Менее 7,5 квадратных метров. Именно столько места занимает каждый из взятых на тест автомобилей. А предвзято, то это женская тема – когда «ломится шкаф и нечего надеть», а ездить на чем-то надо. Надо, да?
Все три модели разнородны настолько, что про каждую нужно говорить отдельно. Но, надо заметить, все три компактны, шустры, стильны и несут на себе этикетки «премиум-брендов», что позволяет говорить о них как о «всех вместе». Это своего рода Hi-End в малом классе. Из этого уже можно выбирать.
Мучительно больно становится при выборе всего одной из трех непохожестей. Например, покупая Mini, ты (если продвинутый англофил) приобретаешь натуральный винтаж от одного вида авиационных тумблеров на приборной доске, «спидометра-Биг-Бена» по центру «торпеды» и мощного двигателя, который только и может заставить этот спидометр работать. Но ты теряешь воздух, который можно было бы перевезти в мини-салоне с дачи до дома. Ежели ты не продвинутый, но тебе нужна такая маленькая машинка по цене большой, то так и скажи. В этом смысле ничего лучше Mini уже не найдешь.
Отдавая предпочтение «А-классу», ты получаешь объем салона, сравнимый с объемом кроссовера МL (и гораздо большего, чем в универсале Е-класса), но владельцем настоящего ортодоксаль- ного «Мерседеса» так и не становишься. Одной половиной мозга ты понимаешь, что едешь на машине со звездой, а другой, и очень скоро, соображаешь, что, кроме тебя, этого не понимает никто.
Голосуя сердцем и кошельком за BMW первой серии, ты выбираешь меньшее из того, что может тебе предложить этот бренд – длинный капот и задний привод, но в итоге не набираешь бонусов от багажника и экипировки. И как жаль, что ни BMW, ни Mini, ни этот Mercedes нельзя купить, голосуя только лишь здравым смыслом.
Наверное, если сложить «просто достоинства» всех трех, не считая, конечно, приставки «премиум» и перевести на «просто-машину», то даже за меньшие деньги выйдет 2-литровый 150-сильный Focus в топ-версии Ghia (правда, это уже почти восемь квадратных метров стоянки). Но в жизни всегда должно быть место «премиуму». Поэтому продолжим выбор.
На сегодня BMW представляет самый актуальный интерес: ни Mini, ни тем более Mercedes уже не являются событием нашего районного масштаба. Интерес этот не столько в том, что внутри, сколько в том, как это все внутрь вошло. Включая карданный вал, между прочим! Они хотели получить машину короче и вместе с тем, чтоб, как всегда, классической компоновки. На вопрос: «зачем как всегда?» баварцы никогда не дадут ответа, который бы устроил всех. Но, есть законы физики, суть которых сводится к тому, что настоящие спортивные машины заднеприводны. BMW придерживается этого физического принципа, как придерживается и спортивного имиджа. Бескомпромиссное для BMW решение о классической компоновке компактного автомобиля и его сугубо «бээмвэшной» форме вынудило баварцев идти на другой компромисс: пожертвовать тем, чем никогда особо не жертвовали – комфортом и кубатурой салона.
Поездив на «копейке», я не нашел к чему придраться по части привода, но если что и не устроит в этом, так это не меня, а пятого номинального пассажира – того, кто должен будет сесть сзади посредине. Право, странно, что ему отведен собственный подголовник, но совершенно не предусмотрено места для ног. Сидеть он сможет только по-ковбойски, обхватив ногами широченно-высоченный туннель, в котором проходит карданный вал. Тогда остальным пассажирам его ноги – побоку. Вот единственное неудобство от заднего привода на таком маломерном шасси. Остальные неудобства уже не зависят от наличия кардана.
