Разнообразие моделей под маркой Mini ширится, а автомобили растут в габаритах. И от оригинала ушли довольно далеко. Даже наименьшая из нынешних моделей - 3-дверный «хэтчбек» - на 67 см длиннее классического Morris Mini Minor конца 50-х. Так что называть компактную легковушку «мини» можно разве что в шутку. Ну а новый Countryman - «переходник» (crossover) размерного класса B - явно перерос свою предысторию.
Впрочем, дело в другом. Главное, как новая модель смотрится в реальном времени? Удалось ли создателям «кантримэна» упаковать все то, за что автомобилисты полюбили баварский «мини», в габариты компактного «переходника»? Попытаемся разобраться.
Пятидверный
Таких «мини» до сих пор не водилось: 4 боковых двери – плюс широкая задняя «калитка». Давно назрело – и вот, пожалуйста. Полноценный легковой автомобиль – и миниатюрным вовсе не кажется. Тем не менее Countryman безошибочно узнаваем: несомненно Mini. Передок с лупоглазыми светоблоками, знакомый вырез фальшрадиатора, характерная линия крыши (helmet roof)… Преемственность, на которую и сделали ставку дизайнеры. И вместе с тем видно, насколько Countryman выше, чем 3-дверный «хэтчбек». Аэродинамика у «переходника» посредственная: коэффициент сопротивления воздуха – 0,36. При лобовой площади 2,36 м2 аэродинамический фактор равен 0,85. Многовато для компакта – на ходу сказывается. Нарочито грубоватые очертания 2-объемника на 16- или 17-дюймовых колесах (под слегка «оттопыренными» крыльями) создают впечатление этакого «спорт-хозяйственника». Натуральный SUV, - правда, на диво компактный.
Спереди «кантримэн» несомненно Mini.
А вот вид сверху и в профиль у новой модели иной.
Так и задумано: своеобразная и узнаваемая внешность – без претензий на изящество. Многим нравится; Countryman всюду привлекает заинтересованное внимание. И дизайн интерьера нескучный - с интересной фактурой обивки и 2-цветными панелями дверей. Обозреватели отмечают качество отделочных материалов и аккуратную сборку – за малыми исключениями. Передняя панель «кантримэна» оформлена в выразительном фирменном ключе: огромный циферблат спидометра (с информационными индикаторами) размещен, как обычно, по центру. Не особенно-то удачно (отвлекает водителя от дороги), зато по-своему. Как прежде. Однако те, кто уже знаком с Mini, за рулем новой модели, почувствуют разницу: непривычно высокая посадка. Характерная для «переходников» командная позиция водителя подчеркнута довольно круто выставленным лобовым стеклом. И круговая обзорность неплохая, - несмотря на широкие центральные и задние стойки кузова. «Баранка» настраивается по вылету и углу наклона, а сиденье водителя регулируется не только продольно, но и по высоте. Удобство и эргономика.
Передняя панель оформлена в выразительном фирменном стиле – где-то в ущерб эргономики.
Вторая пара дверей открывает свободный доступ к задним сиденьям. Там 2 индивидуальных посадочных места, разделенные центральной консолью Center Rail. Сиденья перемещаются взад-вперед (в диапазоне до 130 мм) и складываются – одно независимо от другого. Гибкая вариабельность. Кстати, предусмотрено также исполнение с 3-местным диваном – бесплатная опция. Приподнятый потолок (хоть и не такой высокий как в кабине американского SUV) не давит на голову, и у компактного «кантримэна» образуется немалое погрузочное пространство. При полной посадке по местам вместимость багажника – 350 л (VDA), тогда как при складывании задних сидений «в пол» пространство увеличивается до солидных 1170 л. Многоцелевой компакт.
Индивидуальные задние сиденья разделены центральной консолью Center Rail.
У «кантримэна» довольно вместительное погрузочное пространство.
