Шведы всегда работают так, словно никуда не торопятся – предпочитают всё делать наверняка, проверяя по многу раз то либо другое решение, в том числе и на публике. Вот и при создании новых моделей девяностой серии в компании Volvo Cars использовали именно такой подход.
Читатели, возможно, помнят, как в августе 2013 года автопроизводитель из Гётеборга представил публике свой сногсшибательно-красивый дизайнерский прототип Volvo Concept Coupe. Затем шведы построили ещё две экспериментальных модели – Concept XC Coupe и Concept Estate. На этих концепт-карах специалисты скандинавской компании отработали архитектуру модульной платформы SPA, предназначенную для будущих машин 90-й и 60-й серий, а также ключевые элементы новейшего фирменного стиля автомобилей Volvo.
Volvo Concept Coupe
| Volvo Concept XC Coupe
| Volvo Concept Estate
|
Характерно, что для всех опытных образцов в Volvo выбрали довольно экзотические типы кузовов – купе, трёхдверный кроссовер и трёхдверный универсал. Вероятно, это было сделано в надежде на то, что в будущем появится возможность заполнить и данные ниши. Тем не менее, основные три модели серийных автомобилей 90-й серии, а также порядок их вывода на рынок, в Volvo определяли из абсолютно прагматических, то есть коммерческих соображений. Нужно также подчеркнуть, что шведы твёрдо решили позиционировать свою продукцию как премиальную.
Volvo XC90
Роль первопроходца отвели кроссоверу Volvo XC90 – наследнику успешной модели, которая выпускалась в течение двенадцати лет. К тому же сегмент кроссоверов наиболее динамично развивается. И всё же шведы рисковали: сменив позиционирование кроссовера и подняв на него цену, компания потеряла часть прежних клиентов. Зато, как и надеялись маркетологи, приобрела новых. Модель XC90 второй генерации с первых дней продаётся весьма хорошо, причём на всех рынках, включая американский, где перед этим позиции компании заметно пошатнулись. В итоге в 2015 году Volvo приняла около 88 тысяч заказов на кроссовер XC90 при изначально запланированных 50 тысячах. Правда, точности ради, следует отметить, что дореформенный внедорожник XC60 также успешно продавался.
Так или иначе, в середине февраля этого года скандинавская компания сообщила о рекордных продажах: в 2015 году Volvo реализовала 500.127 автомобилей, впервые в своей истории перешагнув полумиллионную отметку. При этом в два с половиной раза выросла чистая прибыль производителя – с 1.6 процентов до 4-х.
Таким образом, кроссовер XC90 подтвердил три важные вещи: правильность ставки на премиальный сегмент, эффективность модульной платформы SPA и привлекательность нового дизайна Volvo. Поэтому, когда наступила очередь выхода на публику седана S90 и универсала V90, шведы почти не волновались, поскольку уже были уверены в правильности выбранных решений. .
Седан Volvo S90. Универсал V90 с этого ракурса выглядит так же
Как вы, наверное, уже поняли, и седан Volvo S90, и универсал Volvo V90 построены на модульной архитектуре платформы SPA (Scalable Product Architecture), в основе которой – поперечное расположение двигателя и передний привод как базовый. Передняя подвеска у этих автомобилей – на двойных поперечных рычагах, задняя – многорычажная. В качестве упругих элементов в передней подвеске используются пружины, а в задней – поперечная рессора, изготовленная из композитного материала. Кроме того, в виде опции, для задней оси предлагаются пневматические упругие элементы. Увы, но спереди для пневматики не хватило места. Амортизаторы – адаптивные, с электронным управлением.
Структура использования различных сортов стали и алюминия в несущем кузове седана S90
| Структура использования различных сортов стали и алюминия в несущем кузове универсала V90
|
Передний привод, как для седана S90, так и для универсала V90 предлагается лишь для младших версий – на одной дизельной, и одной бензиновой, остальные машины имеют полноприводное исполнение. Все модификации у S90 и V90 повторяются, а характеристики соответствующих четырёх и пятидверных автомобилей отличаются весьма незначительно: из-за большей на 25 кг массы и худшей аэродинамики универсалы разгоняются от нуля до сотни на две-три десятых секунды медленнее и расходуют чуть больше топлива. Поэтому, как мне кажется, достаточно будет ограничиться рассказом о модификациях седана Volvo S90, не повторяя практически то же самое о его пятидверном собрате.
