Электромотор или ДВС? Дайте два! Вооружившись технологиями от Prius, люксовое подразделение Toyota отправилось штурмовать гольф-класс. Что получилось? Первый в мире премиальный гибридный компакт-кар. Lexus CT 200h.
"Тихая революция" – под таким слоганом хэтчбек вышел на рынок в 2011 году. Основными его адресатами оказались Япония, США и Европа. Покупатели приняли гибрид тепло, о чем свидетельствует его ежегодный тираж – около 50 тысяч экземпляров. Неплохо для новичка, да еще и в премиальной нише! Хотя в целом - по меркам С-класса - на революцию не тянет.
В России ежегодные продажи CT 200h и вовсе исчисляются сотнями штук. Но, судя по всему, японцы на большее и не рассчитывали. В 2013 году хэтчбек успешно пережил рестайлинг и остался на нашем рынке, "перетасовав" комплектации. Всего их пять – причем, уже в базе покупателю доступен двухзонный климат-контроль, электроприводы стекол и зеркал, магнитола с MP3, литые диски и внушительный набор из восьми эйрбэгов.
Несмотря на тесное родство с Prius, внешне автомобили совершенно не похожи. Неуклюжий, почти однообъемный кузов с угловатой кормой остался у Toyota. Lexus – другой. Поджарый корпус, броская оптика, изящное остекление кормы с козырьком спойлера. Да что там говорить! Он – красив, и точка.
А интерьер! Поищите такой в гольф-классе! Отделка включает несколько видов пластика, металл, кожу, дерево – и все это разнообразие сплетается в одну гармоничную картинку. В CT 200h уютно, как в маленьком японском садике. Само собой, качество сборки - безупречное. Это же Lexus!
Седоков CT 200h располагает по-спортивному низко.
Седоков CT 200h располагает по-спортивному низко. Для инженеров это было делом принципа - хотя им пришлось поломать голову, как при такой компоновке кресел разместить батареи и элементы привода. С задачей они справились блестяще, а заодно - улучшили управляемость, сместив общий центр тяжести вниз.
Ценю заботу! Сидеть за рулем хэтчбека – одно удовольствие. Места много, обзор хороший, "объятия" боковых валиков ненавязчивы, да и спинка скроена точно по мерке. Кроме того, в нашей топовой комплектации Luxury водительское кресло регулируется электроприводами в 8 направлениях, да еще и записывает три установки в память.
Непривычной оказалась разве что баранка с широкими спицами и излишне пухлым, мягким ободом. Здесь Lexus пошел навстречу пожеланиям клиентов, а точнее – клиенток. Да, да, прекрасный пол составляет весомую часть "аудитории" CT 200h. И, как выяснили производители, женщинам массивная мягкая баранка внушает чувство уверенности. Будем знать.
В топовой комплектации Luxury водительское кресло регулируется электроприводами в 8 направлениях
| Кнопки и переключатели на торпедо расставлены в идеальном порядке – все под рукой
| Венчает центральную консоль экран мультимедиа с русифицированной навигацией HDD
|
| В режиме Sport машина меняет синюю подсветку приборов на тревожно-красную
|
|
А сколько "аксессуаров" на торпедо! Не меньше, чем вещей в женской сумочке. Только в Lexus они расставлены в идеальном порядке – все под рукой, включая маленькую изящную ручку, переключающую режимы вариатора. Венчает центральную консоль экран мультимедиа с русифицированной навигацией HDD. Последняя порадовала подробными картами России - я даже обнаружил свой подмосковный дачный домик на шести сотках.
Перемещаться по меню настроек на дисплее легко - на помощь придет "мышка" Remote Touch на центральном тоннеле. Чуть выше стоит круглый переключатель режимов езды (Eco, Normal или Sport). А еще выше устроилась мечта меломана - премиальная аудиосистема Mark Levinson, которая читает форматы MP3, WMA и DVD, и воспроизводит все это через 13 динамиков.