Новый «мини» предлагается в 3-х разрядах: Countryman One, Countryman Cooper и Countryman Cooper S – обычная для марки гамма. Тогда как на российском рынке официально представлены только 2 исполнения: переднеприводный Cooper и Cooper S с трансмиссией All4. По части информационно-развлекательного и комфортного оснащения проводится обычная фирменная политика: в «штате» недешевого Cooper S All4 числятся радио/стерео (плейер CD/MP3) на 6 динамиков, передние спорт-сиденья, кондиционер и электростеклоподъемники. Плюс кнопка запуска двигателя и кожаная обшивка «баранки»; практически все. Даже бортового компьютера нет… А гарнитура Bluetooth, «климат-контроль», обогрев передних сидений и другие атрибуты автомобильной роскоши – в опционных пакетах Salt, Pepper и Chili. За (немаленькую) отдельную плату.
Техника безопасности вполне современная: в салоне «подушки» и «шторки» на окна, 3-точечные пояса, крепления детских сидений Isofix. Между прочим, Countryman успешно выдержал испытания «на удар» по методике EuroNCAP: все 5 «звезд». Надо думать, водитель и пассажиры надежно защищены.
Неоднозначно
Само собой, коренной вопрос касается ходовых качеств «кантримэна». Так ли хорош новый Mini в держании дороги и управляемости? Дает ли он то же удовольствие от вождения, что и замечательный 3-дверный автомобильчик? И как получается нередко, проступили две точки зрения на предмет – европейская и американская.
Прежде слово европейским обозревателям: по их мнению, на ходу «заряженный» Countryman Cooper S выглядит именно так, как ожидается. То есть, вполне прилично – для «переходника». Полноприводный «мини» (трансмиссия All4) стабилен на скорости и аккуратно чертит кривую в связке узких поворотов. Автомобиль цепко держит дорогу – как на сухом покрытии, так и под проливным дождем. Неплохо, совсем не плохо. Тем не менее, разница с 3-дверным «хэтчбеком» есть, и ее не скроешь.
Руль довольно «острый» - хотя и не настолько, как у меньшей модели. Отклики живые и предсказуемые: по воле водителя, легковушка охотно заруливает в вираж. Однако немедленно вслед за тем возникает заметный боковой крен, и Countryman проявляет типовую недостаточную поворачиваемость. Причем автоматическое подключение заднего моста не устраняет в общем и целом переднеприводные манеры «переходника». Стремление автомобиля выкатиться из поворота к обочине успешно подавляется сбросом «газа», но поперечная раскачка гасится после выхода на прямую не враз. Нет, с «драйверской» точки зрения, «спорт-хозяйственник» с приподнятым центром тяжести не то же самое, что легкий, низко сидящий «хэтчбек».
Разгонная динамика у полноприводного «кантримэна» с бензиновым 16-клапанником неслабая – уже потому, что трансмиссия All4 стыкуется (кроме дизелей) только с 184-сильным турбомотором. Тянет 1,6-литровая «четверка» уверенно, причем при полном нажатии «гашетки» срабатывает турбо-overboost (в пределах 9 сек.) - и еще прибавляет крутящего момента. Ценно при быстром обгоне и в иной экстренной ситуации. Ходы рычага ручной 6-ступенчатой КПП длинноваты, но переключения легкие и четкие. А тем, кому лень работать «ручкой», предлагается 6-скоростной «автомат» Steptronic. Хотя динамика легковушки с АКПП, естественно, чуть слабее; индивидуальный выбор.
В отличие от европейцев, американцы не стали ограничиваться личными впечатлениями и провели многосторонний тест-драйв «кантримэна» - с объективными замерами. На испытательный полигон выкатили такой же Cooper S All4 с 6-ступенчатой «ручкой» - на покрышках Goodyear Efficient Grip («докат без воздуха») размером 225/45 R18. Причем со спецнастройкой ходовой Sport Package (особый подбор пружин и амортизаторов).
