CarExpert.ru: Автомобили мира
Tesla

Тест-драйв Tesla Model S

Обзоры и тесты

Характеристики Фото Отзывы

Коммунизм без советской власти

CarExpert.ru 17.09.2014

Tesla Model S

Юрий Кладов



«Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны», - написал Ульянов-Ленин, продвигая свой «План ГОЭЛРО» в сознание народных масс. Подойдя к данной фразе чисто арифметически и вычтя из суммы (коммунизм) одно из слагаемых (советская власть), я получил то, что мне требуется – электрификацию. Ведь речь в этом материале пойдёт о компании Tesla Motors и её электромобиле Tesla Model S.

Именем Николы

Компания, названная в честь гениального инженера-электротехника Николы Теслы, была образована в 2003 году. Инициатором был Мартин Эберхард (Martin Eberhard), а Илон Маск (Elon Musk), Джефри Страубел (Jeffrey B. Straubel) и Марк Тарпенинг (Marc Tarpenning) стали соучредителями. Стоит отметить, что наибольший капитал в проект вложил Илон Маск. Чуть позднее к Tesla Motors в качестве инвесторов присоединились всем известные основатели Google – Сергей Брин и Ларри Пейдж. Новую компанию зарегистрировали не в традиционно-автомобильном месте, а в логове компьютерщиков – в г. Пало-Альто, в округе Санта-Клара, штата Калифорния. Хотя её отделение было открыто и в Детройте.

Родстер комом

Как это нередко бывает, первый блин у калифорнийцев вышел комом. Речь идёт об электромобиле Tesla Roadster, официальная премьера которого состоялась в марте 2006 года. Двухместный электрический первенец Tesla Motors был разработан специалистами британской компании Lotus на основе шасси их же модели Elise. Можно сколь угодно долго обсуждать технические характеристики спортивного электрокара и его потребительские качества, но основная проблема неудачного дебюта, по-видимому, состояла в следующем: автомобиль планировалось продавать по цене 92.000 долл. США, но на деле вышло, что 140.000 долл. стоили одни только материалы и комплектующие для его производства.

Прототип Tesla Model S 2009 года и спорткар Tesla Roadster с электрическим приводом
Прототип Tesla Model S 2009 года и спорткар Tesla Roadster с электрическим приводом


В итоге за время серийного выпуска (с марта 2008 года по сентябрь 2012 года) всё же удалось продать около 2.400 экземпляров машин. Родстер познакомил небольшую часть публики (правда, в 31 стране мира) с новым брендом, а также приучил к тому факту, что и электрический автомобиль может обладать высокими динамическими характеристиками. Тем не менее, речь о доходах и прибыли даже не шла. Сегодня Илон Маск, который сейчас руководит «Теслой», оценивает 2007-й, 2008-й и начало 2009-го года как время, когда было «особенно плохо». Было несколько ситуаций, в которых компания «находилась на грани смерти».

Илон Маск

В 2009 году автомобильный мир удивился, когда узнал, что концерн Daimler вложил в Tesla Motors 50 млн долл. Компанией в это время уже управлял Маск (Мартин Эберхард был вынужден покинуть её ещё в 2007 году). По словам менеджера, эти деньги «буквально спасли Теслу». Он признателен немецким партнёрам ещё и потому, что в то время те сами испытывали трудности с наличными: «Когда кто-то, будучи голодный сам, даёт вам немного пищи, вы должны быть благодарны за это».

Илон Маск (Tesla Motors) и д-р Томас Вебер (Daimler) после подписания соглашения об инвестициях. В 2009 г. за 50 млн долл. концерн Daimler приобрёл 10% акций компании Tesla Motors
Илон Маск (Tesla Motors) и д-р Томас Вебер (Daimler) после подписания соглашения об инвестициях. В 2009 г. за 50 млн долл. концерн Daimler приобрёл 10% акций компании Tesla Motors


Впрочем, сам Илон Маск, работая семь дней в неделю (он и сейчас трудится столько же) делал всё для того, чтобы поправить финансовую ситуацию. Как и принято в подобных случаях, он, с одной стороны, стремился снизить издержки (в частности, закрыл филиал в Мичигане), а с другой – старался привлечь инвестиции. Порою Илон использовал совсем нестандартные решения. Например, в октябре 2008 года Маск заверил совет директоров в том, что договорился с акционерами о привлечении дополнительных 40 млн долл. На самом деле, единственным инвестором был он сам. Обман вскоре был раскрыт, однако коллеги не обиделись, а, напротив, сами решились на новые вложения…

Ещё важнее финансовых операций была разработка будущего автомобиля – также, разумеется, электрического.

