Первый тест-драйв новой Quattroporte S Maserati устроила не у себя, а в Зальцбурге - в самом сердце Европы, под боком у Германии. Они назвали машину "вторым шедевром" и, чтобы снять вопросы касательно первого шедевра, включили в презентацию знаменитые картины-двойники, изображающие один и тот же сюжет, но написанные в разное время. Нескромно, но со вкусом.
Предположение, что обновленную Quattroporte продвигают под лозунгом Second Masterpiece ради того, чтобы факт выполненного рестайлинга выдать за великое событие, к счастью, оказалось ошибочным. Уникальность ситуации заключается в том, что итальянцам не потребовалось вносить кучу всяких изменений в конструкцию и внешний вид - они обошлись всего несколькими доработками и... получили новую машину! Правда, если жестко придерживаться хронологии, у очередного четырехдверного шедевра порядковый номер должен быть отнюдь не два, а пять. Или еще точнее - 5.0 SP2. Айтишный принцип различения старых и новых версий здесь даже более уместен.
Первый четырехдверный седан Maserati работы Пьетро Фруа был сделан еще вначале шестидесятых, отличался невиданным дизайном, солидной пятиметровой длиной и 280-сильным V8 под капотом. В 1974 году появилось второе поколение Quattroporte. Машина получила гидропневматическую подвеску и дизайн Bertone, но в силенках уступала предшественнику - передний привод, V6, мощность 190 "коней" (сразу видно - делали в эпоху топливного кризиса). В третьей версии (1976 г.), которую создавал Джорджетто Джуджаро, к Quattroporte вернулся большой мотор. В четвертой (1994 г.) снова просматривается откат - флагман Maserati хотя и получил топовый 336-сильный двигатель V8, основой для седана послужил более компактный 4-door Biturbos, да и дизайн, выполненный Марчелло Гандини, создавался явно в угоду FIAT.
И только пятое поколение (2003 г.) хочется назвать достойной реинкарнацией того пятиметрового мощного суперфешенебельного седана, который увидел свет первым. В 2006 для Quattroporte стали предлагать шестиступенчатый автомат, поскольку работа скорострельной роботизированной трансмиссии Duo-Select некоторые особо важные пользователи сочли дискомфортной. Но другие поклонники марки резонно заметили, что с новой коробкой Quattroporte стал медленней. В Модене отреагировали и сделали еще один "сервис пак" для люксового седана - подготовили более мощный двигатель. Именно эту версию, отличающуюся литеркой S, и предстояло погонять в горных окрестностях Зальцбурга.
Как назло, погода в Австрии оказалась не очень-то приветлива. Порывистый ветер носил в небе тяжелые косматые облака, которые, созрев и сбившись в сплошную тучу, стали поливать округу холодным дождичком. Июль на глазах превратился в октябрь. А когда из подземной парковки Sacher Hotel выехало шесть лоснящихся Quattroporte S, город Моцарта окончательно помрачнел и поблек. Журналисты привычно расчехлили фотоаппараты и, мешая друг другу, стали пытаться что-то запечатлеть для своих глянцевых изданий. Однако такая негламурная атмосфера не понравилась итальянцам. И вскоре в толпе журналистов появился кудрявый суетной дядька, который стал раздавать флешки: "Здесь - хорошие городские фотографии Quattroporte. Пожалуйста, перестаньте заниматься ерундой". Акция пиарщика удалась лишь наполовину. Представители китайской прессы закивали в знак благодарности, но, видимо, не поняв ничего без переводчика, снова стали клацать затворами.
Зря итальянцы так переволновались. Даже самая дрянная погода не помешала бы разглядеть в Quattroporte ее красоты. Поначалу казалось, что удлиненный нос с новой головной оптикой и вертикальная решетка жерла радиатора сделали машину слишком агрессивной, но разглядывая позже фотографии предшественника, я готов признать, что новый седан смотрится лучше - он визуально чище и динамичнее. Задняя часть также претерпела легкие косметические изменения и удлинилась на 10 миллиметров. Хотя это, глядя на машину, заметить сложно - о редизайне кормы узнаешь только из рекламных буклетов.