Для начала на прямой: по замерам, Countryman разогнался от 0 до 96,5 км/ч (60 миль) за 7,3 сек. При том, что на старте электроника не позволяла раскручивать двигатель – при выжатой педали сцепления - выше 4500 мин-1; забота о трансмиссии. Стандартную дистанцию в 1/4 мили (402 м) «спорт-хозяйственник» прошел с места за 15,7 сек. и в конце мерного отрезка достиг скорости в 143,35 км/ч. Выразительная динамика – не только для «переходника», но и для спорт-седана. Вроде Suzuki Kizashi, который показал в спринте на 1/4 мили время 15,9 сек. (у тех же обозревателей). Турбомотор Prince тянет мощно – и не «скисает» с приближением к «красной зоне». Ручная КПП перещелкивается без задоринки (хотя со сцеплением не так просто), а трансмиссия All4 практически не допускает пробуксовки колес при разгоне. Силовой агрегат, однако…
Еще краше на торможении: у одной группы испытателей Countryman остановился со скорости 96,5 км/ч на расстоянии 34,45 м, тогда как у другой уехал на 35,65 м. В любом случае заметно лучше, чем неслабый ниссановский «переходник» Juke SV, у которого тормозная дистанция растянулась на 37,8 м (та же группа обозревателей). «Кантримэну» уступил также и замечательный спорт-седан Suzuki Kizashi, который, надо сказать, на торможении вообще не блистал (37,2 м у тех же обозревателей). Траектория у Mini ровная, «клевки» почти не заметны. И признаков «фединга» не видно – даже после 5 интенсивных торможений подряд. Класс!
Теперь заезды по криволинейным траекториям. Во-первых, 60-метровая «круговая площадка» (skid pad): здесь Cooper S All4 держал боковое ускорение до 0,83 g. Превосходный для «спорт-хозяйственника» результат – лучше, чем у иных седанов «премиального» класса. Причем у другой группы испытателей «мини» показал все 0,86 g! Крутой Nissan Juke SV выступил пусть и чуть-чуть, но слабее: 0,85 g (у тех же испытателей). Мало того, на «круговой площадке» Countryman превзошел даже и спорт-седан Kizashi (0,85 g); исключительно цепкое держание дороги.
Во-вторых, скоростное маневрирование: типовое упражнение – «восьмерка MT». Момент истины: лучший круг на непростой «фигурке» Mini преодолел за 26,9 сек. Великолепное время! Заметно быстрее, чем Juke SV (27,3 сек.), хотя ниссановский «переходник» на добрые 145 кг легче – и турбомотор у него помощнее. А спорт-седан Kizashi (с 2,4-литровой 188-сильной «четверкой») уступил обоим - 27,5 сек.; впрочем, сам по себе результат совсем не слабый. Руль «мини» тяжеловат в руках – с ощутимой обратной связью. В виражах Countryman выказывает в целом нейтральную поворачиваемость, которая при сбросе «газа» переходит в легкую избыточную. Как полагается. Подробнее о методике испытаний читайте в статье «Знак бесконечности» на CarExpert.ru: Автомобили мира.
Общая оценка держания дороги и управляемости: «очень хорошо». Понятно, что «спорт-хозяйственник» не такой верткий, как «хэтчбек» Mini, – и отклики не столь живые. Инерция сказывается. Вместе с тем, в скоростном маневрировании соперников среди компактных «переходников» у «кантримэна» не видно. Разве что из заводных «хэтчбеков» Golf-класса… Причем незаурядные ходовые качества нового «мини» достигнуты отнюдь не за счет комфорта. Подвеска настроена жестковато, но по плавности хода сравнительно массивный «спорт-хозяйственник» заметно превосходит меньшие модели Mini. «Кантримэн» не трясет - на покрышках-то run flat (с особо жесткими бортами)… Даже помимо дорог с усовершенствованным покрытием.
Обозреватели отмечают удобство посадки на передних спорт-сиденьях, а также неплохую круговую обзорность с места водителя. Обстановка в салоне комфортная, и благодаря плотной шумоизоляции никому не досаждают посторонние дребезги и скрипы. Вполне приличное качество исполнения/сборки автомобиля; баварская работа. А вот «внедорожных» амбиций у «переходника» Mini нет вовсе. Дорожный просвет невелик (меньше 15 см), но позволяет уверенно месить рыхлый городской снег – во всяком случае в исполнении All4. Не переднеприводный же Countryman выбирать по российским условиям эксплуатации.
Строгий спрос
У европейских обозревателей количественные оценки выстроились довольно ровно. Баланс такой:
Внешность – 7 баллов (из 10 возможных). Бесспорно Mini, но слишком уж «растянутый» по всем направлениям. Удачей дизайнеров Countryman не стал; «удовлетворительно».
Держание дороги и управляемость – 7. Довольно «острый» руль не гармонирует с ощутимой «валкостью» приподнятого над дорогой 2-объемника. Далеко не «хэтчбек» Mini; только «удовлетворительно».