Передняя подвеска Volvo XC90. У Volvo S90 и V90 схема подвески аналогичная
| Задняя подвеска Volvo XC90. У Volvo S90 и V90 схема подвески аналогичная
|
Как и у кроссовера Volvo XC90 между различными версиями описываемых новинок из Гётеборга достигнута высокая степень унификации. Это утверждение касается, в частности, силовых агрегатов, а также гибридной силовой установки.
Так в основе всей линейки двигателей седана S90 и универсала V90 лежит один и тот же четырёхцилиндровый блок. Поэтому рабочий объём у всех моторов одинаковый – 1969 куб. см. Как для модели S90, так и для Volvo V90 производитель предлагает два дизельных и два бензиновых ДВС, а также гибридную силовую установку, основу которой составляет более мощный из бензиновых моторов. В четырёх из пяти силовых агрегатов применяется восьмиступенчатая автоматическая коробка передач AW TG-81SC, а в составе гибридной силовой установки – её модификация AW TG-81SD.
Седан Volvo S90
Наиболее скромной по мощности и самой медленной модификацией седана Volvo S90 является версия D4. Этот автомобиль комплектуется дизельным двигателем с двойным турбонаддувом, который развивает мощность 190 л.с. при 4250 об/мин и крутящий момент 400 Нм в интервале от 1750 до 2500 об/мин. Как я отмечал выше, на модели Volvo S90 D4 используется переднеприводная трансмиссия. Максимальная скорость у данного седана достигает 230 км/ч, а время разгона от 0 до 100 км/ч составляет 8.2 секунды. Потребление топлива при комбинированном цикле равно 4.4 л/100 км, а выбросы CO2 – 116 г/км.
Немного выше в модельной линейке расположен полноприводный седан Volvo S90 D5 AWD. Его дизельный двигатель отличается от предыдущего турбинами с изменяемой геометрией, а также наличием системы PowerPulse. PowerPulse – уникальная технология в современном автомобилестроении. Она представляет собой систему усиления наддува, состоящую из баллона высокого давления, электрического компрессора, трубопроводов и клапана, соединяющих баллон с выпускным коллектором мотора в зоне расположения турбокомпрессора. Работает PowerPulse следующим образом: сжатый воздух, который накапливается в баллоне при помощи электрического компрессора, при резком нажатии на педаль газа направляется на турбину и раскручивает вал турбокомпрессора, за счёт чего повышается давление во впускном тракте двигателя. Описанная система используется для уменьшения турбо-задержки.
|
|
Система усиления наддува PowerPulse на дизельном двигателе D5 |
Дизель D5 развивает мощность 235 л.с. при 4000 об/мин и крутящий момент 480 Нм в диапазоне от 1750 до 2250 об/мин. В полноприводной трансмиссии автомобиля S90 D5 AWD используется муфта Haldex. До 100 км/ч он разгоняется ровно за семь секунд, а его скорость достигает 240 км/ч. Расход топлива составляет 4.8 л на 100 км, выбросы CO2 – 127 г/км.
Самая простая бензиновая модель Volvo S90 T5 – тоже переднеприводная. На такой автомобиль устанавливается двигатель T5, оснащённый турбонаддувом, который развивает мощность 254 л.с. при 5500 об/мин и крутящий момент 350 Нм в интервале от 1500 до 4800 об/мин. Динамика у S90 T5 – лучше, чем у обеих дизельных модификаций (6.8 секунд от 0 до 100 км/ч), а максимальная скорость равна 230 км/ч. Расход топлива довольно скромный – 6.5 л/100 км при уровне выбросов CO2 149 г/км.
Седан Volvo S90
Седан Volvo S90 T6 AWD интересен тем, что является одним из наиболее быстрых в линейке. Его максималка составляет 250 км/ч, а время разгона до сотни – 5.9 секунды. Всё это благодаря двигателю T6. В принципе, он похож на T5, однако отличается тем, что кроме турбонаддува имеет ещё и механический нагнетатель. Мощность у такого мотора достигает 320 л.с. при 5700 об/мин, а крутящий момент – 400 Нм в диапазоне 2200 – 5400 об/мин. При этом расход топлива также можно назвать относительно небольшим – 7.2 л/100 км, при уровне выбросов CO2 165 г/км.
