Нынешний хозяин этого "Файрберда" купил его совершенно случайно. Он поехал в Москву, чтобы приобрести себе Mitsubishi GT 3000, а вернулся в родной Воронеж на "американце" диковинной внешности. За полгода активной эксплуатации зеленый "Понтиак" настолько пришелся по сердцу владельцу, что вместо того, чтобы поменять его на более свежую машину, он установил в него музыкальную систему, которую не стыдно продемонстрировать на самых авторитетных состязаниях по автозвуку. С тех пор Firebird кочует по городам и весям, участвует во многих автозвуковых соревнованиях и каждый раз оказывается весьма сильным конкурентом в своем классе.
Весь процесс "озвучки" автомобиля взял на себя знакомый хозяина "Понтиака", владелец частной воронежской инсталляционной фирмы. Чтобы не нарушить характера машины, он решил поставить систему c небольшим количеством компонентов и при этом с серьезными музыкальными возможностями. Ее установка в машину с не самым просторным салоном, задним сиденьем в виде второго слагаемого в формуле "2 + 2" и крохотным багажником дело непростое, но есть и свои плюсы. Необходимость использования малого количества проводов и узлов помогает реализовать основную концепцию достижения идеального звука: чем меньше музыкальный сигнал подвергается инженерному вмешательству, тем меньше он искажается.
Первым этапом установки "музыки" стала шумоизоляция – ей были подвергнуты багажник, крыша и двери. Затем начался этап подбора аппаратуры, оптимально звучащей в салоне "Понтиака". Самым долгим был поиск "головы", которую требовалось подобрать одновременно для спорта и для повседневного использования. Головных устройств, в которых бескомпромиссное качество звучания сочеталось бы с удобством управления, не так уж много. Есть аппаратура класса хай-энд, но она зачастую настолько ортодоксально устроена, что с мыслью о дистанционном управлении или съемной панели ее создатели предлагают расстаться заранее, чтобы потом не расстраиваться. Наиболее приемлемый по удобству вариант, при наивысших требованиях к качеству, материализовался в модели Pioneer DEX-9R. И качество звучания на уровне, и на хорошую акустику денег осталось с избытком – бюджет инсталляции был далеко не "космический". К слову, для дистанционного управления этим головным устройством при необходимости можно использовать штатные кнопки на руле, благо Pioneer предлагает довольно широкий выбор блоков сопряжения штатных "рулевых" ДУ со своими "головами".
По мнению многих столичных установщиков, к "голове", которая будет использоваться на соревнованиях, необходим отдельный процессор, который собирает на себя информацию со всех источников звука и управляет системой по определенной, заранее заложенной в него, схеме. Кроме того, он восстанавливает аналоговый сигнал из цифрового потока, делит полосу частот на части, предназначенные для поканального усиления, и вводит необходимые цифровые задержки. В этой системе источников всего два – головное устройство и CD-чейнджер Pioneer СXD-R1270, и для такого оркестра электронный "дирижер" был бы скорее помехой, чем помощником. К тому же установщики не были сторонниками жесткой манеры пользования временными задержками. Жесткая манера – это когда задержки вводятся для исправления изначально кривой звуковой сцены. Задержки есть и в этой системе, но их генерирует собственный процессор головного устройства, и их влияние совершенно незначительно (стало быть, сцена построена почти идеальная) – они почти симметричны по стереоканалам и служат, в основном, для устранения разногласий между звучанием низкочастотных и среднечастотных излучателей. Поделенный и "задержанный" как нужно сигнал подается на четырехканальный усилитель Xtant.
В этой машине реализована схема, которую условно называют 2.5-полосным поканальным усилением. Это значит, что басовые головки работают от отдельных каналов, а излучатели средних и высоких частот – от общего. Такая схема имеет право претендовать на роль оптимальной, так как при ней достигается более рациональное распределение мощности.
Мидбасы Morel Hybrid установлены в штатные места дверей, которые для этого пришлось немного доработать. Доработка дверей оказалась серьезнее, чем можно было предположить. Штатные динамики были лишены какого-либо объема позади диффузора. Новые же головки установлены так, что нагрузкой диффузора служит сам объем двери с промежуточной панелью акустического сопротивления. Среднечастотные излучатели и "пищалки" расположились по углам лобового стекла. Сигнал для полосных излучателей делится пассивным кроссовером Morel MX2.2, специально предназначенным для работы с купольными среднечастотниками. "Пищалки" новой серии Morel MT3 работают на полном отражении от стекла, а знаменитые своей надежностью купольники CDM54 – прямым излучением.
Инсталляторы "осложнили" систему лишь одним компонентом, который напрямую не влияет на качество звука, – конденсатором Dietz, кстати, работающим не только на соревнованиях. Пиковую мощность динамикам иногда приходится выдавать и на трассе. Владелец "Файрберда" говорит, что новая аудиосистема стала совершенно органичным дополнением автомобиля, и теперь, переезжая с одного места проведения соревнований на другое, он не прочь порой упереть стрелку спидометра до предела вправо, на максимальной громкости слушая любимую музыку. При этом он утверждает, что аппаратура с завидной легкостью справляется и с тяжелым "Раммштайном", и с воздушными испанскими гитарами, и с "эфирной" электронной музыкой.
© Колеса
Март 2004