Белая звезда

Проект люксового седана (автомобиль вообще-то пятидверный, однако в Tesla Motors предпочитают использовать именно этот термин) носил название WhiteStar. При работе над ним проявилось ещё одно качество Илона Маска. Он старался заманить самых талантливых специалистов и проявил на этом поприще недюжинные решимость и способности. Таким образом, например, в отделе шасси появились сразу два специалиста высочайшего класса. Первый из них, Грэхем Сазерленд (Graham Sutherland), до прихода на «Теслу» в течение 23 лет занимался доводкой «Лотусов», а второй, Хуберт Мис (Huibert Mees) – известен тем, что разработал шасси едва ли не единственного американского суперкара Ford GT. Впрочем, будучи инженером по образованию, а также владельцем редчайшего суперкара McLaren F1, Илон Маск и сам имел правильное представление о прекрасном.

WhiteStar: Tesla Model S
WhiteStar: Tesla Model S


Тот же звёздный подход Маск использовал и при выборе главного дизайнера Tesla Motors. На эту должность он переманил Франца фон Хольцхаузена (Franz Von Holzhausen) из Mazda Motor. Франц проснулся знаменитым после премьеры концептуального спорткара Mazda Furai с роторным двигателем. Тем не менее, Илон сделал предложение, от которого тот не смог отказаться. Полагаете, что речь идёт о зарплате? Вовсе нет. Когда настоящему дизайнеру обещают полную свободу действий при разработке стиля новой автомобильной марки, то о деньгах он даже не спрашивает.



Так или иначе, в марте 2009 года публике был представлен роскошный белоснежный концептуальный седан Tesla Model S. Впрочем, облик этого красавца (или же красавицы?) к моменту начала серийного производства практически не изменился.

Подготовка к сражению

Лично меня более всего восхищает многогранность таланта калифорнийского дизайнера. Если Mazda Furai – автомобиль дерзкий, острый, агрессивный, то Tesla Model S, напротив, имеет чрезвычайно плавные формы и абсолютно спокойный стиль. Мне кажется, придерживаясь такого подхода, Франц фон Хольцхаузен решал параллельно несколько задач. Во-первых, разработчики электрокаров прилагают для экономии энергии гораздо больше усилий, чем это делают до сих пор создатели машин с ДВС (хотя и последние всё больше уделяют внимания снижению расхода топлива). Поэтому ещё в 2009 году Франц создал автомобиль с коэффициентом аэродинамического сопротивления, равным 0.24. И этот показатель до сих пор не удалось превзойти никому из серийных соперников, каким бы типом привода они не обладали. Во-вторых, фон Хольцхаузен, вероятно, подозревал, что, в силу ряда причин, Модели S уготована долгая жизнь. А спокойный плавный дизайн дольше сохраняет актуальность, хотя и не привлекает мгновенного внимания. И третий, пожалуй, наиболее принципиальный момент: Франц фон Хольцхаузен намеренно нарисовал электромобиль, который выглядит как обычный стильный современный бензиновый седан бизнес класса, в то время как другие производители электрических транспортных средств предпочитают придавать своим детищам облик пришельцев из будущего либо неведомых зверушек. Данный факт говорит о том, что, выбирая стратегию, компания Tesla Motors с самого начала планировала вступить в схватку с огромным автомобильным миром.

Серийный электромобиль Tesla Model S внешне  выглядит как обычный стильный бензиновый седан бизнес класса
Серийный электромобиль Tesla Model S внешне выглядит как обычный стильный бензиновый седан бизнес класса


Вау-эффект можно обнаружить разве что в салоне седана Tesla Model S. Да и то этот эффект очень своеобразный. Поначалу интерьер автомобиля кажется скромным и строгим. Некоторые даже называют его спартанским. Удивление приходит в тот момент, когда взгляд натыкается на огромный (17-дюймовый) дисплей. Причём подобный эффект сохраняется даже тогда, когда человек заранее знает, что этот дисплей в машине имеется и сознательно готовится к встрече с ним. Однако всё равно.… То есть всё происходит примерно так же, как в случае с монитором Thunderbolt от Apple.

