Новый Avensis от компании Toyota стал безусловной «серой лошадкой» — до настоящего времени на автомобильных скачках в этом заезде знатоки делали ставки на совсем других лошадей. Выйти на одну дорожку с Ford Mondeo, Volkswagen Passat или Renault Laguna — большой риск и большая ответственность. Но один из самых крупных мировых автопроизводителей, похоже, знал, как, где и чем рисковать. В этом секторе рынка действует жесткий принцип: «пан или пропал!» После теста японской новинки можно быть уверенным — Toyota не пропадет. А в первых числах апреля мы увидим эту машину и на повеселевших московских улицах. Далее — вся Россия?
К автомобилям марки Toyota я всегда относился двояко. Быстрые — любил и, не жалея нервных клеток, болел за их гоночные версии в автоспорте. К массовым — оставался равнодушен, как к скорому поезду: какая разница, что за тепловоз прицеплен к составу? Лишь бы довез к месту назначения без приключений и по расписанию! А побывав несколько лет назад на тесте первого Avensis, я практически сразу забыл, какой была эта машина. Она оказалась настолько нейтральной во всех отношениях, что даже напрягшись мне ничего о ней не удается вспомнить — никаких эмоций! Пожалуй, ничего не раздражало, но и за душу не брало. Возможно, я ошибаюсь, но любая машина, как любая, даже самая заурядная женщина, должна возбуждать какие-то чувства и желания. Предыдущая — не возбуждала...
На тест новинки полетели в Испанию: после первого лживого солнца в марте снова началась зябкая зима, а в такую погоду, как известно, хороший хозяин не то что машину — снегоход на улицу не выпустит! Благо, на каталонских просторах и погода, и дороги были «в человеколюбивой кондиции», а потому в преддверии начала российских продаж появилась возможность попробовать машину в условиях, близких к нашей второй половине апреля, когда, собственно, и ожидается российская премьера. Не буду долго рассуждать о внешности: как известно, на вкус, на цвет все бутылки — разные! Правда, концептуально Avensis настолько попал в стиль нового Opel Vectra, что большинство наблюдателей уже не обратят внимание на то, что и Toyota пошла по модному пути масштабирования своих моделей. Даже беглого взгляда спереди достаточно, чтобы понять — Yaris, Corolla, Avensis и Camry — овощи с одного прилавка. Тем не менее нельзя не признать: японским стилистам удался вполне интересный и привлекательный дизайн и грех какое-то время не поэксплуатировать его в личных корыстных целях.
Avensis предлагается покупателям в трех вариантах кузова. По традиции, отечественный потребитель в первую очередь бросится примерять на себя седан, потом хэтч и только единицы снизойдут до изучения возможностей универсала. Рискну предложить начать знакомство с Avensis в обратном порядке — возможно, тогда вам не придется тратить время как минимум на седан! Универсал — просто отменный! Мало того, что стилистически он выглядит наиболее законченной моделью и не лишен намека на некую спортивность в облике, словно подсмотренную у образцовых в этом отношении «Авантов» от Audi. Он практически так же бесшумен, как седан, и столь же послушен в управлении, даже с солидной загрузкой вместительного чрева, а со сложенными сиденьями объем грузового отсека «раздувается» до 1500 см3!
Наименее интересным с точки зрения потребителя мне представляется хэтчбек, особенно в свете удивительно живучей русской тенденции выбирать автомобили по принципу «всё или ничего!» Убежден, что в этой схеме хэтч находится не в золотой середине. Внутри оказалось очень просторно и комфортно! Эргономика каждого места продумана до мелочей, вот только качество некоторых деталей интерьера выглядит попыткой сэкономить на производственных затратах. Непонятно из какого десятилетия перекочевавший на водительскую дверь блок управления электростеклоподъемниками и явно отличающийся по качеству от остального салона грубый пластик центрального тоннеля выпадают из общей положительной картины восприятия. Правда, мы уже не раз сталкивались на первых заграничных тестах с предсерийными образцами, находящимися в стадии окончательной доводки «до идеала» и готовы признать, что тревогу бить рано. Хочется верить, что в Россию из Великобритании, где будут собираться все Avensis, попадут уже совершенно кондиционные автомобили.
Моторов — четыре. Все — поперечные рядные четверки, передающие крутящий момент на передние колеса. Вряд ли к нам в страну попадут бензиновый 1,6 и 2-литровый турбодизель. А вот при выборе между 129-сильным 1,8 с фирменной системой управления газораспределением VVT-i и 147-сильной «двушкой» с непосредственным впрыском рекомендую не тратить время на меньший объем — разве что вам предложат на него цену, от которой вы не сможете отказаться! 1800-кубовый мотор своим натужным звуком назойливо лезет в уши где-то около 4000 оборотов, а после 5000 начинает откровенно раздражать. Попытка разогнать Avensis по ровной дороге на пятой передаче со скорости 60 км/ч ни к чему не приводит: двигателю явно не хватает момента на низах, а машине, соответственно, — динамики. Скорее всего, бодрый «на бумаге» мотор задушен строгими европейскими нормами Euro 4. Если так, то нам с Евросоюзом пока не по пути. Потому как в европейском исполнении этот двигатель предполагает только два режима движения: либо совсем уж неспешно и по-семейному перекатываться с места на место, либо наплевать на барабанные перепонки и, закручивая мотор в звон, винтить на полную конфорку, доверившись похвальной управляемости и отменным тормозам.
Ну а то, что Toyota не зря второй год осваивается в Первой Формуле, где двигатель — уже полдела на пути к подиуму, доказывает 2-литровый атмосферник. Совсем другое дело! И снизу везет, и наверху не подводит, и в серединке не дает поводов для критики! Кстати, и раллийное прошлое японцами не забыто — рулится Avensis просто здорово! Здесь эталонному Mondeo нечего опасаться, а вот остальным одноклассникам станет жарко: задняя подвеска на новый автомобиль практически полностью позаимствована у Toyota Celica, спорт-купе с безупречной репутацией. Посему на дороге Avensis стоит со знанием дела, и в поворотах ведет себя как привязанный, особенно если владелец позаботился о выборе правильных шин.
А компания Toyota позаботилась о будущих владельцах. Межсервисные промежутки увеличены, после изучения прайс-листов конкурентов Avensis получил фиксированно низкие цены на расходные материалы, особенно это коснулось фильтров и тормозных колодок. Даже 205-ми шинами против 215-х аналогов у основных соперников по классу машину снарядили из экономии — в конце года владелец должен реально почувствовать, что Toyota экономит и семейный, и компанейский бюджет! Наш выбор — 2-литровый универсал с автоматической трансмиссией. Не самый дешевый вариант, но если уж иметь автомобиль такого класса, то и раскошеливаться следует именно на такую комплектацию. А что до денег, то Toyota ведь обещала тотальную экономию — вот и посчитаем через 30 да 50 тысяч пробега! Не знаю кто как, но я японцам всегда верил. Не сомневаюсь в них и на этот раз. Тем более что в наших краях Avensis точно попадает в ситуацию «пан или пропал!» Слишком сильны конкуренты в классе. И ошибок здесь не прощают никому!
© Автомобили
Апрель 2003