Между мировой премьерой Ford Fiesta - в Женеве в 2008-м и североамериканской - в Детройте в этом январе прошло всего-то десять месяцев, но мир за это время успел сильно измениться. Продажи автомобилей во всех странах падают, проценты по кредитам на их покупку растут, а автомобильная промышленность Америки и вовсе терпит самый большой крах за всю свою историю. Но если два из трех гигантов - General Motors и Chrysler - надеются, похоже, только на миллиардные субсидии государства, Ford решил пока выбираться из кризиса собственными силами. И удивительно, насколько лаконично вписывается в план спасения компании новая Fiesta.
Это не просто новое поколение одной из самых популярных моделей в Европе. Это веха в деятельности компании, руководство которой считает Fiesta самым важным проектом со времени создания "Модели Т". Европейское подразделение Ford впервые создало продукт, предназначенный не только для европейцев, но и для покупателей на других континентах - в Азии, Южной Африке и Северной Америке. Особые акценты - на быстрорастущий рынок Китая и меняющий приоритеты с больших джипов на маленькие легковушки рынок США. И фордовцы должны были сделать такой автомобиль, чтобы произвести одинаково достойное впечатление на будущих разномастных владельцев. Тут важны и экономичность, и экологичность, и невысокая стоимость. Но приоритетным направлением при разработке новой Fiesta стал ее внешний вид.
Прежде чем приступить к работе, дизайнеры изучали опыт не только других автомобильных марок, но и компаний по производству электроники и ювелирных изделий, чтобы определить, при каких условиях один и тот же продукт востребован покупателями в разных странах. Реакцию на дизайн проверяли на концепт-каре Verve, который сразу создавался с учетом требований серийного производства. Именно поэтому Fiesta так похожа на свою первоначальную идею. При этом машина выполнена в полном соответствии принципам кинетического дизайна.
Салон, как и внешний вид, также подвергся глобальной переработке или даже скорее переосмыслению. Так как в потенциальные покупатели машины записали молодежь, при работе учитывали в первую очередь ее привычки и предпочтения. К примеру, верхняя часть центральной консоли сделана таким образом, чтобы любой, кто активно пользуется мобильным телефоном, сразу бы интуитивно понял, куда и зачем тут надо нажимать. К тому же именно телефон сегодня - один из самых глобальных продуктов, которым пользуются люди в любой точке мира. А вот к рулевому колесу придется слегка попривыкнуть, оно не только весьма футуристически выглядит, но и на ощупь производит впечатление руля киношной машины из фильма про фантастическое будущее. Ломаной формы "колодцы" тахометра и спидометра лишь усиливают это впечатление.
Но в общем новая Fiesta стала намного эргономичнее своей предшественницы. Наконец-то здесь появились удобные держатели для бутылочек с водой и новые емкости для разного рода вещей. Например, раньше некуда было выложить из кармана телефон, кошелек и прочие полезные предметы, для которых теперь появилось углубление перед рычагом коробки передач. За сам рычаг дизайнерам - отдельное спасибо, потому что прежде он напоминал вантуз, а теперь потерял свой оригинальный стиль и стал похож на прочие рычаги переключения передач, и покупателям во всем мире это должно прийтись по душе.
Конечно, маркетологи вправе считать, что все хотят иметь стильный автомобиль, но простоватая внешне Fiesta предыдущего поколения была весьма популярна. Потому что главным ее преимуществом была потрясающая управляемость. И стало бы обидно, если бы за внешним шиком автомобиль растерял весь свой потенциал. Чтобы опровергнуть свои опасения, мы выбрали для тест-драйва Fiesta серии Sport, на которую устанавливается более мощный мотор 1,6, чем прежде использовался на Fiesta. Речь о новом 120-сильном Duratec Ti-VCT, который разгоняет Fiesta Sport до 100 км/ч за 9,9 секунды. Прежде самая мощная Fiesta (Fiesta ST мы тут в расчет не берем) была слабее на 20 л. с. И этих двадцати сил не то чтобы раньше не хватало, просто оказалось весьма кстати иметь их в запасе. Прибавить к этому более низкую спортивную подвеску, которая максимально использует повышенную мощность и сохраняет превосходный динамический отклик, и за растерянный потенциал автомобиля можно больше не беспокоиться.
Несмотря на то что из Fiesta делают продукт, который должен быть по нраву всем, в ней все же будут фундаментальные различия в зависимости от страны, в которой она будет продаваться. И главное, в чем это будет заметно,- динамические настройки. В Европе любят четкую управляемость, в Азии предпочитают ездовой комфорт, с этим придется считаться.
Еще больше разнообразия будет наблюдаться в количестве версий Fiesta - помимо привычных Ambiente, Trend и Ghia появился уже упомянутый Sport, а также Titanium. Расширились возможности комплектаций такими "взрослыми" опциями, как разъем USB, ксеноновые фары, круиз-контроль, доступ в машину без ключа Keyless, запуск двигателя кнопкой Ford Power.
Но в некоторых странах, как, например, в Америке, покупатели в январе 2009-го вообще впервые услышали о такой машине, как Ford Fiesta, невзирая на 32 года славной истории и 12 млн проданных (не в Америке) экземпляров. Теперь же в компании пересматривают модельный ряд в общемировом масштабе, у отдела глобального маркетинга, продаж и обслуживания новый руководитель - сорокадвухлетняя прапраправнучка Генри Форда Елена Форд. И если Генри Форд сделал из "Модели Т" первую самую массовую машину в мире, кто знает, может быть, под чутким руководством Елены Форд Fiesta станет не менее массовой - уже не в европейском, а в мировом масштабе. Тем более что в планах на глобализацию уже стоят Focus, Fusion и Mondeo.
© Автопилот
Январь-март 2009