Динамика – 8. У Mini замечательная «линейка» двигателей, но Countryman существенно инертней малых моделей. Сказывается на приемистости. Тем не менее, «хорошо».
Комфорт и оснащение – 6. Ход жестковат, но ровный и неплохо демпфирован. Посадка спереди удобна, а вот сзади плоские подушки сидений не дают полноценной боковой поддержки. «Удовлетворительно».
Безопасность и защита – 9. Countryman успешно прошел испытания по методике NCAP и заработал все 5 «звезд». Техника безопасности на уровне; «отлично».
Качество и надежность – 8. Исполнение и сборка не вызывают нареканий; класс BMW. И лишь кое-какие мелочи слегка смазывают впечатление; «хорошо».
Внутреннее пространство – 6. Салон «кантримэна» не просторней, чем у «хэтчбека» Golf-класса. Хотя потолок здесь повыше; «удовлетворительно».
Эксплуатационные расходы – 8. «Кантримэн» довольно экономичен по топливу – и с бензиновыми двигателями, и с турбодизелями. Обслуживание и ремонт не слишком сильно обременят средний семейный бюджет. «Хорошо».
В плюсе:
- обаяние имени;
- удобство посадки-высадки, комфорт для четверых;
- вариабельное внутреннее пространство;
- качество исполнения/сборки.
В минусе:
- «растянутая» до нелепости идея Mini;
- не самые лучшие ходовые качества (в сравнении с 3-дверным «хэтчбеком»);
- общее впечатление некоей надуманности.
Общая оценка – 7 баллов (из 10 возможных). Выглядит «кантримэн» как настоящий Mini. Но на ходу далеко не спорт-«хэтчбек».
Вердикт: посредственно. Countryman задуман как многоцелевой «мини», однако преувеличивать его практичность не стОит. Недешевая игрушка.
Собирают «кантримэна» не в Великобритании (впервые в истории баварского Mini), а на заводе Magna Steyr в Граце, Австрия. В Европе за переднеприводный Countryman самого скромного исполнения запрашивают от 20,8 тыс. евро. А Cooper S All4 обходится не меньше, чем в 31 тыс. Огромная разница, скажем, со сравнимым Nissan Juke Turbo 4x4…
В Штатах, как водится, гораздо дешевле: Cooper S All4 стОит там от 27.650 долл. Причем «нафаршированная» тест-машина вылилась в 35.400 долл.: Mini-люкс. В нашей стране Countryman начинается от 940 тыс. руб. – в переднеприводном исполнении Cooper. Тогда как за небогато «упакованный» Cooper S All4 придется отдать по меньшей мере миллион 280 тыс. Отшибительно.
Справка-объективка. Countryman создан на новой maxi-платформе BMW/Mini, на которой готовятся и другие модели (в том числе под иными марками). В своей основе 5-дверный «мини» – переднеприводная легковушка, которая выпускается также и в исполнении 4WD. Под капотом монтируется бензиновый 16-клапанник из семейства Prince (совместный проект BMW и PSA) рабочим объемом 1,6 л – или один из двух турбодизелей. Бензиновый двигатель оснащен ГРМ Valvetronic (регулируемая продолжительность впуска) и обходится без дроссельной заслонки. Цельноалюминиевая бензиновая «четверка» со степенью сжатия 11 идет в двух бескомпрессорных исполнениях: на 98 и 122 л.с – оба при 6 тыс. оборотов. Плюс версия с непосредственным впрыском бензина в камеры сгорания, турбокомпрессором и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Степень сжатия – 10,5, максимальная мощность – 184 л.с. при 5500 мин-1. Наибольший крутящий момент – 240 Нм (в режиме overboost кратковременно повышается до 260 Нм).
Мощный турбомотор Prince работает с непосредственным впрыском бензина в камеры сгорания
Замечательная конструкция – в фирменной философии Efficient Dynamics. Так, устройство «старт-стоп» глушит двигатель при каждом подходящем случае; экономия топлива. Плюс водяной и маслонасосы с регулируемым приводом, что позволяет уменьшить отбираемую ими мощность. Хороши также 16-клапанные турбодизели BMW: 1,6- и 2-литровый (оба из алюминиевых сплавов) с системой впрыска топлива common-rail и «интеркулером». Максимальная мощность меньшего – 90 или 111 л.с. при 4 тыс. оборотов (в зависимости от давления наддува), крутящий момент достигает 270 Нм. Тогда как 2-литровый развивает до 143 сил при тех же оборотах, наибольший крутящий момент - 305 Нм. Тяговитая «четверка».
