Купить представительский Mercedes S-класса очень просто – 99 водителей из 100 скажут, что, если цена машины не важна, то автомобильное произведение искусства из Штутгарта – лучший выбор. Однако при детальном изучении истории респондентов окажется, что большинство из них не только никогда не водили S-класс, но даже и не сидели в нем. Так что же это такое, превосходство Mercedes, – стереотип или правдивая легенда, которая передается из поколения в поколение? Чтобы ответить на этот вопрос, мы взяли на тест-драйв Mercedes S500 4Matic – пожалуй, наиболее удачную версию представительского седана для российского климата.
Нам достался черный лакированный S-класс с темным же салоном. Большинство подобных машин сразу же подвергается глубокой тонировке, но наша оказалась с прозрачными стеклами. Для защиты от любопытных глаз можно воспользоваться электрифицированными шторками, которые закрывают даже маленькие треугольные форточки.
S-класс W221 стал родоначальником нового стиля Mercedes последнего поколения. Без сантиментов расставшись с круглыми и овальными фарами, седан сделал строгий взгляд, устоять перед которым невозможно. Двигаясь в левой полосе любого проспекта, совершенно не обязательно мигать дальним – достаточно приблизиться на расстояние атаки, и впередиидущая машина раболепно отступает вправо. Наплывающая на задние крылья крышка багажника напоминает Maybach, хотя злые языки утверждают, что она схожа и с "семеркой" BMW. Однако назвать это плагиатом язык не поворачивается – скорее, заимствование удачных аэродинамических идей. В профиль S-класс – сама стремительность и совершенство. Кажется, что рассеченный седаном поток воздуха после него сразу же сомкнется без каких-либо возмущений и турбулентности. Что на самом деле не так уж и далеко от реальности: коэффициент аэродинамического сопротивления Сх = 0,266.
Салон – тоже торжество высоких технологий. И снова злые языки намекают на сходство с продукцией баварцев. Похожий интерфейс и орган управления системой Comand, близкий по функциональности подрулевой селектор "автомата"… Вот только эти системы, появившись на "семерке" BMW 6 лет назад, вызвали большой поток критических замечаний, а инженеры и дизайнеры Mercedes, взяв паузу на несколько лет, доработали детали и выдали их уже более дружелюбными по отношению к водителю и пассажирам. Пользоваться системой Comand существенно проще, чем i-Drive, все основные функции понятны на интуитивном уровне. Но в тоже время некоторые вспомогательные сервисы требуют значительного внимания – например, до тонких регулировок сидений можно добраться только специальной клавишей, рядом с кнопкой переключения режимов работы «автомата»… Перепутал кнопки – и вместо настройки сиденья уже вынужден щелкать передачами.
Mercedes S-класса сложно оценивать с традиционной точки зрения. Неискушенного водителя седан поражает и даже подавляет, как удав кролика, количеством электроники и обилием невероятных опций. Здесь не только подогрев, вентиляция и электрорегулировки всех кресел, включая задние, камера заднего вида, совмещенная с парктроником, адаптивный круиз-контроль, мощнейший двигатель с полноприводной трансмиссией и даже система ночного видения, которой пока нет ни у кого из конкурентов. Кажется, в одних только электронных примочках можно разбираться все три дня, отведенные для тест-драйва.
Мы же все-таки нашли в себе силы оторвать взгляд от дисплеев и устремили его на дорогу. Однако первое, что привлекло внимание, оказалось все-таки внутри машины, а не снаружи. В ближайшем же правом повороте, на выезде с подземного гаража, кто-то пихнул меня в левый бок – ощущения, будто заднее колесо наехало на бордюр и подвеска его неожиданно жестко отработала. Потом еще и еще раз… Оказалось, что это фирменные мультиконтурные кресла, которые меняют степень боковой поддержки в зависимости от крутизны поворота. Сначала это пугает и даже раздражает, но к активной боковой поддержке быстро привыкаешь: она позволяет сидеть в мягком широком кресле и при этом не думать, за что бы уцепиться в повороте, чтобы не вылететь из «седла». Кроме того, само сиденье имеет широчайшие диапазоны самых разных регулировок, например, в одно мгновение может превратиться в гоночный «ковш». Еще бы придумать изменяющийся диаметр рулевого колеса, и S-класс стал бы настоящим автомобилем-трансформером. Из спорт-кара в лимузин, и обратно.
