Рука не поднимается писать «УАЗ» латинскими буквами, но такова эпоха, и наш «легендеваген» зовется не иначе как UAZ, хотя он и Patriot. Примем компромисс: «УАЗ» Patriot. И патриотично, и правильно...
Для съемки «УАЗ» Patriot мы выбрали самый что ни на есть настоящий, исконный отечественный фон - недостроенный суперкомпьютер, что должен был создать СССР имидж настоящей мегакибердержавы. Помните: советские микросхемы - самые большие микросхемы в мире?! Словом, налицо все символы эпохи: долгострой, имперские замашки и благие начинания, закончившиеся пшиком. Думали ли тогда, лет этак двадцать назад, строя это мифическое транзисторное чудище на окраине Зеленограда, что на «УАЗе» будет стоять впрысковый двигатель с 16 клапанами, синхронизированная коробка передач и неразъемные мосты с непонятным названием «спайсер»? Не думали, точно, не думали... Для меня, да и, полагаю, для большинства из вас, уважаемые читатели, слово «уазик» ассоциируется с зеленым тентованным, на редукторных мостах и с экранированным на случай атомного удара электрооборудованием «козлом», сила которого была в простоте, понятности и способности быть перебранным в поле с помощью кувалды и прилагаемого ЗИПа. А нынче, эвон, отделка салона - иные «американцы» позавидуют, в багажнике, прости господи, велюр, разгон - «Жигули» отдыхают, а фары - чуть не как у Toyota какой-нибудь. Вот ведь угораздило! А ждали-то его как? За всю свою карьеру, пожалуй, лишь несколько машин пробуждало во мне такое нетерпение. Среди них две наши - на 51 процент родная Chevrolet Niva и на 80 процентов родной Patriot... Но если с Niva быстро стало все понятно, и неумолимо снижающиеся темпы продаж говорят сами за себя (некоторые причины вы найдете в материале из рубрики Second Hand в этом же номере нашего журнала), то Patriot пока еще лошадка темная, необъезженная. Наши покатушки в Сочи и в Зеленограде почти не в счет, поскольку первое впечатление по отношению к автомобилю не всегда самое верное.
ИЗМЕНЕНИЯ ВОВНЕ
С момента первого нашего знакомства в Patriot были внесены некоторые изменения. Оптимизирована работа тормозной системы, изменилась геометрия приводного механизма стеклоочистителей, которые раньше оставляли большой неочищенный сектор, рукоятки КПП и раздаточной коробки оделись в элегантные чехлы. Это мелочи, но сделано все было с оперативностью, непривычной для отечественного производства... Однако все нововведения, которые были внесены в Patriot, ничто по сравнению с тем, как обновился завод. Я бы даже сказал, что слово «новый» следует применять не столько к автомобилю, сколько к предприятию. Простое перечисление говорит само за себя: совершенно новая покрасочная линия за 50 миллионов долларов, новая сварочная линия, которая ничуть не дешевле, реорганизованный конвейер, новые системы управления процессом производства и контроля качества. Не менее важна многоплановая программа работы с дилерами. Вложено в запуск производства Patriot много, и отдачу ожидают соответствующую. При соответствии качества сборки заявленному и отсутствии прямых конкурентов коммерческий успех нового «УАЗа» видится делом вполне выполнимым.
Сам же Patriot по сути представляет собой радикальное обновление моделей 60-й серии, более известных как Simbir. Они похожи внешне и конструктивно, а некоторые элементы кузова, подвески и ходовой были перенесены практически без изменений. Теперь, правда, они лучше сварены, установлены и покрашены. Вообще кузов и салон Patriot формируют большую часть положительных впечатлений от автомобиля. Днище отлично «проантикорено», панели ровно окрашены, двери закрываются и открываются без проблем. В салоне - мягкий пластик, при езде ничего не трещит и не отваливается. Подкачали лишь кресла. Собственно, сами они упруги и отформованы вполне приемлемо, но механизм регулировки чудовищно заедает и временами становится таким тугим, что сдвинуть спинку невозможно.
