Автомобили вроде Lotus Elise ? это предмет культа, поэтому странно, что до недавнего времени они в Россию официально не поставлялись. Конечно, находились энтузиасты, ввозившие их на свой страх и риск, но таких были единицы. И вот ? свершилось! В Москве, на улице Народного Ополчения, появился шоу-рум, в котором стоят сразу несколько шедевров британского автопрома. Мы покатались на одном из них, и в качестве эксперта пригласили известного российского автогонщика Бориса Шульмейстера, ведь для раскрытия потенциала этого родстера необходимо обладать солидным опытом общения со спортивными автомобилями.
Современный Lotus Elise существует в трех версиях: "просто" Elise, Elise 111S и Elise 111R, которые отличаются главным образом двигателями. В свое время 120-сильный "просто" Elise побывал у нас на тесте, поэтому в этот раз мы остановили свой выбор на канареечно-желтом Elise 111S с двигателем в 158 "лошадей".
Что по-прежнему поражает в машине, так это ее внешность (технические показатели отступают на второй план).
А также уникальная конструкция кузова ? гениально простая. Это пространственная рама-монокок, экструдированные элементы которой из алюминиево-магниевого сплава не сварены, а склеены между собой. Поверх рамы навешены пластиковые детали облицовки кузова. Подвеска всех колес независимая, на двойных рычагах, все тормоза дисковые. Алюминий почти везде ? в подвеске, блоке и головке двигателя, из него выполнены даже педали и тормозные диски (композитные). Снижение веса ? одна из главных составляющих "формулы Чэпмена"...
Двигатель установлен поперечно в базе ? за спинками сидений, но перед задней осью. Показатель мощности сам по себе не впечатляет, но при снаряженной массе автомобиля в 756 кг этого должно быть более чем достаточно для очень динамичной езды.
Б.Ш.: "По высоте Elise едва дотягивает до боковых зеркал обычной легковушки, и голова оказывается на уровне стоп-сигнала российской "десятки". Это непривычно, но прикольно. Внешность ? неповторимая, шокирующая, сворачивающая шеи зевак, срывающая улыбки и аплодисменты. Описывать внешность можно сколь угодно долго, но гораздо красноречивее о ней скажут фотографии".
Автомобиль внутри удивляет не меньше, чем снаружи. Ничего лишнего, высшая степень аскетизма. В кокпите Elise некомфортно, но такой автомобиль и не должен быть комфортным, он должен доставлять удовольствие от спортивной, агрессивной езды.
На щитке приборов ? только спидометр и тахометр, два больших циферблата. Уровень топлива отображается на ЖК-дисплее, температура двигателя ? в цифровом виде. Все остальные параметры выводятся в виде индикаторов, при запуске двигателя происходит самодиагностика всех систем, и вскоре они тухнут и не отвлекают внимание. Руль ? маленький, жесткий, асимметричной формы ? тоже настраивает на серьезный лад.
Б.Ш.: "Когда кладешь руки на этот бублик, возникает ощущение, что полностью владеешь ситуацией, автомобиль находится под контролем на все сто процентов. От работы баранки получаешь ни с чем не сравнимое удовольствие. Из приспособлений, направленных на создание комфорта, удалось найти лишь центральный замок, кнопка которого находится на тоннеле сразу за рычагом коробки передач, гнездо прикуривателя и электрические стеклоподъемники. Да, есть еще и CD-ресивер системы Blaupunkt. Педальный блок ? крошечных размеров, педаль газа в ширину ? не более 2 см. Экономили место всеми доступными способами..."
Интересно, что регулировку имеет только водительское кресло, да и то лишь одну ? продольную. Кресло пассажира закреплено намертво, но даже рослому человеку места для ног хватает (удобство входа-выхода ? другое дело, но с убранной крышей эта проблема снимается). Водителю лучше ? у него есть еще возможность подкачать валик поясничного подпора. Груша, с помощью которой можно это сделать, находится слева, внизу, на водительском кресле. Добраться до нее непросто ? щель между сиденьем и стенкой кокпита очень узкая.
Отсутствие регулировки угла наклона спинки удивляет ? сиденье спрофилировано под более лежачую посадку, хотя спортивный пилотаж предполагает более или менее вертикальную. Но Elise можно простить даже это...
Конструкторы отказались от усилителя рулевого управления, педали весьма тугие, в тормозной системе нет АБС, не говоря уж о модных современных электронных "наворотах" вроде трэкшн-контроля или системы курсовой стабилизации. По сути, Elise ? серьезный гоночный снаряд, адаптированный для езды по дорогам общего пользования.
Б.Ш.: "Если бы поставить "слики", Elise на реальной гоночной трассе продемонстрировал бы себя с лучшей стороны. Не надо обращать внимание на то, что мощность двигателя по спортивным меркам не столь уж велика. Вся суть в том, что весит автомобиль всего ничего ? при такой массе 158 сил хватает за глаза".
