Аккумуляторов нынче в продаже превеликое множество. С батареями именитых фирм все ясно – добротный, но дорогой товар. Самый удачный выбор для тех, кто в состоянии платить. Купил и забудь об АКБ на несколько лет. Но попробуем разобраться в том, что предлагает рынок рядовому владельцу "Жигулей" или иномарки не первой свежести.
Яркие наклейки, разноцветные корпуса, звучные названия, как правило, к качеству батарей не имеют отношения. Разнообразие такое, что невольно подумаешь: аккумуляторы делают все кому не лень. В самом деле: закупил корпуса и пластины, все это где-то собрал, залил уксусом подешевле да прилепил этикетку поцветастей – и готов аккумулятор. Может, так и появляются на свет изделия с самыми громкими названиями? И – внезапно исчезают, уступив место на полках другим, новым, сработанным по той же "технологии". "Могучий Бык" (по-английски, естественно!) вдруг превращается в "Неукротимого Бизона", а тот в свою очередь – в "Мощного Буйвола". Наблюдательный покупатель обязательно приметит, что изделия отличаются лишь наклейкой. Корпуса абсолютно одинаковы, иной раз даже заусенец у них в одном и том же месте! Служат такие батареи обычно год, от силы два. Причина столь малого срока службы ясна – низкое качество изготовления: ненадежная пайка перемычек и разная емкость банок в батарее. Из-за последнего дефекта одна банка вскоре начинает "отставать". Разрядившись до предела, она будет заряжаться от соседних, естественно обратной полярностью (иначе говоря, происходит процесс двойной сульфатации). Такую в условиях гаража так просто уже не зарядишь.
Несмываемая дата выпуска, которая должна быть нанесена на батарее, здесь либо вообще не проставлена, либо присутствует на бумажном ярлычке, который по мере "надобности" легко заменить на свежий. Реквизиты производителя и его адрес столь туманно зашифрованы, что о любых его гарантийных посулах придется забыть. Разве что заручиться гарантией продавца. А он больше двух недель не дает.
Та же цена, а то и подешевле у неброских отечественных батарей-тружениц. Почему дешевле? Да потому, что не надо платить таможенные пошлины – комплектующие из отечественного сырья, да и зарплата на заводах… Тем не менее дешевле в данном случае – не значит хуже.
Так что же выбрать? И как? Сперва о том, что бросается в глаза сразу. В последнее время появились российские аккумуляторы с ручкой. Мелочь, а удобно. А вот глазок-индикатор не более чем забавная игрушка. Точность его не выдерживает критики, да и контролирует он лишь одну банку из шести. Рекламный трюк.
Обратим внимание на расположение пробок. Если они утоплены в лоток – непременно обрастут грязью. Стоит отвернуть пробку – грязь сыплется внутрь, что здоровья батарее не прибавит. Можно на прилавках найти и старые, залитые черной мастикой аккумуляторы. У них – свои преимущества: низкая цена, удивительная ремонтопригодность, надежные, неперегорающие, вынесенные из банок перемычки – такие батареи не взрываются. Немаловажно и то, что их никто не подделывает – невыгодно.
Новые аккумуляторы, как известно, могут быть в трех вариантах: незаряженные, сухозаряженные и с электролитом. В чем разница? С залитым все ясно: поставил на машину – и поехал. Хотя для продления здоровой жизни батареи лучше бы ее предварительно подвергнуть контрольно-тренировочному циклу – разрядить током, равным 0,1 емкости, до напряжения 10,4 В или плотности электролита 1,24 г/смз, а затем зарядить. Незаряженный аккумулятор – сегодня большая редкость. Такую батарею собирают в блок, не подвергая пластины формовке (заряду в специальных ваннах). Храниться она может без особого вреда для себя пять-шесть, а то и более лет. Лишь бы пробки были завернуты герметично. Сухозаряженный отличается тем, что его пластины перед сборкой заряжают (формуют), промывают и сушат.
Ресурс всех батарей примерно одинаков и зависит более всего от условий эксплуатации. Если аккумулятор нужен немедленно – имеет смысл купить залитый. Если же ему стоять на дальней полке до осени – сухозаряженный. А в стратегический запас – незаряженный. Дело в том, что срок хранения у них разный. Для залитого год без работы уже старость, а два – смерть. Сухозаряженный выдержит год безболезненно, два – еще терпимо, больше – хуже. Если сквозь прозрачный корпус на дне виден осыпавшийся с пластин шлам – воздержимся от покупки. Незаряженные батареи обозначены букой "Н" на маркировке. Особое внимание – дате выпуска. Если срок хранения истек – лучше ее не покупать, как бы ни убеждал вас продавец. Аргументы в виде нормальной плотности электролита, хорошей скидки и кристально честных глаз продавца в расчет не принимаем.
Самым выгодным приобретением будет, пожалуй, залитый аккумулятор. Заряжен он по всем правилам, электролит в нем чистый, проверенный. А перед отгрузкой покупателю солидный производитель еще на заводе каждую батарею прогонит через "камеру пыток". Готовую батарею замыкают накоротко на 220 миллисекунд. Ток получается чудовищный – около 800 ампер! ГОСТ 959–91 такой проверки не предусматривает, зато собранный с огрехами аккумулятор (к примеру, с плохо пропаянными контактами перемычек) за ворота не выйдет: в переплавку!
Занятно, что аккумуляторы многих именитых фирм не выдержат таких мук – хлипкие пластины (менее миллиметра толщиной) просто искорежит током. Российские заводы на свинце не экономят. И не от широты душевной, а по технологической бедности. Толстые, в 1,4 мм, пластины способны выдерживать серьезные перегрузки. Пуск замерзшего двигателя зимой или выезд "на стартере" из глубокой лужи не нанесет им вреда.
С опаской следует относиться к батареям с маркировкой "калий". По обкатанной технологии для улучшения литейных свойств в свинец добавляют немного сурьмы, что слегка увеличивает саморазряд и газовыделение. Сейчас некоторые фирмы вместо сурьмы используют калий. В полностью исправном автомобиле такой аккумулятор ведет себя лучше. Но стоит напряжению подняться на один-два вольта (что бывает, к примеру, при поломке регулятора напряжения), и батарея буквально шипит – так обильно выделяется газ.
У любой батареи со временем растет внутреннее сопротивление и, чтобы ее полностью зарядить, нужно уже не 14,2 В, а, к примеру, 15–16. Естественно, на автомобиле она недозаряжается – не дает регулятор напряжения, а на зарядной станции та, что с калием, неистово кипит.
Некоторые батареи украшены надписью "серебро". Добавка этого благородного металла делает аккумулятор долговечнее, надежнее, но покупка его целесообразна для тех, чей автомобиль покидает гараж лишь несколько раз в год.
Особенность необслуживаемых батарей – отсутствие специальной ванны на дне корпуса. Неизбежно осыпающиеся пластины спрятаны в конверты и опущены почти до дна, а освободившееся место занято большим объемом электролита. На Западе принято заключать в оболочку положительные пластины, поскольку они активнее осыпаются. Со временем конверт разбухает настолько, что может лопнуть и даже сломать банку. Хитрые на выдумку российские инженеры упрятали в упаковку отрицательные пластины. Для батареи безразлично, какой из полюсов изолировать, а конверты остаются целыми.
И пусть полки ломятся от разнообразия аккумуляторов. Хотим верить, что наш читатель теперь будет лучше знать, что выбирать. Главное – смотрите на дату выпуска!
© За рулем
Май 2001