МОСТЫ В БУДУЩЕЕ
Ходовую часть «УАЗ» Patriot можно назвать классической. Неразрезные мосты, рессоры, пружины. Все как завещали предки... С таким хозяйством непросто добиться плавности хода и управляемости. При всем при этом конструкторы явно сделали акцент на комфорте и мягкости подвески. Очень уж хотели, вероятно, чтобы говорящее прозвище ушло в небытие. Теперь при прохождении связки быстрых поворотов на ум приходят мысли, связанные не столько с разными парно- и непарнокопытными, сколько с прогулкой по морю или спуском с горы на сноуборде. Мягкое и сравнительно плоское кресло не способствует удержанию седоков на месте и в вертикальном положении, а по багажнику гуляют лопата наперегонки со штативом. Впрочем, как и со сноубордом, тут надо научиться следовать траектории и не допускать слишком резких движений без надобности. Или, если вам ближе морское дело, в виражах Patriot требует обращения, сравнимого с управлением большим катером - все нужно делать загодя, не переусердствовать с углами поворота руля и не переборщить с газом. На провокации «УАЗ» отвечает охотной рысцой, пищит разгрузившимися шинами и взбрыкивает задком. Удивительно, что при этом он не теряется и не слишком пугает водителя. Из заноса Patriot послушно выходит после того, как вы выжимаете педаль сцепления, и при этом сам стремится вернуть руль в оптимальное положение. Правда, на бугристой дороге ослаблять хватку не стоит, поскольку рулевого демпфера нет, а усилитель не слишком сдерживает дергающуюся «баранку». Проблема, с которой я столкнулся при первом знакомстве с Patriot, - нежелание держать курс на тестируемом автомобиле практически отсутствовало. И траекторная, и курсовая устойчивость «УАЗа» вполне соответствовала условиям умеренно быстрой езды.
ЗАГРАНИЦА НАМ
Как известно, в Patriot около 20 процентов узлов - импортные. Некоторые, как, например, усилитель руля и рулевая машинка, собраны в России из зарубежных комплектующих. Начинку поставляет ZF, а отливка корпуса и сборка производятся на заводе «Автодеталь-сервис». Коробка передач корейская Dymos, такая же ставится на SsangYong Rexton, ее картер отлит заодно с колоколом сцепления, а ресурс обозначен в 300 тысяч километров. Само сцепление фирмы Luk, его ресурс составляет 100 тысяч километров. Механизм управления сцеплением отечественный, доработанный с целью снижения усилия на педали. Информативность, впрочем, нельзя назвать образцовой, но следует признать приемлемой. Передняя панель салона иранская, симпатичный щиток приборов RAR - из Латвии. Шаговые двигатели стрелок - швейцарские. Преобразившие облик Patriot передние световые блоки нарисованы дизайнерами УАЗа, разработаны Bosch, а собраны в Рязани на совместном предприятии. Той же марки и корректор луча. Некоторые, невидимые глазу владельца мелочи вроде соединений электропроводки изготовлены по немецким стандартам. Они герметичны и очень надежны, собрать их плохо просто невозможно. Впрочем, есть некоторые проблемы с прокладкой проводки. Кабель противотуманных фар, например, на нашей машине просто болтался петлей из-под бампера, пришлось его заправить под поперечную балку, чтоб не оторвать. Анахронизмом при осмотре снизу нам показалось то, как проложены тормозные трубки и расположен распределитель тормозных усилий. На бездорожье все это хозяйство можно быстро порвать и помять. Вообще снизу явно видно, где импорт, а где наше. К коробке передач пристыкована страшноватая на вид отечественная раздаточная коробка с косозубыми шестернями. Шумят они не сильно, но зазоры в механизме, судя по всему, чудовищные, и при резкой перемене вектора тяги раздатка отзывается гулким буханьем.