Мотор в машине версии 111S ("роверовский", объемом 1,8 л) порадовал достаточно ровной характеристикой практически во всем диапазоне оборотов, с холостых до максимальных. Для неторопливой езды достаточно держать обороты в районе двух-трех тысяч, момента хватает. При движении в потоке со скоростью около 60 км/ч можно смело втыкать четвертую передачу и наслаждаться движением с открытым верхом. Но если надо быстро разогнаться ? пару передач вниз, газ в пол ? ускорение умопомрачительное. Ручная 5-ступенчатая коробка вполне подходит двигателю. Передаточные числа подобраны оптимально, четкость переключения тоже неплоха, хотя нет в ней металлического клацания, присущего породистым суперкарам. Передачи переключаются четко, без люфтов, промахнуться трудно.
Управляемость ? это песня! Но с оговоркой ? для опытного водителя, уверенного в своих силах и способного справиться с этим норовистым болидом. Здесь дает о себе знать многолетний опыт фирмы Lotus в проектировании и настройке автомобилей ? только они могли научить так ездить этот родстер. Все реакции настолько точны и остры, что легко потерять голову. А это опасно!
Б.Ш.: "Lotus Elise ? гражданский автомобиль без каркаса безопасности, хоть и обученный гоночным манерам. Характеристики амортизаторов, развесовка, размер покрышек (они, согласно гоночным канонам, разные: 175/55R16 спереди и 225/45R17 сзади) ? все подобрано таким образом, что автомобиль контролируется водителем полностью, чувствуются все нюансы дороги. Автомобиль жесткий, руль и тормоза очень тяжелые, но все это воспринимается в комплексе и не утомляет, как на некоторых спортивных машинах, где, пардон, своей пятой точкой отслеживаешь качество дорожного полотна. При быстром прохождении поворотов возникает ощущение, что едешь по рельсам ? сорвать автомобиль в занос практически невозможно, так что любителям покататься "веером" надо будет постараться. Максимум, что происходит при переборе скорости ? это легкое смещение передней оси наружу поворота, но сбросом газа это легко прервать".
Теперь несколько слов о практичности. Вернее, об ее отсутствии. Lotus Elise ? это генератор адреналина, предмет обожания, но никак не машина на каждый день. Мало того, что в ней только два места, так еще и багажник ? 115 л, можно считать, что его практически нет. Бензобак емкостью 32 л при среднем расходе топлива в 10 л 95-го (не ниже) топлива не позволит уехать слишком далеко, даже если вы готовы терпеть интенсивную тряску и напрягать мышцы при каждом повороте руля. Не стоит забывать и о том, что это ? летний автомобиль, а у наc зима ? полгода. Клиренс у машины настолько мал, что даже преодоление "лежачих полицейских" может обернуться проблемой ? не задеть днищем трудно.
Так что этот аппарат ? "удовольствия для", он может исполнять только роль второго или третьего автомобиля в гараже (наличие последнего обязательно). Для преуспевающего молодого мужчины он мог бы послужить единственным средством передвижения, но тогда придется ежедневно мириться с вышеуказанными неудобствами, а это не каждый выдержит. И упаси вас Бог подарить Elise своей возлюбленной ? справиться с этой машиной может лишь опытный водитель с хорошей физподготовкой...
"Просто" Elise просто так у нас не продается ? только под заказ, и цена его нам не известна. Вариант 111S, побывавший на тесте, обойдется российскому покупателю в 49.000 евро, более мощная версия 111R ? в 55.000. Но "более мощная" ? не обязательно более крутая. Дело в том, что Elise 111R создавался специально для США, куда компания наконец сумела пробиться после долгих безуспешных попыток (мешало несоответствие, в частности, бамперов требованиям американских стандартов безопасности). На машину поставили модифицированный "тойотовский" мотор (MR2, Corolla T Sport, Celica) с 6-ступенчатой коробкой, оснастили ее АБС, более качественной "музыкой" и пр. ? всем тем, без чего американцы обойтись никак не могут. В ущерб спортивному аскетизму.
Дополнительные 30 "лошадей" и "тойотовская" надежность двигателя ? это несомненный плюс. Но сравните характеристики крутящего момента. У 111R он практически такой же, как у 111S, однако на гораздо более высоких оборотах. Следовательно, чтобы добиться хорошей динамики, мотор версии 111R придется все время крутить до звона. Это ? на любителя. Нам больше по нраву пришелся Lotus Elise 111S.
Кстати, гарантия на машины ? один год без ограничения пробега, а собственный сервис компании уже строится.
© Журнал «МОТОР»
Июнь 2004