Главный "Автопилот" всея Руси в очередной раз убедился в истинности высказывания, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Еще три года назад Николай Фоменко почувствовал уникальность пиаровского решения назвать знаменитый ульяновский автопродукт - "Патриотом". Почувствовал и решил выяснить, каким же должен быть человек, который является патриотом этого транспортного средства? Что у него внутри, у этого человека? Где расположен мозг? Где находится сердце? Есть ли душа у этого человека? И как эти три органа - мозг, сердце и душа - взаимодействуют. А взаимодействуют они, выяснил Николай Фоменко, по простому, но неверному алгоритму.
БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ
Это можно почувствовать на собственном опыте. Итак, мы - патриоты. И когда мы приближаемся к автомобильному продукту 2.7 UAZ Patriot (название переведено на латиницу, ибо машина абсолютно точно должна раскупаться в странах Центральной Африки по цене 12 килограммов жирафятины или пуда слоновьих хвостиков за авто) на расстояние двадцати пяти, ну или даже двадцати трех - но не ближе - метров, нас охватывает невероятно могучая волна патриотизма. Гордого чувства, что мы родились в государстве, которое не "Эх!", не "Ох!", а "Ого-го"!
Из внешнего вида этого автомобиля убраны все неточности и ошибки такого странного транспортного средства, как Range Rover Supercharged. Глядя на эту машину - расстояние до Patriot, напомню, 23 метра, - мы понимаем совершенно четко и ясно: мы действительно впереди планеты всей. По дизайну и ощущениям от машины мы намного впереди таких мелких "комаров", как Toyota и Lexus. Мы впереди всех недоношенных "хонд" и вялорожденных корейцев. Мы впереди плодовитых, но бездарных китайцев. Где-то ближе этих смешных азиатов, но все равно страшно далеко от нас маячит туманный Альбион с плохо раскупаемыми Land Rover, что неудивительно, учитывая их жалкий дизайн и цену, эквивалентную цене однокомнатной квартиры в Москве.
Да и Бог с ними со всеми. У нас собственная гордость - шикарный автомобиль UAZ Patriot. И вполне естественно, что ваши-наши патриотические мозг, сердце и душа сливаются воедино, и все трепещет в организме настоящего патриота. Уста не устают повторять слово Patriot с русским ударением на последнем слоге, а сами мы счастливо мчимся на встречу с этим шикарным автомобилем. Мы мчится к нему сквозь абсолютно не буржуазную грязь, попутно замечая, что Patriot мог сюда забраться. А вот Land Rover - ни в жизнь. Потому что Land Rover - это большая ошибка природы. Как Британия и Америка.
ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ
И вот патриот, в котором мы с вами узнаем себя, подбегает к этому автомобилю, сжимая в кармане триколор, и замирает от благоговения. Мы рядом, мы у цели. И в этот волнительный момент мы думаем: "Господи, как он покрашен!" Следующая мысль: "Ах, досада, но это мелкая недоработка, им, видимо, просто не хватило денег на нормальную покрасочную камеру. Наверное, не до этого сейчас. Есть задачи важнее - выстроить вертикаль власти, например, или что-нибудь по нефтяной части". И мы машем на это рукой - да ладно, какая разница, как он покрашен. Зато какая форма, какие размеры, какой размах. Есть в нем какая-то европейскость, и нет азиатского жлобства. Нас распирает от радости - вот это дал Бог, так дал. Не какую-нибудь страшную "великую стену" или ворованную корейскую "подливу", а отечественное чудо.
Образы степи - степь да степь кругом - сами всплывают в нашем сознании. Тут же спешат и другие картины: и тот же мороз-мороз, и замерзающий ямщик, и Стенька Разин, и Катюша на берегу. "Да и жену не стыдно сюда посадить", - начинаем размышлять мы. После чего смело распахиваем дверь. Смелость сменяется неожиданным страхом - дверь может остаться в руке. Она удивительной легкости для такого внушительного автомобиля. Прежде чем сесть за руль, большинству автолюбителей захочется проверить, не опасно ли наступать на порожек. Это напрасное опасение. На него можно наступать смело. Потому что он приварен как следует. При дальнейшем рассмотрении Patriot вблизи безмерная радость начинает потихонечку убывать. Потому что начинают выплывать огрехи: проклятые вручную прибитые резиновые уплотнители, жуткие наконечники, изготовленные не на шикарном батуринском заводе пластмасс, а на каком-то ульяновском, а может, даже околоульяновском предприятии. Маленьком таком заводике, который в основное рабочее время выпускает пакеты для местных универсамов и мешки для мусора, а в свободное - выполняет заказы Ульяновского автозавода. Заводик штампует все: ручки, кнопки, панели, рулевое колесо... Но если мешки для мусора завод делает по импортной технологии, то автомобильную продукцию он, похоже, изготовляет по лекалам и формам, смастаченным кем-то из родственников или знакомых директора.
