделки весьма высокое, никаких паразитных потрескиваний-поскрипываний. Приятные мелочи: специальные зажимы для фиксации "трехстворчатой" жесткой шторы багажного отделения в Weekend, резиновые подушечки на задней дверце - благодаря им полностью исключается традиционное бряканье этой полки на неровностях.
Об просторе внутри говорить вряд ли уместно, но и приступа клаустрофобии даже у рослых седоков салон Palio не вызовет. Что же касается багажного отделения, то цифры весьма впечатляющие: при сложенных задних сиденьях 280 багажных литров хэтчбэка почти удваиваются, а универсал способен поразить даже видавших виды: 460 превращаются в 860 или 1540 литров, если "под крышу". У обеих машин полноценные запаски, в универсале она располагается снаружи, под днищем в запирающейся изнутри и микролифтом из багажника раме.
ЭКИПИРОВАЛИ...
И неплохо. Во всяком случае, за те деньги, что за них просят. А в них были: противотуманные фары для обеих и мощные штатные металлические релинги на крыше универсала. Фары с регулируемым углом наклона. Центральный замок. Штатный иммобилайзер с изменяющимся кодом. Руль с регулировкой по вертикали, гидроусилитель в обеих и кондиционер в хэтчбэке. Передние электростеклоподъемники, внешние зеркала с электроприводом и обязательным обогревом (привет Арктике!). Мощный обогрев водительского сиденья присутствует в хэтчбэке, но вот только аналогичная вещь для пассажира отсутствует даже в списке опций... Для водителя и пассажира помимо подушек безопасности предусмотрены ремни с регулируемыми по высоте креплениями, об их жизни позаботится и инерционная система отключения подачи топлива при аварии. Сохранят тепло зимой и прохладу летом атермальные стекла. За дополнительные деньги можно получить еще и 4-канальную АБС.
Palio хэтчбэк, однако, поскупился на приборы: тахометр в нем не предусмотрен вообще, да и сам приборный щиток с зеленой подсветкой выглядит более чем старомодно. У обеих машин присутствует абсолютно необъяснимая и крайне неудобная особенность стеклоочистителя: при включении омывателя щетки не срабатывают автоматически. Надо включать вручную.
...И ОТПРАВИЛИ В ПУТЬ.
Посадка за рулем получается излишне вертикальная, но к этому быстро привыкаешь, и потом неудобств не возникает. А вот скученные педали способны вызвать раздражение. Педаль сцепления по непонятной прихоти конструкторов завалена далеко вправо и вниз, и ее приходится постоянно нащупывать, а педаль тормоза упирается в ступню куда-то ближе к пятке. Рассчитано на изящную женскую ножку? И если бы не сами тормоза, цепкие, информативные и точно дозируемые, было бы весьма огорчительно. Руль хороший, с толстым ободом, в меру "острый"- 2,65 оборота между крайними положениями. Вот материал его только более скользкий, чем хотелось бы. Переключение передач осуществляется посредством тросового привода и происходит очень четко, что далеко не всегда характерно для такой системы.
Впрочем, после первого же десятка километров появляется готовность простить все упомянутые грехи. Слабосильный, казалось бы, 1,2-литровый моторчик в сочетании с короткими передачами демонстрирует прямо-таки "паровозную" тягу, очень мягко и отзывчиво реагирует на манипуляции "газом" в широком диапазоне оборотов. Если не лениться и активно поработать "ручкой", автомобильчик способен продемонстрировать совсем не арктический темперамент. 1,6-литровый 16-клапанный движок у Weekend - штука еще более темпераментная, но ведет себя несколько иначе. Очень эластичен, хотя немного и проигрывает 1,2-литровому. А на малых и средних оборотах ему явно недостает резвости. Однако как только стрелка тахометра переваливает за 3-тысячную отметку, у него как будто открывается "второе дыхание". Любят такие моторы, чтобы их "покрутили". И при умелом обращении отвечают адекватно.
Характеристики подвески отлично подкрепляют возможности автомобилей. Не хотелось бы перехвалить, но у туринских инженеров после творческого осмысления результатов магаданской ссылки Palio получилась золотая середина в плане комфорта, энергоемкости и обеспечения управляемости и устойчивости машины. Не последнюю роль тут играет сама конструкция и настройка подвесок: в обеих версиях передняя смонтирована на подрамнике, снижена неподрессоренная масса, а в Weekend, более того, независимая задняя также крепится на жесткой Н-образной раме и обладает небольшим подруливающим эффектом.
Иными словами, оба автомобиля очень хороши при спокойном перемещении и обладают хорошими данными для езды в манере, приближенной к спортивной. Понятны и легки как для начинающего, так и для опытного драйвера. В рамках своего класса, конечно. И если у хэтчбэка Palio конкурентов на российском рынке найдется много, то универсал Weekend их почти не имеет. И надеемся, что владельцы обеих версий Palio не будут иметь оснований присоединяться к всевозможным "общественным движениям".
© Автопилот
Март 2001