Однако - пора ехать. Жму на кнопку Start и – тишина. Жму еще раз – опять тихо, да к тому же вырубились приборы. Ага! Значит, с самого начала машина заводилась, но - на электродвигателе. В третий раз Lexus смилостивился и врубил бензиновый мотор. Спасибо, понял!
В процессе поездки компьютер тоже сам решает, как распределить "обязанности" между ДВС и электродвигателем. И вот тут установка Toyota показывает себя во всей красе. В отличие от многих гибридов, переключение в CT 200h происходит почти незаметно. Только и успевай следить за индикатором на панели приборов! Хотя смотреть на приборы стоит разве что из спортивного интереса – ну-ка, сколько наш Lexus протянет без подзарядки?
Согласно "паспорту", запаса аккумуляторов CT 200h для электрического хода хватает на один-два километра. Далее в дело вступает бензиновая "четверка" 1.8, которая тянет автомобиль и заодно заряжает батареи. Однако, помимо ДВС, машина умеет запасать энергию от торможения. Удачно "оттормозившись" на парочке длинных склонов, когда машина шла накатом, я увеличил запас хода почти до 4 километров.
Вдоволь поиграв с зарядкой аккумулятора, можно почувствовать себя хозяином положения и лично покомандовать компьютером. Например, задать режимы езды – Eco, Normal или Sport. Названия очевидны. Выбираете Eco - и автомобиль превращается в крохобора. Во имя экономии он душит отклик педали газа, ограничивает мощность кондиционера и напряжение в системе.
В режиме Sport машина меняет синюю подсветку приборов на тревожно-красную. Реакции баранки и акселератора "обостряются", а электронные помощники ослабляют контроль в поворотах. Настоящего спорта от 136-сильной установки ждать, конечно, не приходится. Но по ощущениям динамика у CT 200h приятная. Сколько там по паспорту? 10,3 секунды с места до сотни? Да, почти уложился!
А вот "паспортной" экономии топлива от Lexus добиться не удалось. В смешанном цикле он обещал потреблять около 4 литров бензина АИ-95, однако в реальности схомячил 5,7 –в экономичном режиме! При "спортивной" езде расход вообще подскочил до 6 литров. Это аппетит обычного бензинового хэтчбека! А дизель еще экономичнее будет... В общем, одно из главных заявленных преимуществ гибрида - топливный аппетит - пока остается сомнительным.
Еще один недостаток – подвеска. А точнее - ее восприимчивость к российским дорогам. Сделав ставку на спортивную управляемость, Lexus ограничил себя ровным асфальтом. По хорошему шоссе и ровным городским улицам он летит почти бесшумно, "отрабатывая" повороты без кренов и сносов. Но случись разбитая дорога - он сообщит вам обо всех ее изъянах. Да и клиренс в 14 сантиметров для российских условий маловат.
Практичным CT 200h тоже не назовешь. "Галерка" здесь тесная – пассажирам некуда девать колени. А тот, кому повезет ехать на заднем сиденье справа, будет слушать жужжание вентилятора, который охлаждает аккумуляторы. Из-за батарей пол в багажном отсеке слишком высок и, несмотря на 375-литровый объем, крупногабаритная поклажа сюда не войдет. Места для запаски тоже нет – только докатка.
Что в итоге? CT 200h на совесть собран, прекрасно управляется, имеет завидное бортовое оборудование, комфортный салон и - шильдик Lexus. В плюсах также – небольшая сумма транспортного налога, ведь здесь учитывается только мощность бензинового двигателя – 99 "лошадок" из общих 136.
Увы, в России большая слава хэтчу не светит. Как и остальные гибриды, он стал заложником своих же технологий. Электрическая установка не делает его настолько экономичным, чтобы окупить затраты на покупку, обслуживание и – в перспективе - ремонт. А экологические ценности для наших покупателей пока на десятом месте.
Другое дело, если бы ему поставили только бензиновый мотор - да помощнее. Но производители вряд ли на это пойдут. Во-первых, CT 200h перестанет быть тем, чем он задумывался изначально. А во-вторых, на его основных рынках он и так пользуется отличным спросом. Овчинка пока не стоит выделки.