При помощи этого 17-дюймового сенсорного экрана осуществляется управление практически всеми системами автомобиля. Никаких дублирующих органов не предусмотрено
При помощи этого 17-дюймового сенсорного экрана осуществляется управление практически всеми системами автомобиля. Никаких дублирующих органов не предусмотрено


При помощи упомянутого сенсорного экрана происходит управление почти всеми системами автомобиля – от мультимедиа до пневматической подвески. При этом размеры экрана и продуманный интерфейс снимают все вопросы по части информативности, делая работу лёгкой и удобной. В результате необходимость в каких-либо дублирующих кнопках отпала, что и привело к простоте интерьера Модели S.

Некоторые автолюбители, правда, жалуются, например, на недостаточно дорогие материалы, используемые в отделке салона, нехватку ёмкостей для мелочёвки либо на отсутствие возможности заказать отдельную регулировку системы климат-контроля для задних пассажиров. Однако, с одной стороны, материалы в интерьере «Теслы» всё-таки совсем неплохи, а уровень комфорта довольно высок, а с другой – нужно понимать, что автомобиль создавался в США, в первую очередь, для американских покупателей, у которых существует собственное, скажем так, упрощённое отношение к этим вопросам. Вероятно, по мере продвижения в Европу и, возможно, при рестайлинге, калифорнийская компания учтёт появившиеся замечания. А может быть ещё и раньше, поскольку буквально на днях Илон Маск опубликовал в своём твиттере письмо, которое ему прислали владельцы Модели S, и пообещал в короткие сроки реализовать их пожелания. Но уже сегодня, покупая «Теслу», можно получить (в виде базового или же опционального оборудования) двухзонный климат-контроль, камеру заднего вида, навигацию, систему доступа без ключа, кожаную обивку интерьера, панорамную стеклянную крышу, пакет для холодного климата, акустическую систему с 12 динамиками, ряд других полезных и интересных вещей. Таким образом, в целом интерьер Модели S является удобным и привлекательным, хотя, как видите, без оговорок не обошлось. Ну а по уровню функциональности интерьер «Теслы», по мнению некоторых экспертов, опережает другие автомобили на световые годы.

Одни считают этот интерьер недостаточно шикарным. Другие называют «учтивым и расслабляющим, дающим редкое удовольствие»
Одни считают этот интерьер недостаточно шикарным. Другие называют «учтивым и расслабляющим, дающим редкое удовольствие»


Основы преимущества

В то время как электромобиль Tesla Model S внешне выглядит точно так же, как и обычные автомобили, а его интерьер имеет хотя и существенные, но не принципиальные особенности, конструкция электрокара отличается радикально.

Схематическое изображение конструкции Tesla Model S
Схематическое изображение конструкции Tesla Model S


Поскольку инженеры Tesla Motors создавали Model S с чистого листа, а не строили на базе существующего бензинового (дизельного) автомобиля, они постарались получить все преимущества, которые даёт электрический привод, ещё на стадии компоновки электрокара.

Как и у многих других машин, в конструкции Модели S используется несущий кузов. С целью снижения массы он по большей части изготовлен из алюминия. И только в наиболее ответственных зонах используется высокопрочная сталь. Тем не менее, кузов «Эски» очень прочный и жёсткий. В частности, жёсткость на кручение у него в два раза выше, чем у BMW M5. А на тестах NHTSA Tesla Model S получила такие оценки, которых в агентстве прежде не видели ни разу. Этому способствовала не только отличная конструкция самого кузова, но и отсутствие двигателя в передней части автомобиля, благодаря чему инженеры получили возможность более правильно организовать зоны деформации. На месте традиционного ДВС у калифорнийского седана расположен второй багажник объёмом 150 л. И лишь снизу к кузову крепится двухрычажная подвеска.

Платформа Tesla Model S. На рисунке изображена подвеска с пневматическими упругими элементами
Платформа Tesla Model S. На рисунке изображена подвеска с пневматическими упругими элементами


Задняя подвеска – многорычажная. Она предварительно монтируется на подрамнике, который затем крепится к кузову. На том же подрамнике также установлен и асинхронный электрический двигатель с одноступенчатым редуктором, от которого расходятся полуоси к ведущим колёсам. В качестве упругих элементов используются пружины (клиренс 144 мм), но в виде опции можно заказать и регулируемую (120-163 мм) пневматическую подвеску.