Седан Volvo S90 T8 Twin Engine AWD с гибридной силовой установкой
И, тем не менее, ещё динамичнее гибридная модификация S90 T8 Twin Engine AWD. Такой седан набирает 100 км/ч чуть более чем за пять секунд – за 5.2 секунды, если быть точным. Расход топлива и выбросы CO2 можно назвать смешными – 1.9 л/100 км и 44 г/км. Понятно, что подобных показателей можно достичь, только проехав практически половину из 100 км дистанции на электрической тяге. Впрочем, КПД у ДВС тоже постепенно растёт…
Схема силового привода гибридного кроссовера Volvo XC90. У моделей S90 T8 Twin Engine AWD и V90 T8 Twin Engine AWD схемы силового привода аналогичные
Основу силовой установки версии T8 AWD составляет тот же бензиновый двигатель, который устанавливается и на седан S90 T6 AWD, с абсолютно идентичными параметрами. Он приводит в действие передние колёса, а также, в случае необходимости, подзаряжает аккумуляторную батарею. Помимо этого батарею можно заряжать от розетки. Бензиновому двигателю помогает электрический, развивающий мощность 117 л.с. и крутящий момент 240 Нм. Суммарный крутящий момент гибридной установки складывается из характеристик двух двигателей и составляет 640 Нм, а вот общая мощность СУ ограничена величиной 407 л.с.
Аккумуляторная батарея ёмкостью 9.2 кВтч является одной из самых важных частей модели T8 Twin Engine AWD. Она обеспечивает пробег около 50 км на чистой электрической тяге, то есть в режиме Pure. Кроме того, программное обеспечение автомобилей Volvo S90 T8 Twin Engine AWD и V90 T8 Twin Engine AWD предусматривает ещё два алгоритма работы – Hybrid и Power. Расположена батарея в нижней средней части кузова автомобиля, вдоль его продольной оси. Подобное размещение выгодно с точки зрения распределения масс, а также требований безопасности. Однако оно порождает высокий и массивный центральный туннель в салоне автомобиля, который, кстати, сохраняется в негибридных исполнениях седана и универсала 90-й серии.
Салон седана Volvo S90
По большому счёту, дизайн интерьеров у седана S90 и универсала V90 практически одинаковый (за исключением багажной части) и в целом напоминает таковой у кроссовера XC90. Но всё же салоны седана и универсала по высоте меньше, чем у внедорожника, что подразумевает более низкую посадку водителя и пассажиров, а также другую компоновку интерьера.
|
|
Интерьер универсала Volvo V90 |
Имеются и отличия в деталях. Речь идёт о новых диффузорах системы вентиляции с вертикальными переборками, которые находятся по обе стороны от дисплея Sensus, а также об алюминиевой планке, протянувшейся под торпедо. Кстати, этот дисплей, напоминающий iPad, служил отправной точкой при разработке дизайна. Остальной интерьер строился вокруг него.
Тем не менее, экран мультимедийной системы не доминирует в салоне Volvo S90 и V90, а аккуратно вписан в него. В итоге центральная консоль выглядит сбалансированной и соразмерной. Впрочем, ровно то же самое можно сказать и про интерьер шведских новинок в целом. При этом в салонах нет пластика – здесь используются высококачественная кожа, редкие, северные, породы дерева, а также стекло. Позаботились шведы и об эргономике – функциональность и удобство в использовании всегда были слагаемыми скандинавского дизайна. В этот же раз скандинавский стиль был возведён на совершенно новый уровень качества.
Интерьер седана S90 и универсала V90
В этом месте, как мне кажется, нужно сделать важную оговорку: не смотря на то, что в настоящее время в компании Volvo трудится интернациональная команда (такой ранее не было никогда), понятия «скандинавский стиль» и «скандинавский дизайн» буквально для всех разработчиков не просто остаются актуальными, но и являются прямым руководством к действию.
Универсал Volvo V90. Шведский стиль как руководство к действию
Стоит ли удивляться тому, что снаружи седан Volvo S90 и универсал Volvo V90 ещё более шведские, чем внутри?
Чистые линии, выверенные поверхности и фантастически изящная «стойка» сразу же привлекают внимание, плюс подчёркивают высокий статус автомобилей. А боковины кузова, которые остались гладкими, указывают, по мнению дизайнеров Volvo Cars, на скандинавское происхождение их новинок.
