Изрядно поколесив по разнообразным шведским дорогам, мы убедились в том, что новый Volvo Cross Country вобрал в себя лучшие черты современных солидных универсалов и внедорожников. Автомобиль готов к труду в суровых условиях и к обороне от связанных с этим проблем.
Первый Volvo Cross Country представили публике в 1997 году. Тогдашней новинке сопутствовал большой успех. При разработке Cross Country 2000 были сохранены все достоинства предшественника, но многочисленные доработки конструкции, применение свежих оригинальных решений позволяют считать нынешнюю версию абсолютно новым автомобилем.
Двигатель, а это, как и прежде, 2,4-литровый агрегат с турбиной низкого давления, подвергся широкомасштабной модернизации. Практически все его подвижные части — новые. За счет укорочения поршней и удлинения шатунов значительно уменьшилась сила трения, возникающая при движении поршней. Мотор оснащен системой изменяемых фаз (CVVT), опробованной два года назад. Она руководит поворотом впускного распредвала относительно выпускного, оптимизируя сгорание топлива в различных режимах. Силовой агрегат получил также новую быстродействующую систему управления, гораздо более точно контролирующую образование рабочей смеси.
Благодаря новациям, двигатель Cross Country стал экологичнее, тяговитее, еще тише в работе и экономичнее. На 100 км пути ему нужно в среднем 11,5 л бензина, что на 0,3 л меньше, чем требовалось предшественнику. Причем это показатель машины с автоматической, как в нашем случае, коробкой передач. Автомобиль с ручной КП потребляет 10,5 л. Сравнительно же с «паркетными» внедорожниками аналогичных размеров и мощности, новый Cross Country расходует на 3-4 литра топлива меньше.
200-сильный двигатель развивает крутящий момент в 285 Нм уже при 1800 мин-1. Вот почему машина так «легка на подъем». Впрочем, в этом заслуга не только мотора, но и новой автоматической пятиступенчатой КП. «Автомат» отличается четкой сменой режимов — без малейших рывков и подергиваний. Передаточные отношения, по сравнению с предыдущей четырехступенчатой коробкой, сблизились, электронное управление стало намного точнее.
Благодаря понижению числа первой передачи, заметно улучшилась приемистость автомобиля. В нашем случае на машину установлена КП Geartronic, допускающая ручное переключение и дающая возможность тормозить двигателем.
На магистральной прямой Volvo Cross Country неколебим, словно экспресс. Правда, на скоростях выше 160 км/ч (да простят нас шведские полицейские!) его бег становится слегка студенистым. Впрочем, дестабилизация чувствуется скорее на подсознательном уровне, ведь, несмотря на незначительный прирост высоты, автомобиль сохранил низкое расположение центра тяжести, чем обеспечиваются хорошие ездовые качества и устойчивость.
Когда на смену автостраде пришла лесная грунтовка, свинцовое небо разродилось обильным дождем. Но это не смутило Cross Country, ведь мокрые, скользкие дороги — его стихия. Взмывая на холмы, цепляя правыми колесами песчаную обочину, влетая в скопившиеся в низинах лужи, автомобиль, полностью подконтрольный рулю, тщательно выписывал извилистую траекторию.
Новый Volvo оснащен системой AWD (All Wheel Drive), функционально схожей с той, что использовалась на автомобиле первого поколения.
По-прежнему на сухом асфальте на передних колесах машины концентрируется 95% тяги, которую вискомуфта при необходимости в мгновение ока перебрасывает к задним колесам — вплоть до 100%.
Систему AWD дополнили электронным устройством TRACS, действующим на все колеса. Скажем, при ослаблении сцепления правых колес с дорогой (на песке, льду) TRACS подтормаживает их, перераспределяя тягу на левые. Устройство вмешивается в управление очень деликатно и действует на скорости до 80 км/ч.
Cross Country создавался как дорожный автомобиль. И действительно, ему подчиняются даже сложные дороги, к тому же — при плохих погодных условиях. А по зубам ли универсалу бездорожье? Сворачиваем на «трассу» импровизированного триала. Участок, усеянный булыжниками 10-15 см в диаметре, Cross Country пролетает на 40 км/ч без всякого ущерба для себя. Мы тоже не испытываем дискомфорта. Лихорадит только подвеску, энергоемкости которой вполне хватает для противостояния дьявольской «мостовой».
Задняя многорыжачная подвеска Multi-link здесь почти такая же, как на других автомобилях Volvo с большой платформой (S80 и V70). Тем не менее отличия, обусловленные полным приводом и увеличенным дорожным просветом, имеются: длиннее ходы подвески, изменена форма некоторых рычагов. Кроме того, вся задняя подвеска сместилась на 10 мм назад (сравнительно с подвеской V70), чтобы большим колесам 215/65R16 не было тесно в колесных арках. Передняя подвеска типа McPherson аналогична установленной на S80 и V70, однако и здесь стойки удлинили из-за большего клиренса. По сравнению с обычным универсалом, колея нового Cross Country раздалась на 60 мм, что потребовало расширения передних крыльев.
Ухабы глубиной 15-20 см заставляют снизить темп движения. Из-за сильной вертикальной раскачки универсал пару раз цепляет днищем землю, хотя его дорожный просвет — 200 мм (у обычного V70 — 150 мм). Но подвеска держится молодцом — без намека на пробой.
Низинка со слоем жирной грязи толщиной порядка 20 см не в силах заставить машину сконфузиться. Cross Country, словно заправский джип, преодолевает и это препятствие.
Крутой спуск вынуждает воспользоваться тормозами. Они эффективны, и ABS срабатывает вовремя. Только вот педаль показалась несколько ватной (это мы отметили еще на асфальте), а потому недостаточно информативной.
Впереди серия подъемов и спусков градусов под 40 и длиной метров по 30. Движение вниз не доставляет хлопот, особенно когда жмешь на тормоза от души, а вот покорять вершины приходится с разгона. Восхождение внатяг приводит к срыву колес, и они начинают шлифовать мокрую песчано-каменистую почву. Впрочем, в конце концов автомобиль «вытягивает», отчаянно мутузя склон универсальными покрышками Pirelli Scorpion с довольно глубоким протектором. Кстати, эта резина оказалась на удивление тихой во время движения по шоссе.
Внедорожный экзамен автомобиль сдал успешно. И все-таки место Cross Country — дороги или хотя бы их подобие.
Новый универсал отличается высоким уровнем безопасности. Обеспечивают ее прочный кузов с малодеформируемым «коконом» салона, ремни с преднатя жителями, фронтальные подушки, распознающие силу удара и в зависимости от этого наполняющиеся воздухом полностью или наполовину, система WHIPS (защита от «плетевого» удара), боковые подушки (SIPS) и «занавески» (IС) безопасности.
Автомобиль обеспечивает стопроцентный комфорт, предлагая все, чем обладает его собрат V70 (например, встроенный телефон), и то, чего нет больше ни у кого. Так, впервые здесь использовано трехсекционное заднее сиденье, складывающееся в соотношении 40/20/40.
© 5Колесо
Август 2000