В стане любителей марки Opel – брожение. Вместо Vectra, граненой, как стакан копеечной газировки советских времен, с облачного лондонского неба на них свалился неведомый зверь. «Ин-сиг-ни-а!» – словно заклинание повторяют название новой модели российские опелеводы. Чтобы научиться выговаривать это замысловатое имя, времени осталось немного. В начале 2009 года стартуют российские продажи.
Новинка, которую многие в России еще до рождения успели окрестить «четвертой Vectra», упала с неба отнюдь не в фигуральном смысле слова. За день до открытия Лондонского автосалона опелевцы собрали у моста Тауэр серьезную толпу VIP-ов и акул автомобильного пера. Высоченный кран занес над ними некое подобие космического модуля, из чрева которого неожиданно рухнула вниз платформа с автомобилем. Все было кончено в каких-то шесть секунд. Пролетев 45 метров, площадка элегантно повисла у самой земли на четырех тросах. Немцы все посчитали заранее. И потом, довольные, рассказывали, что на подготовку трюка ушло целых 7200 (!) часов. Почти год. А еще понадобилось 152 метра пневмошлангов и 13 пневматических тормозных механизмов. Узнать что-то более подробное о самой машине удалось только на следующий день, когда состоялась официальная премьера.
Посетители автосалона смогли пощупать варианты с кузовами хэтчбек и седан, продажи которых начнутся в Германии уже осенью (в 2009 году к ним добавят универсал). Как объяснил Алин Виссер, главный менеджер по маркетингу General Motors Europe, Insignia появилась на свет, чтобы встряхнуть и омолодить устоявшийся сегмент D, переживающий не лучшие времена. В GM рассчитывают, что новая модель отнимет покупателей как у более доступного Ford Mondeo, так и у почти эталонного Volkswagen Passat. «Посмотрим, как рынок воспримет Insignia, но я думаю, она сыграет такую же роль, как в свое время Corsa в своем сегменте», – надеется управляющий директор Opel Ханс Демант. Для осуществления таких амбиций необходимы более серьезные аргументы, чем трюк с падением с небес. Очевидно, что главные козыри Insignia те же, что и у последнего поколения Corsa. Это элегантный дизайн, качественный салон, немецкая управляемость и практичность. При этом надо по-прежнему быть «чуть дешевле», чем Volkswagen. Пока основной ориентир – 22 700 евро за хэтчбек с двигателем 1,6 л и механикой в начальной комплектации Edition. Столько такая Insignia будет стоить в Германии. Это почти на 400 евро дешевле, чем самый доступный Passat c «бородатым» мотором из 90-х годов.
Но даже всех этих плюсов, вместе взятых, не хватит, если название модели прочно связано с традиционным представлением о добротном, но не хватающем звезд с неба автомобиле для лысеющих бюргеров. Чтобы начать с чистого листа, и понадобилось новое незаезженное имя. Ради такого случая пожертвовали названием, изначально припасенным для нового поколения Opel Omega. Insignia переводится с английского как знак отличия, этакая лычка. Кому-то оно покажется изысканным, а кому-то напыщенным. Некоторые горячие головы даже предрекают, что незнакомые с английской транскрипцией прочтут его как «инсэйния». А это, между прочим, уже совсем другой корень. Insane по-английски – душевнобольной! Появившееся в 1988 году первое поколение Vectra тоже вызвало немалые споры вокруг своего имени. И немудрено. Это было одно из первых автомобильных имен, синтезированных компьютером! Opel избавлялся от военизированного модельного ряда (Cadett, Capitan, Admiral). Опыт признали удачным: впоследствии из компьютерной «пробирки» родились и Astra, и Corsa, и Zafira.
Внешность Insignia притягивает взгляды, но при ближайшем рассмотрении вызывает двойственное впечатление. Дизайн новой модели радикально порывает с рублеными американскими мотивами прежней Vectra, в облике которой ясно проглядывали «уши» Cadillac. Но сказать, что перед нами типичный «европеец», язык не поворачивается. В профиль – красивый седан D класса с легким налетом спортивности, национальную принадлежность которого определить затруднительно. То ли «японец», то ли «кореец», то ли «немец». Точно не «итальянец». Но это неважно. Главное — Insignia должна понравиться как можно большему числу покупателей в разных странах и практически на всех континентах.
Этому способствует несколько удачных цитат в духе последних дизайнерских трендов. Есть и ясно читающиеся родовые черты Opel. Особенно хороши выштамповки в форме лезвия на боковинах кузова и изящная светотехника, формой напоминающая крыло. Удачный мотив лезвия многократно обыгрывается в интерьере. Серповидная передняя панель смотрится как единое целое с декоративной обшивкой дверей. Интересная деталь – цвет подсветки может меняться от белого до ярко-красного в зависимости от того, тащишься ли ты по дороге, или «зажигаешь». Главная новость с технической точки зрения заключается в том, что Insignia, построенная на платформе GM Epsilon II, получит версию с полным приводом Adaptive 4 х 4 и 6-ступенчатой автоматической или механической трансмиссией. Полноприводными будут только самые заряженные модификации с турбированными бензиновыми моторами: родным 2 л Ecotec и 2,8 л V6, собираемым на заводе Holden в Австралии. Для остальных версий с хорошо известными атмосферными бензиновыми и турбированными дизельными двигателями линейки Ecotec – привод только передний. В систему полного привода входит раздаточная коробка в главной передаче переднего моста, при помощи кардана передающая крутящий момент к модулю привода задних колес. Этот модуль объединяет в себе межосевой дифференциал с многодисковой мокрой сцепной муфтой Haldex и опционный (только для комплектации Sport) задний межколесный дифференциал повышенного трения ELSD. Стоит одному из задних колес «поскользнуться», как ELSD перекинет до 50% крутящего момента к тому колесу, которое сохранило лучшее сцепление с дорогой.
Новая система электронного управления шасси FlexRide позволяет выбирать настройки в соответствии со своим индивидуальным стилем. В дополнение к усредненному режиму «по умолчанию» есть комфортный режим для трассы Tour и более жесткий и нервный Sport (здравствуй, красная подсветка!). При отключении режимов Sport или Tour шасси возвращается к изначальным параметрам. В режиме Sport повышается не только жесткость амортизаторов. Быстрее становится реакция на перемещения педали газа, изменяется усилие на руле, переключение передач в автоматической трансмиссии происходит на более высоких оборотах. И даже адаптивный головной свет быстрее реагирует на маневры водителя. После всего услышанного о Insignia становится очевидным, что автомобиль создавали с явным прицелом на глобальность. Бюргерскому прошлому дан решительный от ворот поворот, и стратегическая цель номер один на сегодня – стать космополитом. Помимо английского «близнеца» Vauxhall Insignia, новая модель, вполне вероятно, будет выпускаться в США под маркой Saturn и в Австралии под брендом Holden. А там, глядишь, и до Азии доберется. По крайней мере, внешность для такой экспансии у Insignia вполне подходящая.
© Журнал «МОТОР»
Сентябрь 2008