На пути к тому, чтобы познать необыкновенные возможности трансформации салона и другие прелести нового компактного минивэна Opel, стоял пограничник. «Цель вашего визита на Майорку?» — прозвучала дежурная фраза на ломанном английском. «Деловая», — не задумываясь, ответил я, и тут же понял, что совершил ошибку. Бдительный страж островных рубежей вмиг раскрыл полусонные веки, сверкнул взглядом и начал пристально изучать штампы в паспорте. Успокоившись через несколько минут и возвращая мне документ, он нравоучительно произнес: «Сюда никто работать не приезжает, здесь все отдыхают». Его бы устами мед пить — место и в самом деле прекрасное. И отлично подходящее для тест-драйва, в чем я скоро убедился.
Когда глаз отдыхает
На бетонном фоне аэропортовских сооружений два десятка разноцветных Opel были видны издалека, и смотрелись как ухоженная цветочная клумба в пустыне. Груженые аппаратурой и чемоданами с вещами, явно лишними на теплом острове, мы с коллегой, словно пара верблюдов, медленно приближались к машинам, поневоле рассматривая детали экстерьера под разными углами. И пришли к общему мнению: Meriva удалась. В ее округлых формах, лишь подчеркнутых заостренными углами передних фар, поперечными линиями решетки радиатора и воздухозаборника спереди и молдингами сбоку, нет ни единого штриха, который был бы неприятен взору. Новый фирменный стиль прослеживается четко, но в то же время не возникает сомнений — перед вами совершенно самостоятельная модель. Кто-то наверняка уловит в ее внешнем облике отдельные черты новой Vectra или «старшей сестры» — популярной в Европе Zafira. Но непременно согласиться: Meriva оригинальна и выглядит весьма гармонично.
Дойдя, наконец, до нужной машины, мы немедленно прояснили для себя и вопрос о функциональности Meriva — стоило бросить наши «пожитки» в багажный отсек. Даже с разложенными задними сиденьями его объем составляет 350 литров. Согласитесь, это немало для компактного минивэна. Но главное, если говорить о внутреннем пространстве, это, конечно же, система FlexSpace, которая позволяет организовать это пространство, как душе владельца угодно. Можно, например, в считанные секунды превратить компактвэн в небольшой грузовичок — сложив заднее сиденье по частям или целиком. Если ту же нехитрую операцию проделать и с передним пассажирским креслом, легко получить целых 2005 литров под поклажу. Причем длина груза может достигать 2,4 метра.
Или — другой пример. Семейная по определению Meriva с той же легкостью трансформируется в скромный, но уютный бизнес-салон на колесах. Стоит лишь сместить задние сиденья назад и установить между ними специальный подлокотник с подстаканниками и с небольшим ящиком для полезных в дороге мелочей. Места для ног — более чем достаточно. Для обеспечения дополнительного комфорта задним пассажирам есть возможность заказать систему TwinAudio. Этот небольшой блок располагается перед задним диваном и имеет два разъема для подсоединения наушников: пассажиры могут слушать компакт-диск, в то время как водитель увлечен, к примеру, информацией о пробках на дорогах.
На передних сиденьях также удобно, хотя посадка и высокая — что типично для этого класса машин. Полный набор регулировок — как кресла, так и рулевой колонки — позволяет без проблем устроится за баранкой. Более того, сиденья обладают завидной боковой поддержкой, а на баранке имеются специальные выступы для лучшего хвата. Что, кстати говоря, указывает на неплохие ходовые качества автомобиля. Есть на рулевом колесе и кнопки, с помощью которых водитель имеет возможность управлять аудиосистемой.
Эргономика водительского места продумана хорошо: все органы управления сгруппированы вполне логично. Центральная консоль с проигрывателем компакт-дисков слегка развернута в сторону водителя. В верхней ее части примостился небольшой жидкокристаллический монитор, с которого легко считываются показания бортового компьютера и навигационной системы. Причем работает система быстро и, несмотря на небольшие по размеру символы на экране, один с другим не спутаешь.
Что еще радует в Meriva, так это обилие света. Его приток обеспечивают не только огромное лобовое стекло, очень не маленькие боковые и заднее, но также сразу два люка. Первый — тот, что ближе к передним креслам, довольно большой, при желании в него можно высунуться и, допустим, вести фотосъемку. Причем даже на высокой скорости шума немного благодаря продуманной аэродинамике. Второй люк полностью открыть нельзя, его можно лишь приподнять, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. Управляется он как задними пассажирами, так и водителем — для этого есть специальные кнопки в потолке.
Наконец, Meriva, сочетающая скромные габаритные размеры с простором внутри, на удивление органично вписывалась в окружающий ландшафт. На Майорке все ведь устроено подобным же образом — остров небольшой, но способный поразить разнообразием. Есть здесь, в том числе, и скоростные автострады, и узкие горные дороги, где мы и решили устроить настоящую проверку автомобилю.
Горим!
Meriva с мотором 1,6 литра мощностью 100 л. с. и с фирменной трансмиссией Easytronic стала нашей первой «жертвой». Позже мы даже порадовались, что начали знакомство с новинкой не с самой мощной версии. Когда вокруг яркая тропическая зелень, когда после очередного подъема открывается изумительный вид на море с множеством парусов больших и малых яхт, а на пляжах ты видишь беззаботно загорающих людей, хочется не мчаться, а глядеть по сторонам. Да и достопримечательностей тут хватает. Поэтому первый маршрут в 150 километров, заложенный в память навигационной системы, мы старались пройти «в щадящем режиме».