Объём багажника универсала Volvo V90 равен 1526 л со сложенным задним диваном (включая нишу под полом)
Невероятно хороши и отдельные детали – особенно те, которые являются основными элементами нового фирменного стиля автомобилей шведского бренда. К таковым относятся вогнутая решётка радиатора с вертикальными полосками, видоизменённая эмблема Volvo, которую теперь в компании называют не иначе как «Знак металла», и, разумеется, фары с T-образными светодиодными элементами, кажется, уже запомнившиеся как «Молот Тора». В этот список, наверное, можно внести final cut – грани третьего по счёту бокового окошка седана, так как данная деталь выглядит, на мой взгляд, не хуже, чем изгиб Хоффмайстера у BMW.
С другой стороны, не менее красивы задние фонари Volvo S90, да и вся задняя часть кузова этого седана, которая без изменений перекочевала на него с концептуального купе – тут много линий и изломов, но смотрятся они весьма стильно. Впрочем, корма универсала V90 также выглядит очень хорошо. Я долго не мог для себя решить, какой из автомобилей мне нравится больше, но всё же остановил свой выбор на четырёхдверной модели, которая просто безупречна.
Седан Volvo S90
| Универсал Volvo V90
|
Не зря же именно седан получил титул «Лучший дизайн серийного автомобиля 2015 года» - причём не от журналистов, а от коллег по дизайнерскому цеху. Состав жюри включал в себя восемнадцать специалистов из таких компаний как Bentley, Daimler, McLaren, Ferrari. Формулировка, которая сопроводила награду, прозвучала примерно так: «За превосходные пропорции, прекрасный выбор материалов плюс неподвластный времени дизайн».
Ключевым здесь является, пожалуй, слово «пропорции». Дело в том, что архитектура SPA позволяет создавать переднеприводные автомобили с пропорциями заднеприводных – то есть с длинным капотом, коротким передним свесом и внушительной колёсной базой. По сравнению с предыдущим шведским седаном, S80, у Volvo S90 дизайнеры смогли сдвинуть переднюю ось на 150 мм вперёд, а лобовое стекло, напротив – на 100 мм назад. И сделали они это в основном по эстетическим соображениям. В итоге то, что называется dash to axle, или расстояние между передней осью и панелью приборов в салоне, у новых автомобилей получилось самое что ни на есть классическое. Длинный капот дизайнер по экстерьеру Максимилиан Миссони так и называет «пропуском в премиальный сегмент». Кстати, я до сих пор помню, как увидев в 2013 -м Volvo Concept Coupe, долго не хотел мириться с тем, что передо мною в основе своей переднеприводный автомобиль.
Ведь в этом, по моему мнению, есть некий обман: какой прок от того, что автомобиль выглядит «как BMW», если он едет «как Volvo». Однако д-р Петер Мертенс, старший вице-президент по исследованиям и разработкам компании Volvo Cars, ничего страшного в этом не видит. Он утверждает, что покупатели в этом сегменте отнюдь не хотят иметь гоночный автомобиль, а стремятся к предсказуемости и комфорту. Архитектура SPA эти качества обеспечивает. Кроме того, по мнению Петера, она позволила получить автомобили, которые сбалансированы и управляются намного лучше, чем любой автомобиль шведской марки, выпускаемый прежде.
Volvo остаётся самим собой, хотя бренд и переходит в премиальный сегмент, а также поднимается на новый уровень эффективности. В последнем случае речь идёт не только о соотношении расхода топлива и мощности, но и новых электронных технологиях, которые призваны обеспечить требуемый уровень комфорта и безопасности.
И седан Volvo S90, и универсал V90 оснащаются таким современным оборудованием как четырёхзонный климат-контроль, камера кругового обзора и автоматический парковщик, а также большим количеством систем безопасности. Новинками в данной области являются технология полуавтономного управления Pilot Assist, разработанная инженерами шведской компании, и функция обнаружения крупных животных, добавленная в систему City Safety. А уже в следующем году на S90 и V90 появятся так называемые цифровые ключи, которые их владельцы смогут пересылать своим родственникам, друзьям либо коллегам на мобильные телефоны. В итоге упростится совместное использование шведских автомобилей. И в том же 2017 году сто жителей Гётеборга получат автомобили с автономным управлением для ежедневного использования. Аналогичный эксперимент шведы проведут в Китае. Всё это указывает на то, что в Гётеборге не только умеют разрабатывать и выпускать безопасные и красивые автомобили, но и находятся на самых передовых рубежах технического прогресса. Наиболее яркие и свежие тому подтверждения – премиальные седан и универсал Volvo S90 и V90.