Представив в Париже седан Volvo S60, компания нанесла последний штрих на полотно, над которым усердно работала последние годы. Тотальная ревизия существующей модельной гаммы завершена. Некогда распространенное суждение: безопасность автомобилей Volvo - это непременно коробчатые формы и овечья послушность - окончательно перестало быть верным. Конечно, у новой машины найдутся критики, как же без них, но и они не смогут отрицать, что перемены произошли радикальные.
Вспоминаются семидесятые. Среди редких иномарок (в частных руках их практически не было) на московских улицах в основном - автомобили Mercedes и Volvo. Чем руководствовались "служители" тогдашних "слуг народа", выбирая для них машины?
Mercedes - понятно, насмотрелись зарубежных фильмов: престиж, эксклюзивность, статус... А Volvo тут при чем? Скромные "квадратные" авто двухсотой серии вроде не должны были побуждать к трате народных средств. Неужели уже в те времена "служители" что-то слышали о безопасности моделей Volvo?
Надо думать, слышали. Уже тогда компания имела имидж производителя семейных автомобилей, консервативных внешне, надежных и выносливых. Отсюда и их специфические повадки - как у спокойных людей, которые никуда не торопятся.
Надо сказать, что периодически эта идиллия нарушалась. Среди возмутителей спокойствия было, например, купе Volvo Р1800, позднее - С70, но это были исключения из правила. Появление седана S60 может сделать подобные исключения новым правилом...
В нашем распоряжении - Volvo S60 T5. Автомобиль выдержан в новом фирменном стиле компании, впервые воплощенном в большом седане S80, а затем в универсале V70. Да и построен S60 на той же "большой платформе", что и S80 и V70 - те же подвески на подрамниках (передняя - MacPherson с жестким треугольным рычагом, задняя - независимая многорычажная), те же рулевые механизмы... Колесная база стала чуть меньше.
Тон во внешности задает покатое заднее стекло и окна задних дверей, почти симметричные передним относительно средней стойки. В профиль - почти купе. "Рояльные" задние фонари на молодежном S60 гораздо уместнее, чем на более консервативном S80. Изящно выглядят мелкоспицевые легкосплавные семнадцатидюймовые колесные диски, встроенные в передний бампер противотуманки и узкие щели воздухозаборников. Сразу и не скажешь, что это Volvo.
Зато в салоне "фирменная принадлежность" чувствуется сразу. Сочетание рубленых линий и заостренных граней отличало все автомобили марки, а новый стиль взял этот мотив на вооружение, основательно переработав его в духе времени.
В салоне просторно и светло. На широкой центральной консоли кнопок столько, что и считать не хочется. Впрочем, органы управления звуком и климатом достаточно крупные и расположены удобно.
У основания консоли находится самый видный элемент интерьера - узел рычага переключения передач. Нечто космическое, визуально вполне отвечающее придуманному для него названию "spaceball", "космический шар" то бишь. Обтянутый кожей оголовник венчает голый рычаг, изящно торчащий из полусферы (никаких тебе кожаных "перчаток"), алюминиевая облицовка узла. Сплошной Hi-Tech...
При постукивании по этой внеземной красоте выяснилось, однако, что никакой это не алюминий, а всего лишь алюминизированная пластмасса. Искренне жаль. Понятно, что настоящий алюминий обошелся бы дороже пластика - ну пусть на $100. С точки зрения производителя этот "жалкий стольник", помноженный, скажем, на 100 тыс. автомобилей, превращается во внушительные $10 млн в год. Но разве откажется тот, кто выкладывает за машину тридцать-сорок тысяч долларов, доплатить сотню-полторы за "настоящую вещь"?
В подъеме консоли спрятаны подстаканники и телефонная трубка, кнопки управления которой расположились на консоли. Вставляй SIM-карту и говори, сколько хочешь.
Обитое кожей сиденье с хорошей боковой поддержкой регулируется с помощью электропривода (есть память на три положения). Диапазон регулировки внушительный, особенно в продольном направлении, что безусловно будет приветствоваться рослыми водителями.
Поясничная опора регулируется вручную рычажком на боковине спинки, рулевая колонка имеет две (тоже механические) регулировки - по длине и углу наклона. Всего этого вполне хватает, чтобы настроить рабочее место водителя под любой рост. Сиденье вначале кажется жестковатым, но только вначале.
Сидеть за рулем очень удобно, органы управления легко доступны, руль с кожаным ободом приятно лежит в руках. На его ступицу вынесены кнопки, отвечающие за яркость свечения комбинации приборов и частично - за "музыку" и мобильную связь.
К педалям замечаний нет, усилия - в привычных рамках. Если бы весь узел располагался чуть левее, было бы лучше.
Обзорность с места водителя нормальная, передние стойки почти не мешают, а подголовники заднего сиденья можно сложить, нажав кнопку на центральной консоли.
Поначалу мне представлялось, что покатость крыши нанесла ущерб "жилому объему" для задних пассажиров, но места для их голов оказалось вполне достаточно. С коленями ситуация хуже. Для сидящих сзади установлены индивидуальные осветительные приборы в потолке, выдвигаемый средний подлокотник может трансформироваться в детское сиденье, способное выдержать вес до 36 кг. Багажник кажется огромным - словно глубокая пещера (эффект усиливается покатым задним стеклом и небольшими размерами входа).
Подкапотное пространство по организации напоминает моторный отсек V70. Пятицилиндровый двигатель установлен поперечно и имеет характерный пластиковый рукав системы охлаждения, продольно проходящий над ним. Мотор версии Т5 рабочим объемом 2319 см куб. снабжен турбонаддувом, что позволяет снимать с него 250 л.с. (5200 об./мин.), крутящий момент в 330 Нм держится в диапазоне от 2500 до 5200 об./мин.
