UAZ Hunter с нормальной коробкой передач долго был несбыточной мечтой. Считалось, что качественная КПП - именно то, чего ему не хватает. И вот свершилось: в продажу поступили Hunter с КПП Dymos, и мы взяли на тест сразу две машины - с обновленным дизельным ЗМЗ-514 и хорошо известным инжекторным ЗМЗ-409.
До недавнего времени на классические «УАЗы» ставились коробки передач трех типов, включая пресловутую арзамасскую. И все бы ничего, да их надежность, выносливость и избирательность никуда не годились. Пущенный в серию УАЗ-3163 Patriot комплектовали трансмиссией, состоящей из коробки передач корейской фирмы Dymos и ульяновской косозубой раздаткой. Заводчане поговаривали, что такую трансмиссию, вполне возможно, будут ставить и на Hunter вместо надоевшей отказами и нечеткой работой арзамасской. И вот новость, да не одна. Коробку Dymos в самом деле устанавливают на УАЗ-315149, стыкуют ее с модернизированным дизелем ЗМЗ-514.10. Кроме того, появилась еще одна трансмиссия, выпускаемая заводом «Автодеталь-Сервис». Словом, с появлением новых списков комплектации у дилеров такое разнообразие «УАЗов», что глаза разбегаются. Некоторые снимаются с конвейера, но еще не все проданы, иные только поступили, а те идут, но пока мелкими партиями... Тут тебе и разлапистые «Барсы» на широких 1600-миллиметровых мостах, и старичок «31514» с редукторными «военными» балками и пуленепробиваемым 421-м мотором. А вот уже блестят «авантюрином» Hunter новой серии с коробками Dymos, а рядом такие же, но зеленые и с «арзамасом». Мы взяли два самых новых и красивых, оба с корейской трансмиссией, но один с дизелем, а второй с бензиновым двигателем, скорее как автомобиль поддержки. Не то чтобы нас совсем уж не интересовал вариант с сочетанием ЗМЗ-409/Dymos, просто таким агрегатом комплектуется и Patriot, обкатанный нами вдоль и поперек.
ВОРЧУН И ОБЖОРА
Не станем описывать автомобили, которые знают все. Сразу перейдем к ходовым испытаниям и нашим замечаниям. Кстати, несмотря на то что «УАЗ» - это более чем обычный автомобиль для любого уголка нашей родины и ближайшего зарубежья, интерес к Hunter просто какой-то патологический. А узнав, что под капотом дизель, а под полом Dymos, люди просто не отходят и нас не отпускают. Все им интересно: и как разгоняется, и сколько «лошадей», и сколько горючего потребляет, а на бездорожье как, а в сравнении с бензиновым... В беседе вспоминались наша зима и солярка, примерно в одинаковых выражениях, потом без всякого перехода задавался вопрос о стоимости. После объявления суммы вопрошавшие надолго уходили в себя, решая вечный вопрос: это много или мало? Действительно, 298 тысяч рублей за дизель и 270 за бензин - это много? И можно было бы сказать, будь у «УАЗа» хоть какой-нибудь да конкурент. Подержанный Cherokee? Не смешите меня, а почитайте рубрику Second hand... Словом, UAZ непобедим! К сожалению, это отражается на ценах. Пять лет назад прайс начинался с 3200 долларов за тентованный «31512», нынче он стоит 7600 и его не найти. Вот Hunter за десятку - пожалуйста.
Впрочем, мы отвлеклись. Красивой вороной парой выезжаем из ворот дилера и сразу попадаем в городскую толчею, а чуть позже в пробку. Вот где налицо все преимущества тяговитого дизеля и четко работающей коробки! К тому же видно, что первая передача очень короткая, а вторая позволяет разогнаться почти до 80 км/ч. А в случае необходимости можно бросить педаль газа и тащиться на холостых даже на подъем. Кстати, у дизельного варианта передаточное число главной пары чуть больше, чем у бензинового. Оно составляет 4.625. Вернее было бы сказать, что это у машин с 409-м мотором главная пара длиннее, поскольку 4.625 ставятся на «УАЗы» чуть ли не с восьмидесятых годов, а 4.11 - с момента появления впрысковых моторов с целью экономии топлива. Конечно, разгоняется бензиновый Hunter намного динамичнее, но сочетание мотор/трансмиссия у него далеко от идеального. Скажем, при 40 км/ч звук из-под капота вроде бы сигнализирует о необходимости перейти на третью передачу, ан нет, рано - надо дожимать до 50 км/и уже тогда, под громкий рев, переключаться. В противном случае автомобиль продолжает разгон крайне неохотно. Словом, в данном случае с дизелем иметь дело куда приятнее.