ДЕНЬ ЗАВИСИМОСТИ
Подвеска у Patriot полностью зависимая. Мосты теперь на самом деле неразрезные, на вид очень прочные, с пуленепробиваемыми картерами дифференциалов из высококачественного ковкого чугуна. Ширина колеи 1600 мм - мечта владельца обычного «УАЗа». Военным планируется поставлять автомобили с бортовыми редукторами, но каково окажется исполнение этих мостов, пока не ясно, поскольку заказов не поступало. Вероятно, это будет некое подобие «барсовских» мостов - широких арочных с разъемным корпусом дифференциала. В любом случае перспективы перевести Patriot на так называемую международную платформу с независимой передней подвеской мне не нравятся. Понятно, что это веление времени, но для «УАЗа» выносливость и запас прочности должны оставаться прерогативой на все времена, уверен. Ощущение, что ты запросто можешь срыть бугорок земли, мешающий проезду, и не испытывать чувства вины, порой куда важнее чуть более повысившейся управляемости и незначительного повышения комфорта. Передняя подвеска пружинная с двумя продольными рычагами и тягой Панара. Несмотря на то что новые поворотные кулаки и ШРУСы спроектированы так, чтобы повысить маневренность, на дороге в две полосы придется сдать назад, для разворота. Радиус поворота велик, и с этим нужно считаться. Что ж, зато геометрическая проходимость недурственна. Разумеется, развитые пластиковые бамперы и длинная колесная база не позволят Patriot конкурировать на пересеченной местности с «469-м» и даже с Hunter, но большинство импортных внедорожников если и будут иметь преимущество, то только за счет высоких технологий. Patriot же электронными блокировками не оборудован и вряд ли будет оснащен в ближайшие годы. Хорошо бы ABS поставили со следующего года... Ну а пока выручает фирменная артикуляция мостов. Чтобы вывесить Patriot, надо постараться и поискать соответствующее препятствие.
РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ
По-настоящему радует салон Patriot. Если до него вы ездили в Prado, то ничего особенного не увидите, а вот если в Simbir, то наверняка долго будете чесать в затылке и пересчитывать свои финансовые ресурсы. Внутри Patriot - это то, что владельцы 60-й серии видели во снах. Аккуратно собранный, прилично отделанный, тихий и просторный. По отношению к Simbir, повторяю. Иными словами, все сделано так, как это и должно быть. Улучшилась эргономика. Водительское и штурманское кресла немного сдвинули назад по крепежу и на 25 мм перенесли точки крепления спинки. Таким образом, удалось улучшить посадку, которая была проблемой для рослых людей. Рулевое колесо, аналогичное тому, что делают в Рязани для Chevrolet Niva, регулируется по углу наклона в приличном диапазоне. Блок педалей расположен удачно, придраться можно только к тому, что между педалью газа и тоннелем пола расстояние маловато. Оперировать рукоятками КПП и РК вполне удобно, вторичные органы управления также доступны и понятны. Печка шумновата, но греет на пятерку. Встроенный в крышу люк и довольно большое вытяжное окошко, вделанное в крышу, помогут справиться с жарой, пока на Patriot не поставят кондиционер. На втором ряду сидений очень просторно, три человека разместятся там совершенно свободно. В багажном отсеке можно установить пару продольных лавок для четверых человек, но комфорт там будет весьма относительный, хотя достаточный, чтобы доехать от дачи до озера или от охотничьего домика до заимки. Вот со складыванием второго ряда может выйти заминка, и все из-за заедающих устройств наклона спинки. Сиденья можно преобразовать в просторнейшую лежанку или превратить Patriot в настоящий грузовой фургон с тремя кубометрами свободного пространства только после того, как изрядно помучаешься.
ЖИЗНЬ - БОРЬБА
На российском рынке «УАЗ» Patriot напрямую конкурирует только с Derways Cowboy. Китайцы за такую цену могут предложить лишь пикапы, которые не совсем соответствуют пользовательским характеристикам SUV. Что касается черкесского внедорожника, то пока объемы его производства не позволяют выдвигать Derways в соперники без оговорок. К тому же эргономические особенности Cowboy многим могут не понравиться. Словом, хотелось бы сказать, что «Patriot - он такой один», но, кажется, о ком-то это уже сказали. Да и жаль, что этот «новый русский джип» так одинок…
© Журнал 4x4
Декабрь 2005