Кроме того, Volvo S60 может комплектоваться двигателем объемом 2435 см куб., который развивает мощность 170 или 200 л.с. в атмосферном и наддувном вариантах соответственно.
Коробка механическая пятиступенчатая, хотя можно заказать автомобиль и с пятиступенчатым "автоматом" Geartronic, знакомым нам по V70 XC. Привод, естественно, передний.
Мощные на вид колесные тормозные механизмы позволяют надеяться на соответствующее замедление. Шасси "набито" электроникой под завязку. Кроме традиционного для Volvo усиленного кузова с зонами деформации, безопасность S60 обеспечивают всевозможные подушки, включая надувную "занавеску".
Осталось понять, как этот красавец ездит. Педаль сцепления информативна, величина хода - в привычном диапазоне для автомобилей такого класса и назначения. Поехали...
Передачи четко и легко переключаются, перемещения рычага в "облицовке" со стороны выглядят эффектно (водитель обычно на него не смотрит). Автомобиль достаточно активно набирает скорость, после трех с половиной тысяч оборотов у двигателя открывается второе дыхание, и разгон становится еще более интенсивным. В звуке мотора появляются приятные рокочущие нотки. На высоких оборотах двигателю работается лучше, во всяком случае, автомобиль дает знать об этом, демонстрируя хорошую приемистость на большой скорости.
Вместе с тем выяснилось, что привод коробки передач при быстрых переключениях начинает "мазать", что можно списать на наследственность - предки S60 были степенным семейным транспортом. Стоит также отметить парадоксальное сочетание отчетливой турбоямы с хорошей эластичностью, почти всегда позволяющей ехать на четвертой и пятой передачах.
На Volvo S60 Т5 есть вероятность стать жертвой великолепной шумоизоляции моторного отсека и салона. Двигатель все более "заметен" с ростом оборотов, но пока они невысоки, можно долго ехать на пониженных передачах, и только взгляд на тахометр заставляет опомниться.
Автомобиль, как и положено моделям Volvo, идет достаточно плавно, но увеличенная жесткость подвески дает о себе знать. С одной стороны, меньше раскачка и крены, хороши управляемость и боковая устойчивость в поворотах. С другой - подвеска и низкопрофильная резина пропускают на кузов стуки и небольшие удары от мелких неровностей в дорожном полотне. Размерность колес и шин S60 не слишком подходит для наших дорог, мы бы порекомендовали резину "повыше".
Автомобиль отлично "стоит" на дороге. В сочетании с мощным двигателем, который надо соответственно "подготовить", раскрутив до рабочих оборотов, это позволяет уверенно чувствовать себя и на пустой трассе, и в транспортном потоке, где при необходимости можно и "похулиганить" по всей ширине проезжей части. Тут Volvo S60 ведет себя не как семейный экипаж, а как заправский "спортсмен", вполне соответствуя своей внешности.
Тормозная динамика также оказалась на высоте, замедление мощное и уверенное, и чтобы заработала АБС, надо очень сильно постараться.
В повороте автомобиль устойчиво держит траекторию, демонстрируя типичные для переднеприводных автомобилей повадки. Но на высокой скорости начинает происходить нечто непонятное. При входе в поворот машина вначале "упрямится", затем передок начинает плавно сносить наружу (все нормально, недостаточная поворачиваемость налицо), но вдруг задние колеса словно доворачиваются и начинают обгонять передние - как будто автомобиль стал заднеприводным...
Драматического развития ситуация, как ни странно, не имеет (если не предпринимать никаких судорожных действий). Уже к середине поворота машина самостоятельно стабилизируется и успешно из него выходит. Как так получается?
Здесь стоит вспомнить, что Volvo S60 имеет два варианта настройки подвесок - Dynamic и Sport, которые отличаются характеристиками стабилизаторов и амортизаторов. Вариант Dynamic - помягче (его вполне можно было бы переименовать в Comfort, но это не соответствовало бы имиджу машины), Sport - пожестче, поспортивнее.
Кроме того, электронные системы, которыми оснащается шасси, тоже разные: самая простая Tracks (обычная АПС), STC (АПС с несколько расширенными функциями) и самая сложная DSTC (полноценная система поддержания курсовой устойчивости).
У нас на тесте был автомобиль, оснащенный подвеской Sport ("стандарт" для машин с двигателем T5) и системой DSTC (опция). Если соотнести это оснащение с поведением машины в скоростном повороте, напрашивается следующее объяснение. Возникающее у задних колес "желание" обогнать передние - расплата за повышенную жесткость подвески Sport, которая уменьшает недостаточную поворачиваемость автомобиля (или, что то же самое, увеличивает избыточную). А за дальнейшее самостоятельное выравнивание машины и благополучный выход из поворота надо благодарить систему динамической стабилизации...
Наше общение с новым Volvo S60 Т5, к сожалению, было недолгим. Автомобиль оказался очень добротным и солидным, как и все машины Volvo, но в нем появились черты, ранее у них не встречавшиеся. И пусть яркая внешность и динамичное поведение S60 кому-то покажутся не соответствующими "вольвовским" канонам, мы - другого мнения. Кстати, некоторые кивают на Ford, мол, это - заокеанское влияние. Да ничего подобного! Несмотря на покупку Volvo компанией Ford, руку к S60 американцы приложить не успели - машина была готова задолго до их прихода. Так что Volvo S60 пока еще - чисто шведский автомобиль. И с соперниками (Mercedes C-класса, BMW 3-й серии и Audi A4) он сможет потягаться. В том числе - ценой.
© Журнал «МОТОР»
Декабрь 2000