Разумеется, это не помешало отметить жесткость баранки с неплохой обратной связью. И по достоинству оценить подвеску, с аппетитом обжоры «глотающую» неровности дороги. Разгон уверенный и, если бы не Easytronic, Meriva могла бы претендовать на звание динамичного автомобиля. Автоматизированная пятиступенчатая КПП, скажу так — не порадовала. В автоматическом режиме передачи переключаются грубовато и с такими задержками, что хочется немедленно перевести «коробку» в режим ручного управления. Что, впрочем, никто не мешает сделать. Но тогда придется приноровиться, и все делать синхронно — одновременно со сбросом газа «подтыкать» следующую передачу, и затем снова нажимать на акселератор. Минут десять спустя начинаешь достигать желаемого результата. Благо двигатель 1,6 ECOTEC довольно тяговит, и даже на высоких скоростях обеспечивает вполне приемлемый подхват.
На автостраде сразу отмечаешь отменную шумоизоляцию и выверенную аэродинамику Meriva. Лишь при скорости выше 120 км/ч начинают тихо «петь» боковые зеркала. Очередной тест подвески и тормоза с успехом прошли на горном серпантине: крены кузова на виражах невелики, а тормозная педаль позволяет четко дозировать усилие и контролировать замедление. Одним словом, Meriva — вполне «боевой» автомобиль, хотя версия с мотором 1,6 литра подойдет скорее спокойному водителю.
На следующий день я решил опробовать самую «заводную» Meriva с двигателем объемом 1,8 л. и механической 5-ступенчатой КПП (версия с этим мотором и с Easytronic появится позже, по предварительным данным — к осени). Накануне окрестности были осмотрены неплохо, теперь самое время проверить на прочность машину.
Тот же горный серпантин. Коллега мертвой хваткой держится за ручку, но проявляет спокойствие. «Слушай, что-то тормоза пропали», — сказал я, чем незамедлительно привел в шок сидевшего справа. «Как пропали!? Ты давай, не шути! Здесь, конечно, красиво, но я хочу вернуться домой…» — вымолвил он, и прилип к креслу как скотч к бумаге. По правде сказать, тормоза еще были, но я почувствовал, что они становятся все менее эффективны. К тому же в салоне отчетливо стало попахивать гарью. Кажется, я вовремя остановился: из-под передних колес шел сизый дым. Колодки не выдержали «такого надругательства». Они просто не рассчитаны на то, чтобы на прямых участках горной дороги Meriva разгонялась на каждой передаче до звона силового агрегата, а затем резко тормозила практически в юз перед очередным виражом, проходя его с визгом покрышек. Это все же не раллийный болид. Механическая КПП, отличный мотор с приятным звуком, отточенные реакции на повороты баранки, великолепная связь на педали сцепления и неплохая резина просто спровоцировали меня довести Meriva до предела. В результате сдались тормоза. Что ж, самое время передохнуть. И не следует спешить или пытаться «полить раскаленные диски водичкой», как предложил подоспевший на другом автомобиле коллега. Нельзя поливать — диски и колодки если не лопнут, то могут деформироваться.
Пересев с водительского места на пассажирское, я вознамерился расслабиться и в полной мере оценить комфорт Meriva. Но — не тут то было. Буквально через пару минут после старта сидящий за рулем коллега вошел в раж, и начал все резче атаковать повороты, то и дело заставляя включаться электронную систему стабилизации. Кстати, чуть не забыл. Для версии с мотором 1,8 это стандартное оборудование и, более того, отключить ее нельзя. Другое дело, что система вовсе не мешает агрессивному вождению и работает отменно. Так, в одном из поворотов, когда скорость была явно слишком высока, электроника не стала грубо «душить» мотор, а лишь немного убавив подачу газа, будто «вправила» Meriva в безопасную траекторию.
Выйдя на автостраду, мы сразу отметили, что и здесь лучшие свои качества автомобиль не теряет. Даже на скорости 170 км/ч Meriva хорошо держит дорогу. Это отнюдь не «врожденное свойство» всех компактных минивэнов, хотя бы по причине высоты кузова. Так что оно вызывает уважение.
В нужное время, по нужной цене
Что и говорить, Opel Meriva выходит на рынок вовремя. Популярность компактных минивэнов стремительно растет во всем мире, и особенно — в Европе. По оценкам экспертов уже к 2005 году количество таких машин на дорогах Старого света достигнет как минимум 800 тысяч единиц. Основными потребителями Meriva считаются люди семейные, из так называемого среднего класса. Причем, по расчетам, о которых рассказал президент Adam Opel AG Карл-Питер Форстер, около половины всех покупателей, «клюнувших» на эту модель, впервые выберут именно Opel. В принципе, лично я не вижу причин, которые бы этому помешали. Автомобиль располагает всем необходимым, чтобы выйти на лидирующие позиции в своем классе — хорошими ходовыми качествами, современным дизайном, великолепной эргономикой и огромными возможностями по трансформации салона. Дело — за ценой.
Пока не до конца ясно, какова будет ценовая политика в Европе, но совершенно очевидно, что Opel Meriva, как и все модели бренда, не может быть «дорогой машиной». А вот с российским рынком, на который новинка выйдет в мае — июне, все более ли менее определенно. По предварительным данным стоимость базовой версии в салонах официальных дилеров будет около 13900 евро (вероятно, в пересчете на доллары). И это, несомненно, привлекательная цена.
Конкуренты, конечно же, также не дремлют. Самыми «злыми» для Meriva станут VW Touran и Renault Scenic. Но в активе Opel все та же цена и надежность автомобилей последнего поколения. Не зря на машины предоставляется двухгодичная гарантия без ограничения пробега, которая, по словам дилеров, распространяется в том числе на подвеску. А это, учитывая качество наших дорог, весьма немаловажно.
© Автомобильные Известия
#7-2003