В декабре прошлого года на мотор-шоу в Болонье компания Volvo представила универсал V50, созданный на базе седана S40. И тогда же шведы пообещали, что осенью 2004 года он появится на российском рынке. Но обещание не сдержали - универсал V50 пойдет в продажу в России уже с мая. То есть как минимум на три месяца, а может, и на полгода раньше, чем планировали. Ну и хорошо. Рано не поздно.
Вообще это достаточно логично - запускать на рынок модель с универсальным кузовом именно в преддверии лета. Можно сорвать хороший куш. Народ пробуждается от зимней спячки и начинает шевелиться, близятся отпуска, каникулы, пикники на природе, дача - в общем, все то, что требует мобильности, совмещенной с грузовместимостью. И тут нате вам - универсал новой модели. Аккурат к сезону. Умно. Четкое позиционирование по времени.
Ну, а по контингенту пользователей V5 позиционирован еще на стадии разработки, и не менее четко. Семьи, в которых родителям от тридцати до сорока, детишкам - соответственно, плюс возможны собака и теща со своей помидорной рассадой. Забота шведов о семейных ценностях общеизвестна - и Volvo традиционно в этом сильна. Однако не следует считать V50 эдаким унылым фэмили-вагоном. Нет, он заявлен как спортвагон! Потому что в современных семьях, где родителям от тридцати до сорока, а детишкам - соответственно, отнюдь не помидорная рассада есть главное. В этих семьях на первый план все больше выходят водные и горные лыжи, скейт- и сноуборды, велосипеды, акваланги, рюкзаки-палатки-спальники... А отпуск мал, а успеть хочется побольше... Динамика жизни требует динамики передвижения. Причем не в ущерб грузовместимости средства передвижения.
В общем, концепция V50 ясна: family+sport. Как это уживается "в одном флаконе"? А очень просто.
Начнем с family. При габаритах 4514/1770/1452 мм (длина/ширина/высота) и колесной базе 2640 мм универсал V50 имеет багажное отделение объемом 417 л - это при нормально установленных задних сиденьях. Для рюкзаков места хватит. Если инсталлировать специальную сетку, отгораживающую грузовой отсек от "жилого", то можно смело грузить до самого потолка - а это уже 717 л. Рюкзаки плюс, если потребуется, и рассада сверху, будь она неладна (главное, чтоб на головы не свалилась - но на то и сетка). Ну, а полный объем грузового пространства - при сложенных задних сиденьях - составляет 1307 л. Задние сиденья складываются, как водится, асимметрично, а спинка переднего пассажирского ложится вперед. Серфинговая доска, лыжи и им подобные "длинномеры" - все это умещается. А что не влезает в салон - то на крышу. Там, естественно, есть рельсы для крепления внешнего багажника.
Доступ в багажный отсек, в принципе, удобен - при поднятии задней двери распахивается "пасть" шириной 1005 мм и высотой 685 мм. Высота порога сзади - 628 мм. Погрузка/разгрузка вещей проблемы не составляет. Недостаток лишь в том, что для заброски в багажник разной мелочевки надо открывать заднюю дверь целиком. А ведь могли бы предусмотреть раздельное открывание двери и стекла... Надо сказать, никаких Америк в организации грузового пространства шведы не открыли - тут все вполне традиционно. Но все по-шведски очень добротно и достаточно удобно.
Семейный универсал должен быть максимально безопасен (как, впрочем, и любой другой автомобиль) - и здесь все в полном порядке. В наличии шесть подушек безопасности. Кузов, сам по себе очень крепкий (его жесткость, кстати, на 34% выше, чем у модельного предшественника, универсала V40), усилен различными дополнительными элементами, которые выполнены из стали четырех сортов разной жесткости. Мягкие, находясь вне "жилой капсулы", гасят удар, а жесткие, образуя вокруг нее каркас, наоборот, удар держат.
Из других "безопасных" номинаций (они стандартны, поэтому перечислять не будем) особо отметим информационную систему IDIS (Intelligent Driver Information System). Она помимо прочего делает все для того, чтобы драйвер как можно меньше отвлекался от дороги, а именно - фильтрует поступающую информацию и когда надо "отрубает" все второстепенные внешние раздражители. Например, если IDIS, ориентируясь на движения руля, положение педалей, сигналов поворота, поведение подвески, сочтет ситуацию сложной (вираж, резкое ускорение и т.п.), то она задержит прием телефонных звонков - до тех пор, пока ситуация не станет менее "ответственной".