Бензиновые и дизельные «четверки» комплектуются ручной 6-ступенчатой КПП, а за доплату идет 6-скоростной гидромеханический «автомат» Steptronic (принудительное управление с подрулевых переключателей). А главное, предусмотрена полноприводная трансмиссия All4 (соавторство Getrag и GKN), совместимая с мощными бензиновым и дизельным турбомоторами. Типовая схема - без центрального дифференциала, но с многодисковой муфтой, автоматически подключающей задний мост. All4 заметно расширяет возможности «переходника»; ценно по российским условиям эксплуатации.
Ходовая у «кантримэна» как у всех Mini: спереди стойки McPherson, сзади – кинематически совершенная подвеска на двойных поперечных рычагах («пространственная» конфигурация). Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы, покрышки размером от 205/60R монтируются на 16-дюймовые легкосплавные обода. С мощными двигателями полагается резина 205/55R17, а за доплату аж 18-дюймовые колеса. Рулевой механизм реечный с электросервоусилителем, «баранка» делает лишь 2,4 оборота от упора до упора. Тормоза с вентилируемыми дисками диаметром 294 (с мощными двигателями - 307) мм спереди и 280 мм сзади. В «штатном» пакете ABS и программа динамической стабилизации DSC; «активная» техника безопасности.
В полноприводном исполнении All4 задний мост автоматически подключается многодисковой муфтой.
Длина «кантримэна» – 4097 мм, ширина – 1789, высота – 1561; колесная база – 2595 мм, колея - 1534/1559 мм. Снаряженный вес переднеприводного Countryman One с бензиновой «четверкой» – от 1265 кг. Тогда как Countryman Cooper S All4 весит по меньшей мере 1380 кг; не сказать, что слишком тяжелый. Вот тест-машина потянула уже на 1485 кг («развесовка» по осям 58/42%); непонятно, где легковушка набрала столько… Соответственно и динамика: с места до 100 км/ч переднеприводный автомобиль с бензиновым 98-сильным 16-клапанником и «ручкой» способен разогнаться за 11,9 сек., объявленная максимальная скорость – 173 км/ч. Не впечатляет, но и средний расход (EU5) бензина невелик – лишь 6 л на 100 км пробега.
Гораздо интересней с 184-сильным турбомотором: полноприводный Countryman Cooper S All4 с ручной КПП набирает «сотню» быстрее, чем за 8 сек., максимальная скорость – 210 км/ч. Правда, и бензина такой «мини» сжигает побольше: в среднем 6,7 л на 100 км пути. Зато Countryman SD All4 с 143-сильным турбодизелем куда как экономичен: в среднем меньше 5 л тяжелого топлива на 100 км пробега. Причем «сотню» с места он набирает за 9,4 сек., максимальная скорость – 195 км/ч. Нехило, вот только в нашей солнечной стране «кантримэны» с турбодизелями не водятся.
Особое мнение. Европейские обозреватели явно недооценили «кантримэна»; субъективное. Похоже, их сильно раздражала идея Mini, выросшего до размерного класса B. И в самом деле, колесная база у нового «переходника» на 55 мм длиннее, чем у … раннего Range Rover (который вышел в свет 4+ десятка лет назад). Какой еще «мини»?
А вот американцам 5-дверный Countryman Cooper S All4 (с комплектом Sport Package) пришелся по душе – неважно, «мини» или нет. И объективные замеры подтвердили замечательные ходовые качества «переходника»; о чем тут спорить? Классная игрушка – в самый раз по российским условиям. Вот только цена несуразная: реально Countryman Cooper S All4 в 50 тыс. долл. вряд ли уложится. Да за такие деньги… Сами знаете.
На взгляд сзади Countryman заметно отличается от 3-дверного «хэтчбека» Mini – и вместе с тем вполне узнаваем.
Фото BMW/Mini.
© CarExpert.ru
07.05.2011