Аккумуляторная батарея и задний подрамник с установленными на нём подвеской и мотор-редуктором
Аккумуляторная батарея и задний подрамник с установленными на нём подвеской и мотор-редуктором


Мощность электромотора-редуктора варьируется в зависимости от модификации автомобиля. Самая скромная версия Модели S оснащается двигателем, который развивает мощность 225 кВт (306 л.с.) и крутящий момент 440 Нм в интервале от 0 (!) до 5.900 об/мин. Промежуточная версия отличается большей мощностью – 270 кВт (367 л.с.). Ну а мощность топового варианта Модели S достигает 310 кВт (421 л.с.), а её крутящий момент равен 600 (!) Нм (в диапазоне от 0 до 5.300 об/мин).

Габаритные размеры электромобиля Tesla Model S
Габаритные размеры электромобиля Tesla Model S


Между передней и задней подвесками под полом кузова во всю его ширину и длину пассажирской кабины простирается аккумуляторная батарея. Она собрана из литий-ионных элементов Panasonic, числом от пяти до семи тысяч, и выполнена в виде плиты толщиною в несколько сантиметром. Ёмкость батареи составляет 60 кВтч у первой из вышеупомянутых версий и 85 кВтч – у двух других. Снизу батарея защищена от ударов трёхслойным щитом, изготовленным из алюминия и титана. Увы, но масса батареи превышает полтонны. Зато центр тяжести у Модели S располагается на высоте всего 445 мм. Радует и низкий момент инерции вокруг вертикальной оси, а также распределение массы между осями: 48/52%.

Tesla Model S имеет посадочную формулу 5+2. Опциональные детские сиденья третьего ряда развёрнуты спиной к направлению движения. При отсутствии необходимости в них, сиденья легко складываются под пол багажного отделения
Tesla Model S имеет посадочную формулу 5+2. Опциональные детские сиденья третьего ряда развёрнуты спиной к направлению движения. При отсутствии необходимости в них, сиденья легко складываются под пол багажного отделения


Перформанс плюс

Столь низкое (как у упоминаемого ранее суперкара Ford GT) расположение центра масс уменьшило склонность автомобиля к кренам кузова, что, в свою очередь, позволило сделать более тонкими стабилизаторы поперечной устойчивости. В результате удалось добиться уникального сочетания отличной управляемости и отменной плавности хода – Tesla Model S рулится как настоящий спорткар – страстный, гибкий, с мгновенной реакцией, но может двигаться так же плавно как Rolls-Royce. При этом она эффективнее Toyota Prius.

Тем не менее, всё познаётся в сравнении, и о том, насколько хорошо сбалансировано шасси Tesla Model S, а также о том, как важно было для производителя добиться подобных качеств, рассказывает одна любопытная история. Однажды Маск в беседе с американскими автомобильными журналистами (если мне не изменяет память, это были парни из издания Edmunds.com) похвастался правильными повадками своего детища. Те, однако, заметили, что знают один автомобиль, шасси которого работает лучше – они имели в виду McLaren MP4-12C. Илон Маск, недолго думая, взял британский суперкар напрокат. Поездив на 12C в течение некоторого времени сам, Маск передал автомобиль инженерам, потребовав, если не превзойти, то приблизиться к идеалу. В итоге у Модели S появилась модификация P85+.

Tesla Model S P85+ оснащается таким же 421-сильным мотором, как и модификация P85 (без плюсика) и такой же аккумуляторной батареей ёмкостью 85 кВтч. Разница между двумя названными версиями заключается именно в шасси. Пневматическая подвеска для P85+ полагается уже в базовом исполнении. Помимо этого в пакет Performance Plus входят иные амортизаторы, более жёсткие стабилизаторы поперечной устойчивости, а также 21-дюймовые колёсные диски Turbine (базовые диски имеют диаметр 19 дюймов), оснащённые специальными шинами Michelin Pilot Sport PS2. Вдобавок установка пакета Performance Plus влечёт за собой установку тормозных механизмов Brembo, суппорты которых окрашиваются в красный цвет. Здесь, пожалуй, настало время сообщить о том, что в седане Tesla Model S помимо обычных тормозов используется система рекуперативного торможения, которая не только снижает скорость автомобиля, но и накапливает в процессе своей работы энергию. Данная система настолько эффективна и удобна, что рабочими тормозами приходится пользоваться гораздо реже, а эффективность рекуперации зависит от выбранного режима – Standard или Low. Выбор осуществляется при помощи ранее упомянутого 17-дюймового дисплея.