Кокпит ужат до минимального пространства, необходимого водителю, чтобы держаться за руль, переключать передачи и открывать боковые стекла. Так он лучше концентрируется на процессе и старается получить максимум того самого «удовольствия за рулем». Как пить дать ясно, что в дороге человек останется без воды: ее здесь просто некуда поставить, чтоб не разлить – в салоне нет ни одного «подстаканника». Единственная «бананообразная» ниша рядом с ручником – и та только для плотно закрытых бутылей. Их что, зубами открывать и выпивать за раз, коль руки заняты рулем? Возникают вопросы и к расположению ручника – слишком уж тот задвинут назад. Удар по и без того не высокой обзорности наносят противосолнечные козырьки, перекрывающие панораму наполовину. Я напомню, что речь в этом абзаце идет об автомобиле марки BMW. Никогда еще на моей памяти BMW не допускал столько ошибок местного значения! Да, их iDrive поначалу был архинеудобен, но то был манифест, а это?
Но тем не менее в этом автомобиле есть то, чего нет в таких популярных и не менее совершенных машинах, как Golf V или Focus II. Это лоск. Я не имею в виду ездовые свойства, я говорю про манеру вести себя на стоянке. Посмотрите на «единичку» и сами в этом убедитесь.
Наряду с Mini BMW-1 настоящий метросексуал. Он придирчив к перхоти и грязи под ногтями, к цвету галстука и затоптанности подошв. Mercedes не такой. И не потому, что в метро с таким не пустят, а потому, что в его облике вообще нет никакого секса – он похож на фургон. На футуристичный, но фургон. И пусть эту модель промоутирует Кристина Агилера, а не Ирина Аллегрова – хоть на том спасибо, но не скажешь же про «ашку»: «Ух, какая сука поехала!»
А как едет BMW? Ах, как едет BMW! Шасси – вот что ты покупаешь первым делом, покупая седан, купе или, как в данном случае, хэтчбек этой марки. Шасси – это то, что тебя подкупает в первую очередь (отмечу, что дизайн как-то сам собой оттянулся в конец той же очереди). Передние колеса без шрусов катят свободно, делая руль совершенно «прозрачным». Все устойчиво, все тихо и все по-фирменному. Эдакая отутюженная нирвана, отборный стандартизированный кайф! И пока дорога сухая, ты, естественно, не ждешь никакого подвоха. На большой скорости машина не даст тебе расслабиться, она будет тебе твердить: «Получай удовольствие, получай удовольствие, получай, получай, получай!» – «Ты не видишь, как я приседаю при интенсивном разгоне? Получай!» – «Ты оценил, как я занырнула в поворот? Давай еще попробуем!» – «Милый, почему ты не выкрутил мотор до звона клапанов? Ты что, хочешь, чтобы я подохла?»
BMW-1 напомнила мне русского кокер-спаниеля. Русский, в отличие от американской декоративной собаки, рожден для охоты в умат и ей живет. Так и эта машина, как и вся ее порода.
В машине есть DSC – электронная система стабилизации курсовой устойчивости. Судя по всему это придает BMW уверенности при движении по мокрой и скользкой дороге. Ведь, что греха таить, есть целое поколение тех, кто родился и вырос на переднем приводе, и их реакции уже не отвечают реакциям этой квазиспортивной машины. А собственно, кого не устраивает задний привод? Владельцев BMW или «Жигулей»?
Mercedes A-класса хорош тем, что внутри больше, чем снаружи. Снаружи он на 40 см короче BMW-1, но внутри просторнее, чем BMW-5-универсал. Его салон – это гигабайты объема, если принимать за один бит коробок спичек. Прекрасная обзорность, высокая посадка, абсолютно ровный пол и множество вариантов трансформации. Эти особенности делают его многоцелевым транспортным средством. Потолок не наваливается на лоб, не давит серой обивкой, и уже поэтому в «Мерседесе» нет никаких предпосылок к недовольству, чтобы срывать злобу на педали газа. При равной с BMW и Mini мощности и динамике Mercedes никак не назовешь спортивным автомобилем. Точно так же, как не назовешь человека спортсменом только за то, что он везет на задней полке пару ракеток для бадминтона. И при прочих равных Mercedes быстрее двух других ездить не может. Те двенадцать «паспортных» километров-в-час, что А-класс уступает Mini и BMW – это сугубо аэродинамические потери, вызванные огромной площадью лобового сопротивления. Отдать должное – потери не создают особого шума, эта машина тихая.