А теперь - про sport. Много ли найдется универсалов гольф-класса, у которых мощность самых массовых моторов зашкаливает за две сотни "лошадей"? Или хотя бы переваливает за полторы сотни? Подобные мощности в гольф-классе есть, но... Но, во-первых, обычно мощные (топовые в гамме) движки не являются массовыми, во-вторых, машину с топовым движком, как правило, не ориентируют на семейное пользование, ее заряжают "на спорт" и позиционируют соответственно.
А что у V50? А у этого ориентированного на семью спорт-универсала именно верхние в моторной гамме двигатели - основные. Самые массовые. Именно на них делают рыночную ставку.
Главный из них - турбированный 5-цилиндровый мотор объемом 2,5 л, выдающий 220 л.с. мощности при 5000 об./мин. и 320 Нм крутящего момента в диапазоне 1500-4800 об./мин. (обратите внимание на его левую границу - на максимум тяги этот бензиновый двигатель выходит при таких низких оборотах, при каких не всякий дизель сподобится выйти). Динамика соответствующая: максимальная скорость V50 T5 составляет 240 км/ч, а разгон до сотни занимает всего лишь 6,9 сек. Это с "механикой". С "автоматом" чуть поспокойнее - 235 км/ч, 7,3 сек. - но тоже отнюдь не слабо. Спортивная семья будет довольна.
Другой мотор из основных - атмосферный 5-цилиндровый объемом 2,4 л. Мощность - 170 л.с. при 6000 об./мин., крутящий момент - 230 Нм при 4400 об./мин. С ним машина ходит 220 км/ч (с "автоматом" - 215 км/ч) и разгоняется до сотни за 8,3 сек. (9,0 сек.).
Ну и третий из основных - 4-цилиндровый турбодизель объемом 2,0 л. Этот выдает 136 л.с. при 4000 об./мин. и 320 Нм при 2000 об./мин. С ним разгон - 9,6 сек., максималка - 210 км/ч.
Бензиновый 220-сильный турбомотор сочетают с 6-ступенчатой "механикой" и 5-ступенчатым адаптивным "автоматом" с возможностью переключения передач вручную. Дизельный 136-сильный - только с 6-ступенчатой "механикой".
Предусмотрены и другие моторы, альтернативные - ведь не все семьи одинаково спортивны. Уже есть 5-цилиндровый 140-сильный 2,4 л, очень скоро выйдут на рынок 4-цилиндровые 1,8 л (125 л.с.), 1,6 л (100 л.с.) и турбодизель 1,6 л (110 л.с.).
Ну и самое вкусное - есть полный привод! Им оснащается самая верхняя 220-сильная версия - V50 T5 AWD. Организация полного привода типично вольвовская - в основном тянут передние колеса, но стоит им хотя бы чуть-чуть пробуксовать, как многодисковая муфта Haldex тут же перекидывает требуемую тягу на задние. Volvo T5 AWD появится на российском рынке через два-три месяца после старта переднеприводных версий.
В некоторых СМИ появились сообщения, что полноприводной трансмиссией будет оснащаться и 136-сильная 2-литровая дизельная модификация. Однако в московском представительстве Volvo нам заявили, что это не так. Полный привод с дизелем действительно планируется, но не с этим дизелем, а со 163-сильным, объемом 2,2 л, который появится в 2006 году.
В этом материале мы не будем описывать оборудование машины. По оснащению универсал V50 практически ничем не отличается от седана S40, а об этом седане мы подробно рассказывали в No.1-2, 2004 г. Отметим лишь, что для своего класса модель заряжена весьма неплохо.
В год фирма планирует продавать 74 тыс. универсалов Volvo V50. Крупнейший рынок - Германия, на нее запланировано 15 тыс. машин. Далее, по убывающей - Швеция (10 тыс.), Великобритания (8 тыс.), Италия (7 тыс.) и Голландия (5,5 тыс.). По другим рынкам столь определенных прогнозов нет - как пойдет. Не везде так любят универсалы и не везде даже самые спортивные семьи имеют соответствующие средства.
Кстати, а какие нужны средства? В России универсалы V50 будут дороже, чем седаны S40, примерно на 1050 евро. Это значит, что цены на них у нас будут начинаться где-то с 23,9 тыс. евро. А заканчиваться - где-то за тремя десятками тысяч.
© Журнал «МОТОР»
Апрель 2004