Но вернёмся к версии P85+. Благодаря перечисленным выше небольшим, однако многочисленным изменениям у этой модели ещё больше улучшилась управляемость или, я бы даже сказал, спортивные качества.

Tesla Model S управляется как настоящий спорткар, но может двигаться так же плавно как и Rolls-Royce
Tesla Model S управляется как настоящий спорткар, но может двигаться так же плавно как и Rolls-Royce


А особенно хороша Tesla Model S в гонках по прямой. Даже модификация с самым слабым мотором (306 л.с.) способна разогнаться от 0 до 100 км/ч за 6.2 с. Автомобилю с двигателем мощностью 367 л.с. для этого понадобится 5.6 с. Ну а модели P85 или P85+ для разгона до сотни потребуется всего лишь 4.4 секунды (это притом что снаряжённая масса Tesla Model S равна 2.100 кг). Забавно, но список спорткаров, проигравших семиместному (5 + 2) седану, у которого объём багажного отделения варьируется от 745 до 1645 л (плюс 150-литровый багажник спереди), гонку на четверть мили с места, растёт с каждым днём. В нём можно встретить весьма известные имена. Наберите в поиске YouTube “Tesla Model S vs…”, и вы всё увидите своими глазами.

Тем не менее, главное здесь даже не в цифрах, а в ощущениях. Ни один из обычных автомобилей не способен обеспечить столь быстрый и при этом настолько плавный разгон, который даёт электромобиль Tesla Model S. Как я отмечал выше, только у «Эски» крутящий момент в 600 Нм доступен с самого старта и сохраняется до 5.300 об/мин. А при желании, напротив, можно ехать весьма спокойно, едва касаясь педали акселератора и невероятно точно контролируя ускорение. Всё это, заметьте, в условиях почти полной тишины.

И всё же Tesla – не гоночный автомобиль. Его максимальная скорость не превышает 210 км/ч, а динамика ощутимо падает после «ста пятидесяти». Эти недостатки органически присущи электрическому приводу. Так же как и некоторые другие…

Северная петля

Заметив у электрокара Tesla Model S неординарные ходовые качества, некоторые владельцы этих машин тут же отправились на гоночные трассы. Увы, на треке проявилась проблема: при движении в экстремальных условиях электродвигатель и аккумуляторная батарея очень быстро перегреваются. В результате срабатывает защита, электропривод переходит в щадящий режим работы, и автомобиль превращается в черепаху. Защита срабатывает даже на таких коротких трассах как, например, Laguna Seca (3.6 км). Но там это происходит лишь в самом конце быстрого круга, и пилоту удаётся показать хорошее время. А вот на «Северной петле» Нюрбургринга (22.8 км) в квалификационном режиме не удаётся проехать и трети дистанции.

Tesla Model S на Фестивале скорости в Гудвуде
Tesla Model S на Фестивале скорости в Гудвуде


Тем не менее, тот факт, что Model S вызывает желание опробовать её на автодроме, говорит о многом. Ведь и не каждый бензиновый и дизельный автомобиль может выдержать гоночный трек. А над проблемой перегрева «Эски» в предельных режимах уже работают. К примеру, в августе текущего года известный тюнер «Мустангов» Стив Салин (Steve Saleen) представил публике свой новый проект FourSixteen, созданный на основе Tesla Model S. И в этом электромобиле помимо других изменений используется усовершенствованная система охлаждения. Собственно то обстоятельство, что за доводку электрокара Tesla Model S уже берутся именитые ателье, также глубоко символично.

Автомобиль века

Как бы там ни было, электромобиль Tesla Model S, который серийно выпускается с лета 2012 года, успел завоевать определённое признание. Причём, не только в США, но и в Канаде, ряде стран Западной Европы, а также в Японии и Китае.

