Есть факт: около 80% нынешних владельцев автомобилей Skoda при выборе новой машины вновь останавливаются на продукции этой марки. Если бы это утверждал представитель самой чешской компании, я бы с пониманием улыбнулся и не стал его цитировать. Но в том-то и дело, что услышал я это из уст топ-менеджера крупного американского концерна, ведущего активные операции в Европе. Он просто отдавал должное одному из конкурентов, пытаясь разобраться в феномене такой преданности бренду, и даже подчеркнул: «Skoda обеспечила потрясающую клиентскую лояльность, о которой мечтает и которой добивается любой автопроизводитель». При этом речь шла, разумеется, о европейском рынке. Хотя и на российском у Skoda были довольно крепкие позиции, которые она несколько утратила в конце прошлого — начале нынешнего века из-за ценовой политики в тот непростой период. Но теперь, судя по результатам первого полугодия, когда объем продаж чешских машин вырос на 121,5%, возвращает их вновь. Причем особые надежды компания связывает с новинкой — моделью Fabia второго поколения. Вот к ней и присмотримся.
Забудем о прошлом
Человек, вспоминающий первое поколение Fabia, фактически выросшей из модели Felicia, непременно скажет — «дамский автомобиль». Но будет при этом прав лишь отчасти. Потому что и в Европе, и в России владельцами этой машины становились и мужчины, и, что может показаться совсем уж удивительным — компании, охотно использовавшие компактный автомобильчик для поездок по городу. Причем доля корпоративных продаж, достигавших на отдельных рынках чуть не половины от общего объема реализации, вызвало определенное замешательство даже у матерых конкурентов. В некоторых странах фирмам отгружалось «Фабий» больше, чем «Октавий» — модели, признанной лидером чешской марки на флит-рынке. Казалось бы, при такой истории сам Бог велел сделать второе поколение модели похожим на первое. Но в Skoda решили иначе — от Fabia № 1 в новинке не осталось и следа.
Взгляните на снимки — возможно, вы, уважаемый читатель, сможете отыскать хотя бы один элемент, напоминающий о прежней Fabia. У меня не получилось — ничего в экстерьере Fabia № 2 не напоминает о предшественнице. Хорошо это или плохо — не готов судить. Гораздо важнее то, что дизайн автомобиля чист и свеж, как утренний дождь. Новая Fabia — машина яркая и заметная, особенно если выбрать соответствующий цвет кузова, желтый или оранжевый, к примеру. Я катался именно в такой приметной машинке, чувствуя себя, признаться, несколько не в своей тарелке — столько внимания должна привлекать все же девушка.
В экстерьере, если как следует присмотреться, нет ни одного прямого угла. Обводы кузова, форма крыльев и фар, «выпуклый нос» — все происходит от совершенной формы круга. Что вдобавок удачно подчеркивается черными передними и боковыми стойками: в движении может показаться, что крыша парит в воздухе, чудом двигаясь одновременно и параллельно нижней части кузова. Словно единственное место, где она соединяется с «остальной машиной» — это багажник. Тем не менее, автомобиль выглядит эдаким крепышом — ладно скроенным и неплохо «одетым». Поэтому вполне способен по-прежнему привлекать не только женщин, но и мужчин, и корпоративных клиентов. Кстати, Fabia стала длиннее на 32 мм и выше на 47 мм, а вот ширина уменьшилась на 3 мм.
Немецкие корни
Считается, что одно из слагаемых успеха Skoda кроется в том, что эта компания принадлежит концерну VW. Возможно, так оно и есть. В конце концов, та же Octavia, это по сути VW Passat B5, только более доступный. Около 80% деталей взаимозаменяемы, если не брать в расчет кузовные элементы. Да и миф о надежности «народных автомобилей» из Германии еще окончательно не выветрился из сознания граждан.
В новом поколении Fabia, между тем, немецкая родословная прослеживается хорошо. Выражается это, прежде всего, в достойном качестве материалов, примененных в отделке интерьера, а также в тщательности сборки. Хотя протестированный автомобиль и удивил меня наличием «сверчка» где-то в пластиковой обшивке, говорить об изъянах в подгонке деталей и элементов было бы несправедливо. Вероятнее всего, дело заключалось в том, что доставшаяся мне Fabia уже успела побывать в кузовном цеху одного из официальных дилеров, где ремонтировалась левая часть кузова. Соответственно, дверные обшивки и некоторые другие пластиковые детали снимались, а затем снова устанавливались — но теперь «другими руками». Так что честнее говорить о невыдающемся сервисе, нежели о недостатках сборки.
Как бы то ни было, а интерьер Fabia дружелюбней не менее экстерьера. Во-первых, по сравнению с машиной предшествующего поколения внутри стало заметно просторней. Подросшие габариты были использованы с максимальной пользой, так что теперь и сзади можно устроиться с комфортом. Есть место для ног и в плечевой зоне. Естественно, что задние сиденья складываются целиком или по частям, как и положено в современном хэтчбеке. Полезный объем багажного отсека варьируется в пределах 300 — 1163 литров. Ну, а для мелкой поклажи найдется место внутри. В салоне имеются весьма вместительные карманы в дверях, 2-уровневый бардачок, подстаканники для водителя и переднего пассажира, а также небольшой отсек в подлокотнике и ниша в нижней части центральной консоли.