ХИМИЯ — ВСЯ МАШИНА СИНЯЯ
Па-а-атрясающее рулевое колесо! Оно имеет регулировки. Оно может двигаться даже вверх и вниз. Это уже прорыв. Но самая оригинальная его черта - шов, что делит рулевое колесо ровно пополам. Если хочется почесать вспотевшую в доли секунды ладонь - никаких проблем. Кстати, хочу порекомендовать владельцам этого автомобиля инсталляцию в салоне специального прибора, который измерял бы химическую активность пластмассовых и резиновых деталей. Что мы патриотично вдыхаем, находясь в салоне, жутко даже представить. Но это точно не запахи ульяновских степей, где босоногий и уже тогда лысеющий В.И. Ульянов с гиканьем и свистом гонял своих татарских однокашников, как каких-нибудь меньшевиков.
Еще в машине есть люк. И как многие другие детали, он наверняка, приобретен за рубежом. Скорее всего, в обычном розничном магазине, торгующим и автозапчастями, и мебелью, и подсолнечным маслом. Удивительно, однако, не то, что ульяновским мастерам удалось русифицировать все зарубежные комплектующие. Удивительно, что им удалось при этом выдержать единый стиль. Стиль, который вы не видели ни в автомобиле ЗАЗ-968, ни в ЗАЗ-968М, ни в одной из моделей "Жигулей".
Салон "Жигулей" вообще-то по качеству материалов и по отделке - это Mercedes. То есть это Mercedes по сравнению с салоном Patriot. В салоне Patriot можно устроить соревнование, в котором должны участвовать не только мозг, но и конечности. При таком количестве дыр - в торпедо, между приборами, в потолке - можно состязаться до судорог, выясняя, залезет в ту или иную щель рука. Или две руки. Или спорим, скажет наш соперник, что залезут даже две руки и нога. Да и пусть залезает, скажем мы. Игра наша тем не менее довольно травмоопасна. Регулируя руль, например, вы можете прищемить палец так, что он никогда уже не вернет былую форму.
Я, клянусь, не видел ничего подобного. Уж как я люблю костерить ГАЗ и ВАЗ, но это за гранью добра и зла. Это даже не "Москвич" образца последнего дыхания 1992 года перед захватом АЗЛК злокозненными бандами армян. Это даже не интерьер автомобиля "Бычок". Это просто сойти с ума. Единственный положительный момент: UAZ Patriot дает уникальную возможность заниматься... нет только не сексом. Потому что, во-первых, трудно будет найти удобную позицию. А во-вторых, девушке вряд ли понравится едкий химический запах. И как вы ей объясните, что это у вас так пахнет новая машина? Patriot дает возможность заниматься его доводкой. С автомобилем можно творить, что угодно. Сделать ему двери-крылья, как у Murcielago. Вырезать на торпедо дыру и заткнуть ее телевизором JVC. И так далее. Машина позволяет все. Автоген и "болгарка" - ее лучшие друзья. Ничто не испортит эту машину.
ГРЯЗНЫЕ ИГРЫ ПАТРИОТОВ
Мы намеренно не будем вспоминать "отцов" и "прадедов" Patriot, задачей которых было пробить оборону противника в двух местах и взорваться прямо в центре вражеских редутов. То были времена военные, теперь почти былинные. Нынче времена пацифистские, почти что полицейские. Что подтолкнуло Ульяновский завод к странной идее сделать военную машину и для езды по мирным городам? В результате, однако, UAZ заметно растерял свою внедорожность, как мне кажется, и, с другой стороны, так и не приобрел городской лоск. Когда мы с несколькими пассажирами на борту пронеслись по импровизированной змейке на скорости 80 км/ч, пассажиры болтались по всему салону. Схожие ощущения они могли бы испытать в карете, которая колесами поворачивает направо, а верхней частью ложится влево.