Калифорнийский седан Model S получил такое количество наград и титулов, которому позавидует любой соперник, каким бы типом привода тот не обладал. Имеет смысл назвать самые важные и интересные из них. Американский журнал Motor Trend, который ежегодно в течение 64 лет вручает главную награду автомобильной Америки – премию COTY, назвал Tesla Model S «Автомобилем 2013 года». Причём все одиннадцать судей данного издания проголосовали за электрический седан единогласно. Они также предположили, что Model S может стать наиболее значимым автомобилем со времён Ford Model T. Кстати, обратите внимание, что Илон Маск выбрал ту же систему обозначения моделей, которую использовал Генри Форд. Думаю, не случайно.

В том же 2013 году Tesla Model S набрала 99 балов из ста возможных по результатам тестов издания Consumer Reports. В последний раз такое случалось с Lexus LS 460L, но это было в 2007 году.

А уже в этом году журнал Autocar в рейтинге люксовых седанов поместил «Теслу» на вторую ступень, сразу за Mercedes-Benz S-Class W 222. Такие соперники как Jaguar XJ, Audi A8 и BMW 7-й серии оказались ниже. Британцы назвали электрический седан «практичным и желанным» и одновременно отметили такие его качества как «изысканность, мощность и успокаивающая простота».

Серьёзно улучшилось и финансовое положение компании Tesla Motors. В июне 2010 года компания провела IPO (первое IPO автомобильной компании США с 1956 года, когда на биржу вышел Ford), и с тех пор котировки акций растут. На настоящий момент их суммарная стоимость превышает цену гораздо более крупных производителей – таких как Suzuki Motor Corporation, Jaguar Land Rover и даже, если мне не изменяет память, итальянской группы FIAT до её полного объединения с американским «Крайслером». Сам Илон Маск оценивает текущее финансовое положение как «очень хорошее» и рассказывает о том, что компания «постоянно держит несколько сотен миллионов долларов наличными в резерве».

Илон Маск является не только совладельцем и генеральным директором Tesla Motors, но и основателем, руководителем, а также главным конструктором частной компании SpaceX, выпускающей ракеты-носители Falcon и космические корабли Dragon
Илон Маск является не только совладельцем и генеральным директором Tesla Motors, но и основателем, руководителем, а также главным конструктором частной компании SpaceX, выпускающей ракеты-носители Falcon и космические корабли Dragon


Растут и продажи. Если в прошлом году калифорнийский производитель реализовал свыше 21 тысячи седанов Model S, то в этом году он рассчитывает продать более 35 тысяч электрокаров. Впрочем, по сравнению с теми пятьюстами тысячами автомобилей, которые Маск планирует продавать, начиная с 2020 года, это капля в море.

Tesla Store

Да-да, ни я, ни вы не ошиблись – полмиллиона электромобилей год. Но это потом. А сейчас, решая все проблемы в комплексе, Маск подтягивает за электромобилями розничную сеть продаж, строит по миру фирменные станции зарядки Supercharger и завод по выпуску аккумуляторных батарей в Неваде. Он также подписал соглашение с бельгийской компанией Umicore, которая занимается переработкой литий-ионных аккумуляторов. Umicore научилась возвращать из старых аккумуляторов все ценные металлы, которые использовались при их производстве. Затем бельгийцы продают своё «сырьё» тем компаниям, которые выпускают аккумуляторы новые. В итоге снижаются как их стоимость, так и выбросы в атмосферу CO2. А ещё Tesla Motors открыла собственные производственные мощности в Нидерландах. Но там пока всего лишь устанавливают батареи на автомобили, которые прибывают в Европу из США (опять же через голландские порты). Логично. В течение первых четырёх месяцев 2014 года Tesla Motors продала в Европе 3.400 автомобилей, что превышает 2.000 машин, реализованных за это же время в США.

В августе прошлого года компания Tesla Motors открыла свой сборочный завод в Нидерландах
В августе прошлого года компания Tesla Motors открыла свой сборочный завод в Нидерландах


К процессу продаж у Маска свой оригинальный подход. Tesla Motors не заключает соглашений с дилерами, а развивает собственную розничную сеть. Для руководства этим процессом компания пригласила Джорджа Бланкеншипа (George Blankenship) и назначила его вице-президентом по дизайну сети шоу-румов. До прихода в «Теслу» Бланкеншип был известен как разработчик стратегий розничных продаж американского ритейлера одежды Gap и компьютерной компании Apple, а также дизайнер магазинов Apple Store. Маск же, по его собственному выражению, «стремился сделать из шоу-румов «Теслы» нечто среднее между Apple Store, Starbucks и хорошей кухней». Проще говоря, автосалоны Tesla Motors должны были быть стильными и уютными. Таковыми они в итоге и являются.