Из всей премиум-троицы он самый размеренный. Управление им не учащает пульс, не прошибает и не увлажняет руки, спину и вообще никак не действует на гормональные процессы. Те, кто устал от процессов, могут сказать: «кайф... не мешайте мне думать». Он просто едет. Реакции «изысканными» не назовешь, да и удовольствие здесь не «для гурманов». На нем даже не хочется повторно проходить «шпильку» или упираться и не пропускать вперед себя «Шкоду». Но в нем не от чего и напрягаться: шерстить коробкой, подергивать рулем, подыгрывать газом, «контрсмещаться» и «перетормаживать». А-класс располагает к спокойствию в полном объеме: и от того, что запасов воды, расфасованной по нишам в салоне, хватит на два дня, и от того, что мотор не просит «подбросить дров», и от того, что подвеска работает, как вратарь Акинфеев, – мало, но уверенно.
Mini. Три года назад про нее говорили не иначе, как про переднеприводную модель BMW. Сейчас же мы понимаем, что привод у BMW если и может быть передним, так только как «деталь» от привода «4х4». Три года назад, условно говоря, зрители шли на ремейк фильма 1959 года, которого, кстати, и не было в нашем прокате. Но, как это ни странно, за это время мода на ретро ушла вперед. Став однажды остромодным, новый Mini так и не стал популярным. Будем тогда считать эту машину как раз «для гурманов», готовых выложить деньги только за мультипликационно-игрушечную внешность и имя конструктора, которое им почти ни о чем не говорит.
По тому как ведет себя этот мини-аппарат на дороге, можно сделать сумасшедший вывод: все десятилетия, пока BMW воздерживалась от передового переднего, она накапливала потенциал, чтобы враз утереть всем носы. Шасси нового Mini прекрасно – так озорно, уверенно и круто «просто машины» ездить пока не могут. И если тебе в этом тесте нужно поставить на driver's car, то ставь на Mini Cooper. Другое дело, что положить в багажник уже особо будет нечего. Задние места – две хорошо спрофилированные подушки, словно две глубоко законспирированные корзины для продуктовых наборов. Четыре места – это фикция, рассчитанная на кузов хэтчбек. По своей энергетике Mini – это купе на двоих. Тогда он и быстр, и не тесен. И, я считаю, что совершенно напрасно Cooper отождествляют с другой ориентацией. Посмотреть вокруг – сколько «их» ездит на «шестисотых», «пятерках» и даже на «Пежо». Как я сказал уже, Mini метросексуален. Может быть, из-за того, что на генетическом уровне аристократичен. Отделка деревом и кожей усиливает это ощущение. Странное дело: если попытаться и сделать на «хрущевской» кухне «четыре метра» в панельном доме фешенебельную гостиную с камином и сигарной комнатой, то ничего путного, конечно же, не получится. Если в те же четыре квадратных метра жилой площади автомобиля Mini Cooper вставить поверх пластмассы полированный шпон орешника и кожаные кресла, то получится машина, на которой вдруг станет прилично гонять по поместьям близ Виндзорского замка.
Mini – самая трогательная и обаятельная вещь из трех, представленных на выбор. Наверное, в ней живет сердце детской игрушки, забытой на лавке у дома. Глаза из перламутровых пуговиц должно быть сейчас заплачут. Дай-ка, я нажму на омыватель фар...
Честно говоря, я не готов к постоянному общению с трижды триумфальным духом ралли «Монте-Карло» ('64, '65 и '67 годов), как не готов к волевым методам езды по снегу на заднем приводе. Поэтому я выбираю... почти фургон – Mercedes-Benz A-класса. Еду, значит, и боковым зрением чувствую, что он слишком прозрачен для посторонних глаз.
© Автомобили
Июль 2005