На водительском месте удобно. Доставшийся на тест автомобиль был укомплектован, кажется, всеми возможными опциями. Поэтому, к примеру, передние сиденья обладали завидной боковой поддержкой. Диапазон регулировок кресла должен устроить человека любой комплекции. Профиль спинки и длина нижней подушки — все, как надо. В таком сиденье не устанешь и в дальней поездке, а найти правильную посадку помогает регулируемая как по высоте, так и по вылету рулевая колонка. К тому же все органы управления расположены и сгруппированы весьма логично. Так, щиток приборов при всей его лаконичности достаточно информативен. Основной элемент центральной консоли — монохромный монитор, на который выводится информация с аудиоцентра и бортового компьютера — отображает заодно и назначение каждой из расположенных по краям экрана клавиш. Сразу под ним — блок управления микроклиматом в салоне, форма которого зависит от выбранного набора опций. Под ним ряд вспомогательных клавиш, вроде подогрева передних сидений и отключения системы стабилизации ESP, а еще ниже — та сама ниша для мелочевки и короткий рычаг 5-ступенчатой МКП.
Движение без опасности
Начну с гаммы силовых агрегатов, которые предлагаются российскому покупателю. Состоит она из четырех бензиновых моторов объемом от 1,2 до 1,6 литра, и трех дизелей объемом от 1,4 до 1,9 л. «Автомат» — опция, и только для самой мощной бензиновой версии. Я опробовал машинку с 1,4-литровым бензиновым мотором мощностью 86 л.с., и с механической 5-ступенчатой коробкой передач.
Первый же разгон смутил, но не сильно. С одной стороны, несмотря на скромные возможности силового агрегата, автомобиль динамичен. Он демонстрирует резвость при старте с места и обеспечивает неплохой подхват в широком диапазоне оборотов. С другой стороны, характеристики двигателя таковы, что динамичные водители могут и разочароваться. Если с «низов» и «в середине» мотор как живчик, то после 4000 об/мин он начинает скисать. Потому особого смысла «выкручивать» его до предела нет: чем ближе к красной зоне стрелка тахометра, тем менее интенсивно происходит ускорение. Впрочем, в городской толчее такие настройки как нельзя кстати. К тому же передаточные числа МКП подобраны очень грамотно, что позволяет уверенно чувствовать себя при быстрых перестроениях и стартах со светофора. Правда, ход педали сцепления, как мне кажется, немного великоват, да и большая ее информативность не помешала бы. Зато ход рычага МКП, пускай он и не малый, но вполне четкий, ошибиться при переключениях практически невозможно.
Между тем, не могу не заметить, что при интенсивном разгоне в салон начинает проникать звук мотора, который «заводным» никак не назовешь. Слышишь его, и «гонять» уже неохота. В то же время это никак нельзя отнести к недостаткам машины. Ведь ориентирована она скорее на спокойного водителя, чем на «горячего джигита», а при степенной езде внутри тихо, что говорит о наличии качественных шумоизоляционных материалов.
Что касается настроек подвески и управляемости, то Fabia наделена типичной недостаточной поворачиваемостью, отчего при входе в поворот автомобиль слегка «воротит нос». Это бесспорный вклад в пассивную безопасность, поскольку подобные настройки делают характер машины дружелюбным, практически «всепрощающим». И хотя крены кузова на виражах не велики, а подвески кажутся упругими, рулевое управление легкое, обратная связь ощутима лишь на больших скоростях. С другой стороны, электрический усилитель рулевого управления, который устанавливается на Fabia, уменьшает расход топлива и немного облегчает нагрузку на мотор.
Тормоза для Fabia явно разрабатывались, что называется, с запасом, и потому никаких проблем с замедлением не возникает. Плюс к тому всегда на страже АБС, системы распределения тормозных сил и электронной стабилизации ESP (стандарт для самой мощной модификации).
Золотая середина
Попробую сделать некоторые выводы. Новая Skoda Fabia по своим ходовым качествам — типичный середнячок, не поражающий особым задором, но зато это безопасный, прогнозируемый и комфортный автомобиль. Внешность, убранство салона — все на очень пристойном уровне. А в целом меня не покидает чувство некоей нейтральности этой машинки, или золотой середины, если угодно. Это как раз то качество, которое в свое время обеспечило успех японским компаниям. Правда, те четко увязывали эту особенность с конкурентоспособными ценами. А что в этом отношении предлагает Skoda?
Fabia № 2 обойдется как минимум в 339 000 рублей. Такой прайс ставит ее в один ряд с весьма грозными конкурентами вроде Mitsubishi Lancer, Toyota Corolla, Nissan Almera Classic и рядом других. Заметьте — все упомянутые модели позиционируются уже в С-классе. А ведь я не упомянул прямых конкурентов — Ford Fiesta, Opel Corsa, Hyundai Getz. То есть, автомобили класса В. По всему выходит, что Skoda Fabia в такой компании придется нелегко. Поможет разве что та самая легендарная лояльность покупателей.
© АвтоИзвестия
#17-2007