Коммунизм по Маску

К сети кофеен Starbucks Илон Маск, по-видимому, просто неравнодушен. Во всяком случае, выбирая место под строительство очередной станции зарядки Supercharger, Илон всегда, уточняет, имеется ли поблизости заведение с изображением Сирены на зелёном логотипе. Впрочем, это шутка, зато станции Supercharger – наверное, второе по важности направление бизнеса компании Tesla Motors, неразрывно связанное с первым – продажей электромобилей. Размещая по США, странам Западной Европы, а также Китаю фирменные станции, Tesla Motors старается компенсировать недостатки, которые пока присущи всем электрокарам без исключения – низкий запас хода, его сильная зависимость от режимов эксплуатации и температуры окружающей среды и значительное время, необходимое для восполнения запасов энергии. И это не смотря на то, что запас хода Tesla Model S в разы превышает таковой у любого другого электрокара. Так у модификации седана, оснащённого батарей ёмкостью 60 кВтч, максимальный запас хода равен 390 км, а у версии с батареей 85 кВтч достигает 502 км. Указанные значения в принципе сопоставимы с пробегом бензиновых автомобилей. Однако в случае сочетания сильного мороза и динамичного стиля вождения запас хода Модели S может упасть с 500 до 160 км. А это уже не радует, хотя даже такое значение превышает ту дистанцию, которую способно преодолевать большинство других электромобилей.

Разумеется, и до появления фирменных станций Supercharger электромобили Tesla Model S было, где заряжать – практически от любой розетки, начиная от бытовой (если она с заземлением) и заканчивая универсальными станциями подзарядки. Причём, европейские версии Модели S приспособлены к трудностям жизни лучше автомобилей американских, так как помимо однофазных сетей, допускают зарядку и от трёхфазной, напряжением до 400 В. От способа зарядки (от сети) зависит её эффективность, т. е. продолжительность. Один час зарядки от обычной сети обеспечивает всего 14 км пробега (наиболее медленный вариант). Час же зарядки от упомянутой трёхфазной сети (400В, 16A) даст возможность проехать 55 км. А если в электрокаре установлены два зарядных устройства, то пробег при зарядке от трёхфазной сети в течение часа увеличивается вдвое – до 110 км (самый быстрый случай).

При покупке Tesla Model S имеет смысл выбирать вариант с двумя параллельно работающими зарядными устройствами
При покупке Tesla Model S имеет смысл выбирать вариант с двумя параллельно работающими зарядными устройствами


Тем не менее, мощнейшие 120-киловатные станции Supercharger работают ещё быстрее – для того, чтобы зарядить батарею Модели S на дистанцию в 270 км требуется всего 30 мин. Полчаса – время как раз достаточное, чтобы перекусить, и, видимо, поэтому Илон Маск так неравнодушен к Starbucks.

При активной езде в лютый мороз пробег может упасть с 500 до 160 км
При активной езде в лютый мороз пробег может упасть с 500 до 160 км


Есть у фирменных заправок «Теслы» и ещё одна приятная особенность – энергия на них предоставляется бесплатно, и, по заявлению компании, так будет всегда. Этому факту в «Тесле» придумали весьма красивое объяснение: все без исключения станции Supercharger использует энергию, накопленную при помощи солнечных батарей – дескать, получаем от природы бесплатно, поэтому и с вас денег не требуем. Хотя, как мне кажется, стоимость оборудования (тех же отнюдь недешёвых панелей) должна куда-то закладываться – вполне вероятно, в цену автомобиля.

Как бы там ни было, владельцам электромобилей Tesla подобная подача нравится, и станции Supercharger пользуются огромной популярностью. Строятся они просто ударными темпами.