По просьбе фотографа, который хотел запечатлеть UAZ Patriot во всей функциональной красе, машина была установлена боком на бруствере. Когда я установил его так, что правые колеса оказались чуть выше левых, я вдруг почувствовал ужас. Ужас человека, находящегося в кабине башенного крана и медленно падающего вместе со стрелой с высоты 13-го этажа на землю. Могу сказать, что это ощущение настигло меня сразу же. Потому что UAZ Patriot - действительно огромная машина. Высокая и здоровенная. Это объяснимо. В самом деле, почему Land Rover с Discovery или Toyota с Sequoia могут себе позволить, а мы нет? Одна загвоздка - у Discovery и Sequoia моторы другие. Мотор Patriot ЗМЗ-409.10 2,7 л работает как мышка. Но двигать-то ему приходится слона. Patriot - страсть какая тяжелая машина. Тем более для такого мотора. Он не плохой, нет, но у него всего 128 л.с., что для такой махины просто театр абсурда.
Я - сделаю отступление - страшно далек от джиперства. У меня немного практики трофи-рейдов или "бах", но представления некоторые о правилах поведениях на бездорожье есть. Это, однако, не спасло нас с фотографом от трактора. Постояв враскоряку, мы поехали по обычной грунтовой дороге. На дисплее горел сигнал о том, что работают два колеса. И мне показалось, что на заднем приводе машина лучше себя ведет. Потом я переключился на четыре колеса. Но все равно увяз. Увяз не на болоте, а на вполне проходимом участке. И хорошо, что нас в этот момент не атаковали немцы. И лесник не бежал за нами с криком: "Да так, вашу мать, я запретил же, и где лицензия?" Этого ничего не было. А было то, что нам не удалось включить пониженную передачу. Потом уже нас просветили дилеры, что для этого нужно переключить рычаг на ступице. Странно, что дисплей не посоветовал сделать это.
Однако представьте себе эту операцию, дорогой будущий владелец Patriot, сами. Вы вылезаете из салона и окунаетесь в грязь по самые колени, а потом идете и ищете где-то на ступице что-то там переключить. Я, например, выйти из салона не мог. Я был в городской нормальной одежде. И прыгнуть из салона на сухое, что в восьми метрах от машины, я тоже не мог. Потому что это тройной прыжок. В тройном прыжке я блистателен - все меня знают - но совершить его с крыши машины, с переворотом, не удалось. Оказалось проблематичным вылезти туда через узкий люк.
Впрочем, сомневаюсь, что и на пониженной эта машина вылезла бы из распутицы. Она сама себя зарыла. Зарыла себя назад, потому что она так развешена. Не помогла и шипованная резина. Словом, что мы ни делали - все насмарку.
ЗА КОЗЛА ОТВЕТИТЕ
И нам пришлось вызывать сперва "Ниву", а потом и трактор. И вот здесь я хочу сказать пару слов о тракторе. Издалека казалось, что к нам приближается бесподобный Caterpillar. Боже, какой дизайн, какая красота, какая мощь - настоящий американский боевой слон. Я не сомневался в том, что это Caterpillar, до того момента, пока не прочитал, что это чудо построил самый что ни на есть наш Челябинский тракторный завод. Вот это машина, к которой не подкопаться. Там, в этом тракторе, все настолько хорошо, современно, комфортно, что диву даешься. Каждый крючочек к петельке подлажен идеально. И сразу мы все невольно сравнили этот трактор и Patriot. Казалось бы, две российские машины, а какая пропасть между ними! Одна сделана "patriotami", а другая - просто талантливыми людьми. Он выхватил "патриота" из грязи, как пушинку, и вытащил его с грязной обочины. Где на самом деле обитать бы ему вечно.
И мне захотелось сказать руководителям УАЗа, хотя они вряд ли прочитают эту статью: "Бросьте заниматься ерундой. Либо вы делаете машину лучше, чем Audi Q7, - российскую машину, за которую люди будут готовы выложить 100 тысяч, либо вообще оставьте эти адские затеи и верните нам нашего "козла", которого мы любили и уважали столько лет".
© Автопилот
Май 2007