Для тестов по горным серпантинам вдали от Зальцбурга осадки вообще оказались как нельзя кстати. По сухой чистой гладкой трассе любая современная машина дороже 100-150 тысяч евро проедет идеально - поди-ка улови нюансы. А вот на мокрой дороге с многочисленными подъемами, спусками и крутыми закрытыми поворотами выявляется вся специфика машины, малейшие недоработки. Это - в теории. На практике, как ни пытались мы найти пятна на солнце, а за все время 250-километрового пробега не нашлось ни одного. Quattroporte S вела себя как идеальная, сильная и бесконечно послушная машина.
Новый 4,7-литровый мотор, подобный тому, что ставили на эксклюзив Alfa Romeo 8C Competizione, инженерам Maserati удалось подружить с автоматом ZF так, что желать чего-то лучшего даже не хочется. В этой паре царит полная гармония. В комфортном режиме не просто ездишь - тебя, как младенца, бережно носят на руках. Мир за окном плавно трогается и беззвучно уплывает куда-то назад. Спортивный режим, наоборот, резко обостряет ощущение драйва. 430-сильный двигатель издает короткий мощный звук, похожий на "у-р-р-а", затем еще раз, еще... На четвертое "ура" стрелка спидометра залетает далеко за отметку "160", а на горной дороге в дождь, сами понимаете, это плохая примета - к низкому полету.
При торможении в пол опять открываешь для себя что-то новенькое: тяжелая машина как будто лишена инерции! Знакомо ощущение, когда одеждой на ходу цепляешься за дверную ручку или какой-нибудь поручень? Мысленно усильте его раз в десять - вот примерно так осаживается Quattroporte. Итальянцы вскользь упоминали об улучшенных алгоритмах работы автомата и новых двойных тормозных дисках из алюминия и стали. Видимо, это не просто красивые фразы для пресс-релиза. Это работает.
Quattroporte покорила внятной управляемостью - тем, чем славился и ее предшественник. Машина не так остра, как спорткар, но всегда готова совершить резкий маневр, причем совершить с такой легкостью, будто в ней не две тонны, а всего одна. Подобное ощущение легкости у седанов люксового класса мне встречалось лишь однажды - у современного Jaguar XJ с алюминиевым кузовом. Самые мощные немецкие седаны этого ощущения не дают. Quattroporte позволяет дерзко обращаться с газом и тормозом в повороте, и за это стоит сказать спасибо не столько электронным системам стабилизации, сколько хорошей развесовке, безукоризненно настроенному заднему приводу и подвеске. Кстати, плавность хода вообще сложно как-то охарактеризовать. С одной стороны Quattroporte едет мягко, не реагирует на колею, с другой стороны - чертит виражи так четко, будто машина стоит на зажатых спортивных стойках.
О качестве салона объективно могут говорить только владельцы таких машин. Могу сказать лишь одно - он не изменился. Тебя встречает такой же богатый и красивый интерьер, как и у предыдущей модели. Я не знаю, что тут можно улучшить. Он сказочно удобен и для водителя, и для пассажиров второго ряда, всюду есть всякие регулировки, продумана каждая мелочь - взять те же откидные столики на спинках передних сидений. В списке оснащения появилась новая мультимедийная навигационная система Bose. Выросло число вариантов отделки салона. Ну, может быть, проем задних дверей маловат для людей слишком крупной концепции. Хотя таким больше подходят удлиненные представительские "немцы".
Maserati определила Quattroporte S в особую нишу люксовых спорт-седанов. Что ж, имеют полное право. Эта машина резвее, чем ее прямые конкуренты с моторами V8 - Audi A8 4.2, Mercedes S500, BMW 750. Но в то же время она дает такой же высокий уровень комфорта, как и флагманские модели конкурентов с 12-цилиндровыми монстрами под капотом. В принципе, Quattroporte S готова к соперничеству даже с такими четырехдверными суперпроектами, как Porsche Panamera, BMW Gran Turismo 8-Series или Aston Martin Rapide, но предсказывать будущее - дело неблагодарное. А вот с настоящим стоит считаться. Quattroporte пятого поколения оказалась на редкость удачной моделью у Maserati как в техническом, так и в коммерческом отношении. Автомобиль получил 46 престижных наград. Компания смогла реализовать 15 тысяч люксовых седанов. С появлением нового Quattroporte S позиции итальянцев наверняка усилятся. Но вот насколько, станет понятно лишь осенью, когда новинка будет официально представлена на Парижском автосалоне и станет поступать к дилерам Maserati.
© Автопилот
Сентябрь 2008