Если брать Европу, то уже в ближайшее время все жители Нидерландов, Швейцарии, Бельгии, Германии, Австрии и Дании будут жить в радиусе не более 320 км от фирменной заправки Tesla Motors. Это же касается и девяноста процентов жителей Швеции, Норвегии, Англии. А к концу 2015 года бесплатный заправочный сервис «Теслы» заполнит Францию, охватит Испанию и Португалию, распространится на Польшу и Словакию. Первые станции Supercharger появятся к этому времени в Венгрии, Сербии, Румынии и Турции.

Станция Supercharger за полчаса заряжает батарею Модели S на 270 км. К тому же за это не нужно платить
Станция Supercharger за полчаса заряжает батарею Модели S на 270 км. К тому же за это не нужно платить


Так что совсем скоро можно будет путешествовать по Европе, тратя деньги лишь на еду и отели. Как любит повторять Маск, имея сэндвич, на Tesla Model S можно выезжать из дома.

Светлое будущее

Впрочем, Модели S недолго осталось жить в одиночестве. Этой осенью Tesla Motors выпустит пилотную партию полноприводных кроссоверов Tesla Model X, а в январе стартует их серийное производство. Затем в 2016 году калифорнийцы представят свою уже третью массовую модель – седан Tesla Model III, конкурента BMW 3-й серии и Audi A4, стоимостью 35 тыс. долл. Илон Маск рассчитывает, что ежегодные продажи этих автомобилей достигнут шестизначных отметок, а Франц фон Хольцхаузен обещает смелый дизайн.

Tesla Model S в Лондоне
Tesla Model S в Лондоне


Помимо этого Tesla Motors работает над уменьшением на 30-40% стоимости батарей и над увеличением максимальной дальности пробега до 800 км. А для самых нетерпеливых владельцев электромобилей «Тесла» эта компания готовит новый сервис по восполнению запасов энергию – робот меняет аккумуляторную батарею в течение полутора минут. Для этого водителю не нужно даже выходить из машины. В настоящий момент эта технология проходит апробацию в Калифорнии и на маршруте Вашингтон – Бостон. Правда, за такую операцию придётся платить примерно по 65 долл., но так примерно столько же стоит в США и бак бензина.

В общем, перспективы у электромобилей Tesla вполне радужные.

Неотвратимость прогресса

Полагаю, что вышеприведённое утверждение касается и России. Понимаю, что на текущий момент покупка седана Tesla Model S в нашей стране – удел энтузиастов, причём с большими деньгами. Или, как говорили ещё недавно в Америке (а, может быть, так говорят до сих пор): «Покупая «Теслу», вы становитесь членом клуба очень интересных людей».

Тем не менее, на Московском автосалоне электрокары из Калифорнии представляли целых две компании. Да, они не являются официальными партнёрами Tesla Motors со всеми вытекающими отсюда недостатками. Однако их сотрудники на практике решают те вопросы, которые возникают у людей, желающих купить Модель S, а также у тех, кто её уже купил…

Покупая «Теслу» вы становитесь членом клуба очень интересных людей
Покупая «Теслу» вы становитесь членом клуба очень интересных людей


Примерно с такого же уровня начиналась продажа иномарок в девяностые. Точнее, тогда было хуже – клиенты даже про тест-драйв не спрашивали, словосочетания такого не слышали. Сегодня же страна находится совсем на другом уровне развития. А покупатели твёрдо знают, чего хотят. И всё большее их число активно интересуется «Теслой».

Мне кажется, к моменту начала серийного производства электромобиля Tesla Model III компания Илона Маска будет представлена в России официально. Откроются шоу-румы Tesla Store и появятся заправки Supercharger.… Ведь Starbucks у нас уже есть, а советской власти вроде бы давно нет.

Уже после того, как данный материал был подготовлен, Илон Маск пообещал в своём твиттере представить 9 октября некую загадочную “Model D” и кое-что ещё.

© CarExpert.ru

17.09.2014


Подробная информация о моделях в Автокаталоге

  Tesla Model S

Прочитано: 8465 раз



  Все обзоры и тест-драйвы Tesla

Другие обзоры и тесты Tesla Model S



Подпишитесь на наши новости в соцсетях:

Канал CarExpert.ru в Telegram Страница CarExpert.ru в сети В Контакте Канал CarExpert.ru на Яндеск.Дзен
АвтоКаталог
Сравнение
Отзывы
Тесты
Продажа
Новости
АвтоПремьеры
Журнал