Мне представляется, что если у мужчины нет забот, это уже не человек, а растение. Тогда зачем ему руль? Тем более такой остренький, как у Fiat Grande Punto, еще въедет не туда… В общем, представлять этот автомобиль в качестве символа «беззаботной мужской жизни», как это делает дистрибутор, даже как-то несправедливо по отношению к модели. В Европе, где новый Punto успел снискать популярность, его выбирают вполне нормальные люди, и ездят на нем не только до ближайшей лечебницы, но и по всяким делам. Теперь, после теста, и я могу засвидетельствовать: он вполне подходит для каждодневной эксплуатации, и особенно в условиях большого города — юркий, симпатичный, экономичный.
Если совсем серьезно, то именно на долю этой компактной машинки выпало сделать первый шаг на пути формирования нового имиджа итальянского бренда на российском рынке. Чтобы больше никто не задавался вопросом, какой Fiat нам нужен. И с этой точки зрения ставка на чрезвычайно востребованные в нашей стране автомобили В-класса, которую сделала компания «Северсталь-Авто», выглядит беспроигрышной. Но, прежде чем развивать эту мысль и неизбежно говорить о ценах, присмотримся собственно к Punto.
Почему — Grande?
А вот на этот вопрос у меня простого ответа нет. Хотя и возражать против приставки не хочется. Он ведь действительно прибавил в размерах по сравнению с предшественником. Длина увеличилась на целых 190 мм, ширина — на 20, а высота — на 10 мм. Еще пара миллиметров, и его бы точно записали в «старший» класс С. Но до этого, по счастью, не дошло. Форма кузова — одна, это хэтчбек, причем 5-дверный вариант выглядит не менее элегантно, чем 3-дверный, что уже является достижением. Для многих дизайнерских команд, но только не для команды мэтра Джуджаро — для него это, пожалуй, мелочь, приятная забава вроде легкой головоломки в свободный час. Grande Punto у него вышел по всем статьям, на мой субъективный взгляд. И даже эмблемка, изображающая человека, явно упивающегося драйвом — на кузове и в салоне, справа на передней панели; и скромная плашка с именем Guigiaro по борту — все на месте, все подчеркивает безукоризненность стиля.
В общем, если я встречу человека, который скажет, что новый Punto (ну, хорошо, Grande Punto) ему не нравится, то даже не стану спрашивать — почему. Итальянцы, которым, кажется, от природы дано делать красивые вещи, создали множество других, и более выразительных внешне автомобилей. Но этот подкупает, я бы сказал, выверенным соответствием дизайнерской эмоциональности классу, предназначению машины. При этом Punto — типичный унисекс. И как бы российская компания не настаивала на мужском начале, машинка, несомненно, приглянется и дамам. Возможно, в меру эмансипированным.
Наконец, приставка Grande может означать, что автомобиль стал просторнее внутри. Это замечаешь сразу, стоит забраться в салон. Заметно больше места в плечах, причем не только спереди, но и сзади, где теперь есть, «куда деть ноги». И пусть багажный отсек потерял в объеме почти 7% — ничего страшного. И 275 литров, которые вмиг можно увеличить до 1030, сложив заднее сиденье — вполне достаточно. Но…
Проза жизни
Если внешне машина производит впечатление, то внутри все прозаичнее. Да, и в интерьере чувствуются стиль и вкус. Четкие линии передней панели с выделенной «зоной водителя», двухцветная обивка сидений. Но из-под выступающего вперед козырька на вас беззастенчиво «смотрит» банальнейший щиток приборов, который почему-то напомнил об автомобилях Lada. Однообразная оцифровка, простой и плоский черный фон, его не спасает даже красно-оранжевая подсветка. Ладно, если бы это был Hyundai или нечто из Китая, но Punto — автомобиль из Европы, итальянский!
Совсем уж испортила настроение вылетевшая из пазов со стороны пассажира, пластиковая матовая полоска «под титан», проходящая по всей длине торпедо. Кроме того, сам пластик передней панели, дверных боковин и других элементов интерьера — жесткий, и, да простит меня производитель, он не производит впечатления очень качественного, особенно на фоне мелких огрехов при подгонке деталей. Благо, таких огрехов мало — помимо «полоски» я обратил внимание не неровный стык центральной консоли с панелью.
Однако в целом должен признать, что качество сборки нареканий вызвать не должно. Все отделочные материалы, помимо пластика, очень хорошего качества. И сиденья радуют формой и фактурой обивки. Так что на водительском месте удобно. Кресло наделено полным набором регулировок, баранка перемещается как по высоте, так и по вылету. Рычаг 5-ступенчаой МКП обшит кожей и приятно ложится в руку. Кнопки на центральной консоли имеют ясные пиктограммы и сгруппированы логично, по «зонам ответственности». Клавиши и переключатели, необходимые в процессе езды, под руками. Так что к эргономике нареканий нет. Разве что аудиосистема звучит довольно посредственно. Зато перчаточный ящик вместителен. А, главное, на ходу ничего не гремит и не поскрипывает.
Где гены?
Под капотом доставшегося на тест автомобиля находился не самый слабый из доступных в России моторов — бензиновый 4-цилиндровый, объемом 1,4 л. И хотя от 8-клапанного силового агрегата особых откровений я не ждал, был приятно удивлен вполне приемлемой динамикой. Тому способствует и МКП, первые передачи которой явно сближены, отчего разгон довольно уверенный. К тому же рычаг коробки передач излишне не разболтан, и с избирательностью проблем не возникает. Педаль сцепления вполне информативна.
