Покупать подобный автомобиль для городского использования абсурдно, если исходить из соображений рациональности. Этот монстр с шестилитровым по-американски прожорливым V8 и мегаполис с его автомобильной толчеей, тесными переулками и проблемами парковки, мягко говоря, созданы не друг для друга. Другое дело, если вы живете вдали от цивилизации, в условиях пересеченной местности и пресловутых направлений вместо дорог. Тогда наличие H2 во дворе будет оправдано. Но возможна ли такая ситуация в принципе?
Можно зайти и с другой стороны. Класс истинных внедорожников в последнее время сильно поизносился. Нынче в моде универсальные транспортные средства, в управляемости и конструкции которых сделан акцент на хорошее поведение в условиях ровных дорог. И вот тут новый HUMMER со своей проверенной временем рамной схемой, ориентированный на те самые направления, а не на магистрали, оказывается как нельзя более кстати. Шестилитровый харизматичный исполин гордо понесет по буеракам внедорожное знамя.
Впрочем, все это слишком надуманно. HUMMER H2 никто не будет покупать из практических соображений (армия США разве что). Он вовсе не из тех трудяг, которых используют, скажем, для развоза почты и продовольствия по труднодоступным населенным пунктам. Да и багажник, кстати, для этого маловат. Владелец H2 поставит его на 26-дюймовые колеса (обожающие HUMMER чернокожие поклонники рэпа в США ставят свои H2 и вовсе на 28-дюймовые) с шоссейной резиной, занизят подвеску, форсируют двигатель, установят подсветку днища и плавно покатят в ночной клуб. Огромная, боевого вида машина, и всем, по большому счету, нравится.
Аура есть не только у людей, но и у всех машин, а у H2 она обладает свойством странным образом влиять на сознание людей, которые находятся внутри или стоят рядом, разглядывая. Знакомство с поступившим со сборочного предприятия в Калининграде, можно сказать, нашим, родным H2 произошло на паркинге около представительства General Motors на Гоголевском бульваре. Места там много, но HUMMER, казалось, заполонил собой все пространство. В качестве притирки водителя к автомобилю был выполнен маневр с разворотом и, надо сказать, это было чертовски увлекательно. Сидишь в большом и странном то ли грузовике, то ли автобусе и медленно плывешь над стоянкой и всей этой суетой.
А хаммеровская аура тем временем делала свою подспудную таинственную работу. Внешний мир, оставшийся за маленькими оконцами, непостижимо уменьшился. Просторный паркинг стал очень тесным; представительские седаны сразу потеряли класс, а то и два своей представительности, и смотрелись рядовыми легковушками; BMW X5 скукожился до размеров RAV4, а Toyota Sequoia была без раздумий принята за Land Cruiser 100.
Хорошая звукоизоляция вкупе с восемью динамиками Bose, казалось, навсегда отгородили от будничной московской действительности. Мягкое американское кресло навязчиво предлагало принять более вальяжную позу, за это же ратовали задумчивый автомат и убаюкивающая подвеска, богатая на крены и клевки при разгоне и торможении. Пришлось-таки отвалиться назад. После чего я неспешно сместился в левый ряд, открыл оконце, чтобы поймать последние лучи все еще теплого осеннего солнца, и, задумчиво улыбаясь, покатил себе вперед, расслабленно поглядывая по сторонам, точнее, вниз. Надо сказать, в этой ипостаси автомобиль проявил себя неплохо. Левый ряд всегда свободен, и те, кто пытается выбраться туда из правого, предпочитают резко закончить маневр, еще не начав. Аура в действии! Окружающие становятся как-то приветливее. Людям однозначно нравится внешность Н2, а размер не может не вызывать уважения. Простая механика обаяния.
Радикально крупный автомобиль несколько разочаровывает своим внутренним пространством. Вернее, не оправдывает ожиданий в этом плане. Нет, в передней части салона полный порядок. Просторно во всех направлениях, между водителем и пассажиром - огромный подлокотник, шириной в стандартную шахматную доску. Большие кресла с электрорегулировками, ручки - чтобы удобнее было входить-выходить, три прикуривателя в ряд и много-много подстаканников. Все отлично. Но сзади! Сзади доминирует Ее Величество Полноразмерная Запаска H2. Упрятанное в аккуратный чехол 17-дюймовое колесо с шиной размерности 315/70 выглядит чуть ли не как главная изюминка интерьера. И это, на самом деле, печально. Ведь запаска не только заставила сдвинуть вперед второй ряд сидений, но и зарубила на корню идею третьего ряда, оставив место лишь для одного "стульчика". Соответствующим образом уменьшился багажник.
Обзор через салонное зеркало не слишком хорош, но тут помогают огромные боковые "лопухи", с помощью которых можно с легкостью двигаться задним ходом, не крутя при этом головой.
