Я давний поклонник французских автомобилей, и нет среди них такого, который был бы мною отвергнут. Их неизменно отличают изысканные дизайнерские ходы, применение которых продиктовано, как правило, отменным вкусом конструкторов, а не модой. Французскую машину, независимо от ее марки, глаз выхватит из интернационального автомобильного потока всегда…
С 1995-го, когда состоялся дебют Renault Megane, и по начало 2000 г. в Западной Европе продано более 2,6 млн этих автомобилей. Машина в разных версиях (седан, хэтчбэк и купе) уже бывала на тестах "Мотора" и каждый раз производила приятное впечатление. Но то было до рестайлинга, проведенного прошлой весной. Посмотрим, что изменилось.
Итак, седан Renault Megane Classic в самой скромной комплектации RTA. Перемены во внешности есть, но не радикальные. Бросается в глаза лишь иная облицовка передка - "клюв" трансформировался в пару "ноздрей", на фоне которых хромированный ромбик эмблемы Renault более заметен. Утверждается, что "кузовные" изменения не затронули лишь двери, крышу и задние крылья, но если этого не знать, отличий можно и не найти.
Что внутри? Эволюция коснулась приборной панели - она спрямила свои округлые формы. Появились кондиционер, подушка безопасности для пассажира и регулируемая рулевая колонка. До сих пор все это устанавливалось только на более дорогих версиях.
Некоторым преобразованиям подверглись подвески. Передняя, более энергоемкая MacPherson перекочевала с Renault Megane Scenic, а задняя - четырехторсионная - научилась подруливать, что улучшило управляемость. Появилась возможность установки 15-дюймовых колес. Вот, пожалуй, и все. Главное, произошедшие перемены не отразились на цене машины...
Версия RTA оснащается только 8-клапанным 4-цилиндровым мотором объемом 1,6 л и мощностью 90 л.с. Версии подороже (RXE и RXT) - 16-клапанным двигателем того же объема (110 л.с.) и 2 л мотором (115 л.с.). Пока все автомобили комплектуются пятиступенчатыми механическими КПП, но на подходе - коробка-автомат (только для версии с 16-клапанным мотором).
Восьмиклапанный двигатель достаточно архаичен, но прост, надежен и имеет некоторые преимущества перед 16-клапанным. Пусть он не так оборотист (максимум - 6000 об./мин.) и в нем меньше "лошадок", зато великолепно тянет на низах и очень эластичен. Забегая вперед, могу сказать, что автомобиль с 2 л двигателем, не сильно вырываясь вперед по максимальной скорости и динамике, заметно отстает по экономичности.
Прежде чем занять водительское место, полезно узнать о средствах защиты водителя и пассажиров, совершенствованием которых компания Renault занимается уже 40 лет.
Megane Classic даже в базовой комплектации оснащается подушками безопасности и ремнями с пиротехническим преднатяжением. Их совокупное действие более чем вдвое снижает нагрузку на грудную клетку (в сравнении с традиционной системой защиты). Все пять ремней - трехточечные, инерционные. Травмобезопасный каркас кузова в комплексе с вышеперечисленным помог Megane занять одно из первых мест по результатам краш-тестов, проводимых европейской организацией EuroNCAP...
Салон автомобиля просторен - если появляется желание положить левую руку на подлокотник, придется отвести ее далеко в сторону. Потолок - где-то высоко. Базовая комплектация предполагает пакет всяких неудобств - например, зеркала заднего вида без электропривода. Тянуться к ним (даже к левому) не слишком удобно, но если у машины один хозяин, делать ему это придется достаточно редко. Передние стеклоподъемники - электрические, задние - механические.
Обзор через боковые зеркала недостаточен, особенно через правое. Наверное, не хватает кривизны. Удивил салонный плафон - он горит после закрытия двери секунд пятнадцать, потом плавно гаснет. Я этого не знал и потому долго хлопал дверью. Раньше мне такое встречалось только на более дорогих машинах...
Дверь и передняя панель облицованы серым пластиком, обивки сидений и дверные вставки - из дымчато-пестрой ткани. Регулировки сидений механические, самые простые. Пухлый руль можно поднять-опустить. Приборы неплохо видны через баранку, кондиционер прост в обращении - всего три ручки. О магнитоле с подрулевым дистанционным управлением ничего сказать не могу, она оказалась с кодом.
Сидеть сзади достаточно комфортно. Даже если у пассажира длинные ноги, сдвинутое до упора переднее сиденье ему больших неудобств не доставит - тыльная сторона спинок мягкая. Только редкая макушка стукнется о потолок - для этого нужно иметь совсем уж нестандартный рост.
Благодаря торсионной задней подвеске (спереди - пружины) автомобилю (и пассажирам) в достаточной степени безразлично, что за покрытие под колесами. По грунтовой дороге он идет почти так же плавно, как по асфальту, трамвайные пути пролетает не покачнувшись. Слышны только удары покрышек о землю. Рулевое управление обладает хорошей обратной связью, усилитель его совершенно ненавязчив и позволяет чувствовать все дорожные нюансы. Недостойно ведет себя, пожалуй, только переключатель поворотников. Он сбрасывается в среднее положение от малейшего движения руля.
Усилитель тормозов - под стать рулевому. Прогрессивная характеристика позволяет точно дозировать усилие на педали. Несмотря на отсутствие АБС (в комплектации RTA она не предусмотрена даже в качестве опции), автомобиль прекрасно останавливается на асфальте, грунте и траве, не теряя курсовой устойчивости даже при резком торможении.
Активной безопасности способствует грамотно настроенная подвеска, позволяющая проходить на большой скорости повороты даже на покрытом песком асфальте. Возникающий при этом занос легко корректируется...
Знакомство с Renault Megane Classic лишь укрепило мои пристрастия. Говорят, тот, кто однажды приобрел французскую машину, становится поклонником таковых на всю жизнь.
© Журнал «МОТОР»
Июль 2000