Фордовские «промежуточные» (intermediate) легковушки продавались в 1970 прекрасно – причем авторитетное издание Motor Trend присудило модели Torino титул «Автомобиль года». Почетное и вполне заслуженное звание. А что касается внешности, то стилистика Torino/Fairlane образца 1970 сложилась в модном тогда русле «бутылка кока-колы». Подобно тому, как хвостовые «плавники» 50-х возникли в подражание первым реактивным самолетам, в конце 60-х дизайнеры имитировали «тонкие талии» сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков (так называемое «правило площадей»). Перекрестное опыление.
Обширное семейство
Как говорится, хорошее улучшать – только портить. Так что у Ford Motor вполне резонно свели изменения в «промежуточной» модельной линии к 1971 к минимуму. Теперь базовым исполнением стал Torino: 2-дверный «хардтоп», 4-дверный седан и «универсал». Рангом выше шел Torino 500, а роль top-исполнения играл Torino Brougham (2- и 4-дверный «хардтопы»). Torino GT выпускался в виде стильного 2-дверного SportsRoof и кабриолета, а Torino Cobra - как купе-«хардтоп» SportsRoof. Обширное семейство – от практичных «универсалов» до высокодинамичных спорт-купе Cobra. На разные вкусы и финансовые возможности. Так, 4-дверный седан Torino с V-образной 213-сильной «восьмеркой» под капотом начинался в 1971 от 2 тыс. 767 долл. (без доставки). А за роскошный 4-дверный «хардтоп» Torino Brougham запрашивали от 3,25 тыс.
Автомобиль «классической» архитектуры с колесной базой 2972 («универсал» - 2896) мм насчитывал в длину 5237 (5309) мм и 1943 мм в ширину. Колея – 1537/1524 мм. Несущий кузов (без рамы под полом) позволил дизайнерам провести линию крыши предельно низко: для 4-дверного «хардтопа» Torino в высоту намерили лишь 1349 мм (под стандартной нагрузкой). То есть, около 1400 мм без нагрузки. Тогда как габаритная высота 2-дверного «хардтопа» равнялась 1328 мм, а 2-дверного спорт-купе SportsRoof и вовсе 1298 мм (меньше 1355 мм без нагрузки). Прижатые к дороге легковушки Torino выглядели на редкость стройными и изящными, хотя над 2-м рядом сидений потолок нависал довольно низко (особенно в версии SportsRoof). Так или иначе, Torino 1971 считаются одними из самых привлекательных моделей, какие когда-либо создавались фордовскими дизайнерами. Видимо, так и есть.
Модели Torino 1971 оснащались V-образными 8-цилиндровыми двигателями – кроме базовых версий с рядной «шестеркой» рабочим объемом 4089 «кубиков», которая выдавала до 147 л.с. (SAE «брутто»). Чугунные 16-клапанные агрегаты с типовым для тогдашних американских конструкций ГРМ: центральный распредвал, гидравлические толкатели, штанги и коромысла. Рабочий объем наименьшей из «восьмерок» (индекс 302) равнялся 4942 миллилитрам; двигатель развивал до 213 сил при 4400 мин-1.
Удлиненный капот, укороченный задний свес. Низко посаженные 2- и 4-дверные «хардтопы» Torino 1971 выглядели элегантно и динамично.
А Cleveland 351 рабочим объемом 5766 «кубиков» предлагался в двух настройках – в стандартной и «заряженной». Версия попроще комплектовалась 2-камерным карбюратором и со степенью сжатия 9,5 выдавала до 243 л.с. при 4600 мин-1. Тогда как крутая (степень сжатия 10,7) развивала с 4-камерным Motorcraft без малого 290 сил при 5400 мин-1. Максимальная мощность «заряженного» Cleveland 351 якобы превосходила 3 сотни л.с., но у Ford Motor занижали объявленную отдачу «восьмерки» – ради удешевления страховки. Игра с числами… И что же тогда сказать о чудовищном 429 Cobra Jet с «механическими» клапанными толкателями (без гидрокомпенсаторов зазора)? Рабочий объем колоссальной «восьмерки» равнялся 7027 миллилитрам; двигатель (степень сжатия 11,3!) комплектовался 4-камерным Rochester Quadrajet и выдавал до 375 сил при 5400 мин-1. В номинале. Ну а 429 SCJ настраивали аж на 380 л.с. при 5600 мин-1. Мало никому не казалось.
Torino 1971 выпускались по большей части с V-образными «восьмерками» Cleveland 351.
Двигатели стыковались с 3- или 4-ступенчатыми ручными КПП - с рычагом переключения на полу и спорт-механизмом Hurst. За доплату покупатель получал 3-скоростной гидромеханический «автомат» Select-Shift Cruise-O-Matic, - а также дифференциал повышенного трения Traction-Loc. Надо сказать, мощные «восьмерки» где-то контрастировали с неразрезным ведущим мостом, подвешенным на продольных листовых рессорах; примитив. Тогда как спереди у Torino независимая подвеска на двойных поперечных рычагах (винтовые пружины, поперечный стабилизатор). «Промежуточные» легковушки комплектовались покрышками E78-14 или F70-14 Wide Oval (все еще диагональный корд). А в пакет Cobra входили низкопрофильные шины F60-15 на 15-дюймовых колесах Magnum 500 (за доплату в 158 долл.).