Некоторое смущение вызвали материалы и технологические приемы, которые применены в отделке салона. Идеологически интерьер не отстает от экстерьера - выполнен грубо, напористо, размашисто. Но на все пластиковые панели пошел твердый материал, а некоторые детали в центре консоли изготовлены из пластмассы с блестками внутри! Все это дело закреплено наглядно торчащими болтами. И, кажется, мы знаем, зачем. Чтобы мастерам из тюнинговых ателье было легче разбирать салон и обтягивать его кожей! Ведь в таком виде он, наверное, устроит офицера американской армии в полевых условиях, но никак не соответствует интерьерным требованиям к автомобилю стоимостью под $100.000.
Руль большой, но показался маленьким. В любом случае он удобный, но тоже какой-то излишне скромный. Под замену? А вот кресла этой машине в самый раз. Никаких валиков боковой поддержки нет - они и не нужны. Домашний комфорт! Провалился в мягкую глубину и вольготно поехал. Правда, придется разобраться с хитрым подрулевым переключателем, на который повесили поворотники, дворники, круиз-контроль, дальний свет и омыватели стекол.
Длина машины почти пять метров, ширина и высота - в районе двух. Резина, как уже говорилось, явно внедорожного формата - 315/70. Подвеска очень длинноходная, сухая масса - три тонны. Как поедет этот набор антидрайверских качеств в условиях города и по трассе? Он поехал лучше, чем мы себе это представляли! "На лицо ужасный, добрый внутри" - это про Н2. Достаточно немного освоиться с габаритами автомобиля, и никаких проблем не будет. Главное - ехать, как подобает HUMMER, без суеты. Кстати, российский Н2 попадает в категорию легковых транспортных средств (за счет уменьшенной массы) - водительских прав категории "В" предостаточно.
В поворотах баранка предательски пустеет, но промахнуться мудрено, поведение автомобиля на допустимых для него скоростях вполне прогнозируемое и понятное. H2 кренится, подвеска выбирает ход, и нужный маневр успешно выполняется. На волнах асфальта HUMMER важно покачивается, но эту раскачку нельзя назвать пугающей. Да и на разбитом шоссе машина неплохо ведет себя на высокой скорости, легко глотая своей бездонной подвеской все неприятности.
На трассе H2 быстро выходит на максимальные 160 км/ч, дальше не пускает ограничитель. Но спокойно так ехать не получится - приходится постоянно подруливать и подлавливать траекторию движения. Впрочем, динамический коридор не очень широк, и процесс не сильно утомляет. Вообще же, порог комфортной скорости H2 - 130v140 км/ч.
Тормозить следует аккуратно. Внедорожную резину легче сорвать в скольжение, чем шоссейную, машина "падает" на передние колеса и запросто может спрыгнуть с траектории. Да, законов физики еще никто не отменял. В штатных режимах нареканий к тормозам не было.
Н2 - не для рядовых автомоек, в стандартный бокс автомобиль смог "пролезть" только после того, как были сложены зеркала. У более широкого H1 не было бы никаких шансов.
Динамика разгона H2 - чуть больше 10 секунд до 100 км/ч. И в эти секунды на низших передачах автомобиль едет вполне динамично. Все-таки 6 л объема и момент в 488 Нм, который выдает алюминиево-чугунный Vortec, способны бодренько разогнать даже три тонны веса. А вот дальше уже неинтересно. Да и работа автоматической коробки передач далека от идеала - она перебирает ступени плавно, но делает это с поразительными задержками.
Резюме: по городу ездить надо небыстро, с чувством собственного достоинства, тогда будет комфортно. Можно изредка пугать окружающих стартом со светофора, когда фонтанирующий тягой двигатель издает звук, напоминающий одновременно вопль раненого слона и рев взлетающего самолета. Сидящим внутри тоже понравится. Кстати, бак при этом пустеет с интенсивностью примерно 35 л/100 км.
Но самое интересное начинается, когда вы съезжаете с асфальта. HUMMER H2 обладает удивительной проходимостью. Причем делает свою внедорожную работу с редким комфортом для пассажиров и не вынуждая водителя излишне напрягаться. Любые препятствия, ямы, колеи, большие лужи словно сжимаются, завидя перед собой невозмутимую хромированную морду. Величаво переваливаясь с колеса на колесо, HUMMER играючи преодолевает самые серьезные препятствия и легко взбирается на кошмарные косогоры. Могучая тяга, зубастые покрышки, большой клиренс (25 см), полный привод с возможной блокировкой межосевого и заднего межколесного дифференциалов - все это работает на то, чтобы H2 затащил своего хозяина в непролазные дебри и потом вытащил. В общем, автомобиль славное имя HUMMER не опозорил - внедорожная преемственность поколений налицо.
И сколько стоит этот калининградский чудо-монстр? HUMMER H2 подешевел, и теперь его можно купить за девяносто с небольшим тысяч долларов. Причем двигатель в любом случае будет самый мощный - он предлагается один. Цена может подняться до $93.000 за счет дополнительного оборудования. Это нормальные цифры, коль скоро речь зашла о настоящем внедорожнике, который при жизни имеет культовый статус.
© Журнал «МОТОР»
Ноябрь 2004