А вот мотор — и такое бывает — не только радует, но и расстраивает. Пусть, несмотря на скромный объем, он выдает 77 сил мощности и 115 Нм максимального крутящего момента. Но куда подевались его итальянские гены, способные дарить и при малом объеме радостные ощущения? Двигатель неплохо тянет с «низов», и даже немного будоражит кровь в «середине», но после 5000 об/мин начинает едва заметно скисать, а до 6500, когда срабатывает электронный ограничитель оборотов, его вообще нет смысла раскручивать. В итоге кажется, что мотор наделили слишком ровными характеристиками, лишив его способности к ярко выраженным «подхватам». С другой стороны, обязан это сказать, такие настройки прекрасно подходят для города, где и должен преимущественно эксплуатироваться Grande Punto. Хотя мне все равно кажется, что по дороге из Италии в другие страны автомобиль утратил часть итальянского темперамента.
Правда, это во мне говорит любитель машин родом с Аппенинского полуострова. В них, если хотите, всегда есть душа. Впрочем, может быть 16-клапанная версия не такая? Не знаю. Однако могу сказать, что очень бы этого хотелось, поскольку в других отношениях «душа» Punto «не очерствела», характер он не потерял. Подвески — чудо! Амобиль отменно держит траекторию и обладает практически нейтральным характером. Лишь при откровенной провокации газом нос может немного сместиться наружу поворота, демонстрируя заложенную конструкторами склонность к недостаточной поворачиваемости. Но кузов очень чутко следует за баранкой, а рулевое управление, хотя и не такое острое, как на Alfa Romeo, но все же не без перчинки. И пусть по шумоизоляции Grande Punto совсем не лидер в классе, звук амортизаторов и пружин не пугает даже при проезде глубоких рытвин. К тому же подвески неплохо реагируют на различные неровности и с завидным терпением их проглатывают. Словом, задатки у Grande Punto бойцовские, ему, на мой вкус, не хватает мотора и, увы, порой и руля.
Как и в прежней своей ипостаси Punto имеет кнопку City на центральной консоли. Этот режим активируется по умолчанию, стоит завести мотор, и именно он превращает баранку в подобие легкого обруча, который может вращать младенец. Обратной связи — ноль. Догадывайся по положению кузова, куда смотрят передние колеса. Конечно, с ростом скорости руль немного тяжелеет, но и при 120 км/ч крутить его очень легко, информации по-прежнему мало. Благо, режим City можно отключить — все той же кнопкой. И это сделает баранку «насыщеннее», но все равно она останется излишне податливой. И лишь при активном рулении и быстрой езде на ней начнет ощущаться подобие обратной связи. Опять же — где гены?
Наверное, они в тормозах. Напористых, мощных, быстро реагирующих и способных охладить не в меру разыгравшийся темперамент водителя. Первое же нажатие на педаль вселяет уверенность. Причем с дозированием усилия никаких проблем — стопа чувствует практически все. И даже АБС срабатывает мягко и быстро, не особо отдавая неприятной дрожью в колено, но эффективно справляясь с возложенной на систему задачей.
Подводя итог впечатлениями от ходовых качеств Grande Punto, хочется сказать, что модель могла бы стать эталоном управляемости в своем классе, но не стала. Скорее ее можно отнести к вполне дружелюбным к водителю машинам, без особого драйверского задора.
Пойдет — не пойдет…
Чего гадать — посмотрим по итогам года, когда появятся данные хотя бы за первые несколько месяцев присутствия бренда на нашем рынке. Применительно к Grande Punto замечу, что вывод этой машины именно сейчас, на фоне дефицита действительно беспроигрышный для «Северсталь-Авто» вариант. Амобиль будет востребован покупателем, хотя лидером в своем сегменте вряд ли станет. Здесь балом правят Chevrolet, Hyundai и Kia. И едва ли структура потребления кардинально изменится в ближайшие два — три года. Да и бороться с Ford Fiesta и новым поколением Opel Corsa, которая уже дебютировала в салонах официальных дилеров марки, ему будет очень тяжело.
Первый вопрос — стоимость. Цены на Grande Punto начинаются с 420 тысяч рублей, это около 15 600 долларов. За автомобиль с 1,2-литровым 65-сильным бензиновым двигателем в базовой комплектации. Протестированная машина «в стандарте» стоит 485 тысяч рублей, а с учетом двух установленных опций — кондиционера и так называемого пакета «Комфорт» — цена сразу подскакивает еще на тридцать с лишним тысяч. Версия же с 16-клапанным мотором хоть и более богато укомплектована, но предлагается уже за 625 тысяч, и только с 3-дверным кузовом. Словом — дорого. А на фоне покупательских предпочтений в этом сегменте — очень дорого. Ведь середнячки сейчас могут быть востребованы только на фоне нехватки «живых машин».
Ну и, наконец — маркетинговая политика. Ставка «на растения», как я отметил в начале, выглядит более чем сомнительно. Чувство стиля, которое на самом деле способно привлечь к Grande Punto, по моему мнению, вовсе не означает беззаботность. Кому же именно автомобиль собираются продавать? Ответить на этот вопрос нелишне, как рассказать потенциальным клиентам о дилерах, гарантиях и сервисном обслуживании. Впрочем, это уже не моя забота.
© Автомобильные Известия
#20-2006