Как это ни странно для Mercedes, не обошлось и без мелких недочетов. На фоне детальной продуманности интерьера непонятным выглядит исполнение стеклоподъемников. Вместо привычных «крючков», которые при нажатии на них опускают стекло, а при подъеме вверх – поднимают, в S-класс использованы плоские «качели». Причем все четыре кнопки для передних и задних стекол расположены близко друг другу. Чтобы открыть нужное окно, приходится специально прицеливаться, а то можно не попасть в заданную клавишу. Скорее привыкнешь к перегруженному левому подрулевому переключателю, чем освоишься со стеклоподъемниками. Также некоторого внимания требует и блок климат-контроля – выглядит линейка рычажков впечатляюще, но пользоваться ей не очень удобно.
Но хватит разглагольствования, шеф не ждет и, похоже, отведенное время на исходе… Вывести S-класс из монолитного равновесия или сорвать его с невидимых рельсов в занос, кажется, просто невозможно. И в повседневной эксплуатации это практически никогда не происходит. Если владелец "семерки" BMW еще может периодически сесть за руль и отжечь, предварительно дезактивировав систему стабилизации, то отправлять в занос S-класс могут либо сумасшедшие автожурналисты, либо персональные водители, проходящие специальные курсы повышения мастерства, которые Mercedes регулярно организует по всему миру и в том числе в России.
Между тем, несмотря на большую массу и комфортную настройку пневмоподвески, S-класс оказался неожиданно цепким и проворным. Это только при спокойной езде он кажется увальнем, не способным пройти поворот на сколько-нибудь серьезной скорости. Но стоит нажать на газ посильнее, как S-класс преображается. Злобный рык "восьмерки" уносит тяжелую машину вперед с уверенным и даже упрямым ускорением. Благодаря полному приводу можно не обращать внимания на то, что находится под колесами. Сухой асфальт периодически сменяется мокрым, но нет и намека на пробуксовку, а даже если она и была, то ее моментально погасила электроника – настроена ESP достаточно строго. Конечно, Mercedes не предназначен для прохождения поворотов на грани – в первую очередь огромной баранке не хватает информативности, и потому машину приходится вести наугад или положиться на возможности электроники. Пока ESP не дремлет, достаточно повернуть руль в ту сторону, куда машина должна ехать – и электроника приложит все усилия к тому, чтобы заправить машину в поворот. С отключенной системой стабилизации Mercedes не теряет своей цельности, но допускает некоторые вольности для водителя, при этом оставаясь совершенно понятным и прогнозируемым – если переборщить со скоростью в повороте, то S-класс после легкого сноса наружу виража перейдет к скольжению всеми четырьмя колесами, которое добавлением газа можно перевести в эффектный занос, что позволяет буквально пулей вылететь из виража. Главное, не переборщить с углом заноса, а то ESP придушит двигатель на самом интересном месте. Осталось только выяснить, что при таком маневре почувствуют сидящие сзади VIP-персоны, не помешают ли им шалости водителя вести беседу или работать за компьютером.
Пока в моем гардеробе еще нет костюма, который по статусу подошел бы к S-классу, но его отсутствие совершенно не помешало мне усесться на роскошное заднее кресло и небрежно бросить коллеге, оказавшемуся за рулем – «трогай...».
При спокойной езде, когда скорость не превышает 100 км/ч и стрелка тахометра не доходит даже до 2-тысячной отметки, чтобы догадаться о моментах переключения передач, надо пристально следить за приборами – идентифицировать их невозможно. Если немного взвинтить темп, когда мотор раскручивается до 3000-4000 об/мин, то о переключениях можно догадаться по изменению звука мотора. Гул мотора заметен только на оборотах выше средних – двигатель дает понять, что сейчас он работает в полную силу.
Для подвески предусмотрен только один режим – комфортный. Разве что во время парковки или на разбитой дороге можно на несколько сантиметров приподнять кузов, но на плавности хода это совершенно не отражается. Огромные колеса и пневмобаллоны здорово проглатывают любые неровности и ограждают пассажиров от дорожной суеты. У водителя же тем временем создается чувство вседозволенности – можно лететь по любым неровностям, шеф все равно ничего не почувствует.
По обилию всевозможных функций, которые окружают "особо важную персону", в первый момент S-класс кажется избыточным. Но наигравшись с настройками раздельного для правого и левого заднего пассажиров климат-контроля, выбрав удобную посадку в персональном кресле-шезлонге, закрыв все электрифицированные шторки и достав бутылочку с прохладительным из достаточно просторного холодильника, скрытого за центральным подлокотником, стоя в пробке, задумываешься, что для еще большего комфорта здесь бы пригодилась перегородка, отделяющая салон от водителя, выдвижная подставка для ног, а слабовыраженный массажер лучше заменить настоящей массажисткой. Воистину, лучшее – враг хорошего, а если выражаться точнее: превосходное враг лучшего... Ведь на ступеньку выше Мерседеса стоят такие заманчивые марки как Bentley, Maybach и Rolls-Royce. Какой генерал не мечтает стать маршалом?
© CarClub.ru
25.04.2007