Шведская Saab, выпустив модель 9-3 Sport Sedan, довольно успешно атакует позиции лидеров класса престижных автомобилей — BMW, Mercedes-Benz и Audi.
Помнится, в детстве снились полеты на истребителе. Будто таким же «хрустящим» морозным утром подходишь к серебристому самолету. Не спеша пристегиваешься. Уверенно перекидываешь несколько тумблеров. Оглядываешь светящиеся зеленым светом шкалы приборов. Затем двигаешь вперед дроссель, отпускаешь тормоз, и навстречу бежит, бешено ускоряясь, расчерченная следами резины бетонка. Ручка на себя, отрыв...
Может быть, машина, с которой нам предстоит сегодня встретиться, позволит прикоснуться к давней мечте? Старинная авиационная родословная, прекрасные турбированные двигатели — этим издавна славится Saab. Теперь же нам предлагают не просто мощный, а спортивный седан уважаемой марки.
Вот он перед нами. Ладное крепкое тело (кстати, серебристый металлик) традиционного для Saab профиля. Похож на 9-5, но выглядит более собранным и цельным. Выверенные линии завораживают лаконичностью, изысканной простотой, которая дорогого стоит.
Как сообщает пресс-релиз, «автомобиль создавался вокруг водительского места», так что скорее за руль. Есть здесь что-то от самолета. Тело надежно зафиксировано валиками боковой поддержки. Кресло настраивается в широком диапазоне по всем возможным параметрам с помощью сервоприводов. «Кожаный» руль, отлично ложащийся в руки, также наделен двумя регулировками. Простой и, как следствие, информативный приборный щиток сориентирован точно на водителя. Крупные шкалы приборов легко читаются даже боковым зрением. Зеленая подсветка не будет раздражать глаза в дальней дороге.
Салон оформлен на высочайшем уровне качества и функциональности. Все подчинено одной цели: помогать водителю в пути. Даже рычаг ручного тормоза. Он имеет клавишу фиксации не на торце, как обычно, а снизу. Так что, дернув «ручник», придется специально ослабить хват, чтобы сработал храповик. Если этого не сделать, рычаг ляжет обратно. Так о чем мы говорим? О полноценном органе управления машиной в движении — ручном приводе тормозов задней оси, а не о стояночном якоре.
Нажатие на педаль газа, мгновение, и автомобиль срывается с места. Знатоки любят турбированные двигатели Saab. И не столько за ураганную тягу, сколько за то, с какой легкостью они делают свое дело. Машина без видимых усилий устремляется вперед, будто за тросом катапульты. Ни надсадного рева, ни визга — лишь глубокие и свободные вдох и выдох на каждой передаче.
В нашем распоряжении не самая мощная версия седана — комплектация Vector, последняя перед элитной Aero. Двигатель снабжен турбиной низкого давления, что обеспечивает ровную тягу во всем диапазоне оборотов — от 1500 до 6000 мин-1. 175 «лошадей» разгоняют автомобиль до 100 км/ч за 9,7 секунды. Удачно спрофилированные кресла скрадывают перегрузки стартового ускорения, и только взгляд на спидометр заставляет ослабить давление на правую педаль.
Автоматическая трансмиссия не предоставляет возможности выбора между режимами Drive и Sport, но ежесекундно контролирует характер езды. Стоит сильнее нажать на акселератор, и «автомат» разрешает двигателю раскручиваться до шести тысяч. Едва отпускаешь педаль, АКП тут же «запрыгивает» на пятую передачу, заботясь о содержимом топливного бака. Режим kick-down срабатывает молниеносно.
Рулевое управление радует четкой передачей команд водителя и выверенным реактивным действием. От нуля и до 200 км/ч машина остается послушной и прогнозируемой. Отдельно отметим рекордно малую ширину динамического коридора при движении на скоростях, близких к максимальной, по дороге вполне отечественного профиля.
В случае активного маневрирования на малых скоростях автомобиль проявляет небольшую недостаточную поворачиваемость, но при увеличении скорости и радиусов дуг приобретает практически нейтральные манеры. Пожелать просто нечего. Поведение машины «породистое» и легко контролируемое газом. Немного мешают лишь задержки на педали. Система ESP, весьма полезная на зимней дороге, вступает в действие мягко и ненавязчиво, приятно дополняя отлично сбалансированный характер автомобиля. Отключив ESP, квалифицированный водитель получит полную свободу самовыражения.
Тормоза держат надежно и точно управляются. ABS — пожалуй, одна из самых удачных, что приходилось видеть: мелкий шаг работы, позднее срабатывание, очень малая отдача в педаль.
Пять кругов по треугольнику подъездных дорог к аэропорту Пулково. Похоже, мы с машиной начали чувствовать друг друга. АКП позволяет тормозить двигателем практически как на «механике». Скользим, прописывая одну идеальную дугу за другой. Ни работа ABS, ни скрип резины — ничто не вмешивается в наш бесшумный полет. Браво!
Останавливаемся на перекур, выходим из машины, и... буквально столбенеем: оба передних тормозных суппорта охвачены пламенем! Пробуем задуть — куда там, горит хорошо. Выдергиваем из багажника бутыль с водой и тушим. Наверное, нужно было заснять происходящее, но мы рефлекторно ринулись спасать автомобиль.
Что можно сказать? Эффективность торможения не снижалась, диски не светились, синих разводов по ним не пошло, и геометрия после холодного душа не нарушилась. Таким образом, температура была далека от опасной. До «пожара» — никаких жестких торможений, довольно простая серия из полутора десятков вполне «гражданских» замедлений с 90 — 100 км/ ч до 40 — 50 с промежутками метров в пятьсот. То есть траектория, равноценная нескольким километрам горного серпантина. И штатные тормозные колодки с клеймом GM загорелись как факел. Поверить невозможно!
Решаем немного «отстояться» и, пользуясь случаем, получше рассмотреть интерьер. Под правым локтем водителя находится вместительный охлаждаемый контейнер для напитков. К услугам переднего пассажира — большой бардачок... или перчаточный ящик? Нет, не те слова — полка дорогого секретера с выемкой для бумаг формата А4 и глубокой, также охлаждаемой нишей.
У задних пассажиров достаточно места для комфортного путешествия на кожаном диване, даже позади рослого водителя. Средний подлокотник оборудован подстаканниками и персональными дефлекторами климатической установки.
Солидный багажник с малой погрузочной высотой очень удобен. Спинка заднего сиденья складывается по частям (1+2) и имеет люк для перевозки длинномеров. Интересно, что замки фиксации спинки открываются не из салона, а с помощью клавиш на верхней кромке багажного проема — оригинально и удобно. Автомобиль укомплектован фронтальными и боковыми подушками безопасности, а также активными подголовниками.
Обратно катились в невеселых размышлениях. История с тормозами — как предательский удар в спину рыцарю. Удачные идеи разработчиков, качественная работа сотен профессионалов — все может оказаться перечеркнутым из-за одной недоделки. Вероятно, причина в бракованном материале отдельной партии колодок (автомобиль сертифицирован, значит, выдержал все испытания), но, как говорится, потребителю от этого не легче. Не окажись у нас бутыли с водой...
Безусловно, Saab 9-3 Sport Sedan — один из самых интересных автомобилей в своем классе. Однако былое доверие к машине пришлось бы долго восстанавливать. Понимаешь, что суппорты давно остыли, но до последней возможности тормозишь двигателем, а на педаль нажимаешь с опаской, максимально поздно и слабо…
© 5Колесо
Ноябрь 2002