После пробки мы выскочили на оперативный простор Новорижского шоссе. Поскольку на одометрах наших автомобилей были однозначные числа пробега и до полной обкатки им еще далеко, гнать не стали. Тем не менее 100-110 км/ч оба держат совершенно непринужденно. Шумновато - да, гуляет по полосе - есть такое, но двигатель не напрягается, тормозов хватает, и к рулевому привыкнуть можно.
ТЯНЕМ-ПОТЯНЕМ
Что может, а что нет «УАЗ» на бездорожье, знают, наверное, все. Нам было интересно проверить, насколько лучше чувствует себя автомобиль с тяговитым на низах дизелем в сравнении с бензиновым вариантом. Особенно если учитывать разницу в передаточных числах главных пар. Для этого мы взбирались на самые крутые подъемы и спускались с самых высоких склонов, тормозя двигателем. Разница ощутима только при спуске. Там где «бензинка» скатывается на первой, дизелю нужна вторая, иначе колеса тормозятся больше необходимого. На подъеме различия невелики. На холостых Hunter с 514-м мотором мог подняться выше, чем с 409-м, но небольшая подгазовка выравнивала их шансы. При этом бензиновый двигатель позволял тронуться немного мягче, что полезно на слабом покрытии. Зато дизель мог поддерживать ровную тягу, невзирая на бугры и рытвины, сохраняя безопасную скорость. Бензиновый при этом иногда требовал «добавки» педалью газа, в противном случае пытался заглохнуть.
Ну и, наконец, еще один важный момент - расход топлива. По заводским данным «УАЗ» с ЗМЗ-409 в среднем потребляет 13.2 литра на 100 км, а дизельный - 10.1. У нас вышло, что в смешанном режиме «ворчун» выпил солярки на 300 рублей (17.1 литра) за тот же пробег в 140 км, на который у «обжоры» ушло почти 500 рублей (28.5 литра). Иначе 12.2 и 19 литров на 100 км, соответственно. Почувствуйте разницу!
РУССКИЙ РЭП
Дизель на «УАЗе» - это хорошо. Отечественный дизель - хорошо вдвойне. Он дешевле, запчасти и комплектующие доступнее, сервис наладить проще. Это в идеале. Посмотрим, как разовьется дело у нас. Пока же и у дилеров есть сложности с гарантийным обслуживанием, и у владельцев с запчастями. Скажем, внезапно и без всякой видимой причины распахнувшаяся пятая дверь сломала ограничитель. Естественно, неплотно закрыли, но не важно... Важно то, что, объехав несколько крупных магазинов и обзвонив несколько мелких, мы так и не нашли ограничителю замену. Мелочь, а неприятно. К счастью, сложности не касаются непосредственно двигателей и коробок, объектов нашего знакомства. Кое-кто из самых нетерпеливых покупателей накатал на серийных ЗМЗ-514 уже по нескольку тысяч километров и, кроме как на клапан рециркуляции, ни на что не грешат. Завод ставит на новые дизели усиленную головку блока, усиленный блок и более толстую, трехслойную прокладку головки, прежний вариант которой на опытных сериях страдал прогарами. После 10-15 тысяч пробега расход сохраняется в пределах 9-10 литров на 100 км спокойной езды, вот только зимой хотелось бы, чтоб было потеплее. Мы же, кстати, с радостью констатируем, что былых проблем с перегревом на Hunter с ЗМЗ-409 нет в помине. За полдня барахтанья на первой-второй пониженной температура лишь пару раз переползла отметку 90 градусов. А дизельный так и вовсе оставался холоден и спокоен, как Штирлиц, пока я внутри обливался потом... Без люка в «уазике» летом плохо! Совсем плохо!
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Купить Hunter или нет? Он, конечно, мне очень нравится. Прямой и честный автомобиль, большой и железный, бескомпромиссный. С дизелем хорош, с дизелем и нормальной коробкой - просто супер. Теперь бы еще раздаточную коробку поменять, а то она хоть и косозубая, да, видно, зубья уж слишком косые - шумят. Но все равно хочется! Только ведь купить будет мало. Колеса поменять, бамперы выкинуть, шноркель поставить, блокировки, бак из нержавейки. Стоит купить такую машину, и она сама потащит тебя на бездорожье. Выбирая «УАЗ», нужно быть абсолютно твердо уверенным в том, что делаешь и почему. Если сомневаешься, лучше не бери. Ну разве только как пятый в семье…
© Журнал 4х4
Сентябрь 2006