В модельной «линейке» 1971 присутствовали также 2-дверные кабриолеты и 5-дверные «универсалы».
Рулевой механизм «винт – шариковая гайка» оснащался (за лишние 115 долл.) гидроусервосилителем. Причем все Torino 1971 – в том числе Cobra с колоссальной «восьмеркой» 429 SCJ - обходились барабанными тормозами. То есть, ходовая высокодинамичных автомобилей оставалась по сути той же, что у «фордов» образца 1961 года. И даже 1951… Разве что в 1971 модельном году предлагались дисковые передние тормоза – как опция за 70 долл.
Рычаг механизма ручной КПП Hurst органично вписался между индивидуальными спорт-сиденьями (платная опция в исполнениях Torino GT и Cobra).
Во 2-м ряду просторно – разве что потолок нависает довольно низко.
Завершение эры
Элегантные Torino отличались вместительностью и комфортом – для пятерых взрослых. То есть, на широких диванах свободно устраивались и вшестером, но трансмиссионный туннель сильно вдавался в салон, и разместиться спереди втроем не получалось. А для Torino GT и Cobra предлагались индивидуальные передние спорт-сиденья – за доплату в 150 долл. За лишние 240 долл. покупатель получал радио-стерео (на транзисторах!), а кондиционер SelectAire обходился в 428 долл. доплаты. И т.д. Мало того, Torino 1971 оснащались прогрессивными средствами защиты водителя и пассажиров: телескопической рулевой колонкой, поясами безопасности. Прекрасный новый мир…
Автомобили Torino 1971 оснащались передовыми средствами защиты водителя и пассажиров – вроде телескопической рулевой колонки и поясов безопасности.
Всего в 1971 в свет вышли почти 326,5 тыс. экземпляров Torino в разнообразных исполнениях – чуть меньше, чем в 1970 году. Благодаря мощным двигателям, легковушки Torino 1971 отличались выразительной динамикой. К примеру, 4-дверный «хардтоп» в скромном исполнении 500 – с 289-сильной «восьмеркой» Cleveland 351 и ручной 4-ступенчатой КПП. Резина E78-14; снаряженный автомобиль весил 1675 кг и, по независимым испытаниям, разгонялся от 0 до 96,5 км/ч (60 миль) за какие-то 7,2 сек. А стандартную дистанцию в ? мили (402 м) с места Torino 500 делал за 15,5 сек., набирая 146,5 км/ч к концу мерного отрезка. Максимальная скорость, по тест-драйву, - 205 км/ч, тогда как топливо «форд» сжигал немилосердно. В среднем (EPA) динамичный Torino 500 расходовал 25,4 л бензина на 100 км пробега. Круто – даже по тем временам…
Ну а Torino Cobra с мощным Ram Air 429 CJ под капотом и АКПП тянул уже на 1855 kg. После соответствующей «настройки» автомобиль проходил дистанцию в четверть мили с места за 14,5 сек. и к концу мерного отрезка набирал скорость в 164 км/ч. Быстрый и неукротимый… Линейная динамика легковушек 40-летней давности впечатляет (если отвлечься от тормозной дистанции) даже и теперь, тогда как держание дороги и управляемость оставляли желать много лучшего. Суть в том, что автомобиль, укомплектованный литражной «восьмеркой» 429 CJ, АКПП Cruise-O-Matic и другими замечательными вещами, отличался крайне неблагоприятной «развесовкой» по осям - вроде 57/43%. И понятно, что Torino Cobra с перегруженным передком страдал сильной недостаточной поворачиваемостью. А неразрезный ведущий мост проявлял в виражах склонность к «соскокам» вбок на мелких дорожных неровностях.
По максимальной мощности литражная «восьмерка» 429 Cobra Jet значительно превосходила неслабый Cleveland 351.
Быстроходные легковушки Torino 1971 давали тот самый пример, когда двигатель, как говорится, гораздо «быстрее» ходовой. Не лучший из раскладов, характерный для американских «силовых» автомобилей конца 60-х – начала 70-х годов. И надо сказать, их время уже уходило: надвигался мировой «энергетический» кризис. А начиная с 1972, федеральные власти требовали от автомобилестроителей снижения выбросов вредных веществ. Одно к одному, и у новых Torino 1972 осталось немного общего с элегантными и быстроходными предшественниками. Эра высокодинамичных красавцев оборвалась.
Torino Cobra SportsRoof зрительно воспринимался как высокодинамичное спорт-купе. И не обманывал ожиданий.
Иллюстрации Ford.
© CarExpert.ru
29.08.2011