Я вдавил педаль газа, вжался в хорошо спрофилированное кресло и приготовился к рывку. Вместо этого Saab 9-3 Aero Convertible стал мягко и даже с ленцой набирать обороты, словно издеваясь: «А ты готов?». Но это длилось какие-то доли секунды. Потом – отчетливый вой турбины, подхват и мощное ускорение: с шумом непрогретых покрышек, рыком мотора, без турбо-провалов и права на ошибку при пилотаже.
Кто кого тестировал в тот момент, для меня так и осталось загадкой.
Казалось бы – что еще нужно? Звезды расположились над представительством GM в правильной комбинации, позволившей нам взять на тест Saab 9-3 Convertible в то время, когда над самой компанией сгустились черные тучи банкротства.
Да что там – это ведь не просто Convertible, а самый мощный автомобиль из линейки 9-3! Аутентичный, но не популярный в России, кабриолет представлялся неким Адамовым яблоком: стоит надкусить – и нам откроется истина. Нужно только сесть за руль.
Собранности, привычной при посадке в спортивный автомобиль, у меня нет – в «Саабе» просто удобно. Салон напрочь лишен пластичности и отдает неким грубоватым подходом к дизайну – черта, присущая всем Saab, и фанаты марки от этого без ума.
Но создается впечатление, что пластиковые панели, минуя формовку, попадали сразу на стол шведского Папы Карло, который с аккуратностью бульдозера топором вырезал нужные детали. Безусловно, стильный салон портит качество материалов. Если верх консоли хоть как-то приятен для пальцев, то большинство остальных пластиковых элементов, мягко говоря, «непремиальны».
Хотя что ходить вокруг, мучительно подбирая слова? Почему не сказать объективно: такое качество отделки уместно в бюджетном середнячке, а никак не в премиальном кабриолете?!
Каждый раз, когда машина похрустывала пластиком на кочках, я задавался этим вопросом. И который раз приходил к выводу, что, когда общаешься с техникой из Скандинавии, быть объективным так же скучно, как пятый раз пересматривать корейский боевик. Почему?
Ответ, видимо, кроется в жесткой набивке «авиационных» кресел, зашитых в мягкую кожу, лаконичной консоли, повернутой на угол, удобный для восприятия с водительского места, или фантастически хватком руле диаметром с Луну.
Это прямое навязывание эргономики, присущей всем «Саабам». Не такой, как у всех, но, безусловно, – удобной, продуманной. И в этом есть глобальный смысл. Ты, водитель, не просто потребитель продукта автомобильной индустрии: ты – член клуба. Посвященный.
А качество пластика… Его оценивают от скуки, пока в средний тоннель не вставили ключ, и поворотом его на 100 градусов не оживили 6-цилиндровый 258-сильный мотор. Потому что после уже не до этого.
При наборе скорости от «Сааба» ждешь метаморфоз: превращений из героя загородного клуба в снаряд для быстрых, рваных перемещений, но турбина twin-scroll диктует свои правила игры.
Ее двойная «улитка», которая помогает мотору дышать и на низких, и на высоких оборотах, есть предтеча фольксвагеновской технологии TSI – когда тяга «размазывается» по большому диапазону оборотов, минуя турбояму. Но это слова. А водитель чувствует другое: мягкий отзыв на газ в первое мгновение и ровное линейное ускорение. Быстрое, причем не по цифрам (8.1 с. – не рекорд в классе), а по ощущениям.
Мотор ведет себя «по-взрослому»: на старте злится, словно Тайсон перед боем, но в целом обладает очень ровной характеристикой. С таким двигателем легко сделать ускорение перманентным, возвести его в стиль вождения – настолько оно естественно.
Руль отзывается с одинаково-тяжелым усилием, где бы я ни ехал: очерчивал сложный профиль набережных или мучительно выкрадывал по миллиметру место на парковке. Но в этом есть свой неизменный кайф.
К такому поведению машины привыкаешь, зная, чего ждать при любом маневре. Полное ощущение контроля – по крайней мере, в ситуациях, не приближенных к критичным. Пускай рулевое передает вибрацию полуосей с точностью до сотых герца – это не портит ощущения. Нужно просто усвоить: самый мощный «Конвертебл» – всего лишь прибор для инъекций адреналина. Но прибор тяжелый, грубый, требующий адаптации. И благородного дорожного покрытия.
Плохая дорога по степени вселяемого в водителя ужаса находится где-то между клизмой и ядерной боеголовкой. Табу. Скоростной 9-3 Aero не способен мягко пройтись по трамвайным рельсам – короткоходный передний «МакФерсон» просто не успевает отрабатывать удары, гася неровность глубже жестяной банки жестко, прямо в кузов.
Спортивной машине со наряженной массой около 1 700 кг нужна куда более мощная подвеска! Но тогда пассажиры (а, скорее, пассажирки) Convertible будут жаловаться на тряску, что, конечно, негоже для гламур-кара. Вот такой компромисс.
А если говорить об эстетике, то низколетящий бампер при огромном свесе без черной юбки-спойлера, готовой простить легкий контакт с поребриком, испортит внешний вид машины на первом же «лежачем полицейском». Причем нанесенная «рана» будет пропорциональна переднему свесу.
Пока же бампер – новый, без шрамов, Saab выглядит картинкой, сошедшей со страниц дорогого глянца. Чистота линий в обмен на холодный пот при виде поребрика – и это снова он: чуть заметный, но явный привкус гламура.
Машина не на каждый день – факт. Но разве будет владелец Convertible открывать свой гараж, чтобы просто полюбоваться совершенными формами этого несовершенного автомобиля? Нет, он будет ездить, и ездить быстро. И попадись на его пути яма, оставленная нерасторопными дорожниками, – день будет испорчен.
И опять о земном… Брезентовая крыша, поднимающаяся менее чем за 20 с, не спасает от сквозняков: сопряжения стекол и потолка негерметичны, и на скоростях от 120 км/ч воздух сечет прямо в ухо. Можно было бы применить складную металлическую, но тогда пришлось бы отказаться от багажника. А клюшки для гольфа тогда, простите – куда?
Даже в сложенном виде крыша оставляет пространство в 235 л, в разложенном – на 117 л больше. На кабриолете – и в супермаркет за продуктами… Представляете?
Зато стоит электромоторам загрузить крышу в багажник, как начинается совсем другая жизнь. В нее можно взять четверых, и задние пассажиры не будут вас ненавидеть. До 100 км/ч можно даже болтать, не перекрикивая вихревые потоки. После – уже труднее. Но вы ведь знали, на что идете, опуская крышу?
И все-таки «Конвертебл» оказался сложной для восприятия машиной. Не в управлении и не в монотонной эксплуатации, а психологическом плане. Каждый раз, когда я парковал желтого монстра на привычном месте во дворе, обязательно находился любитель, кто подходил с вопросом: «Ну как, как он?».
И у того, кто спрашивал, глаза горели куда ярче, чем у меня – водителя, еще полчаса назад облизывающего пологие повороты где-нибудь на Песочной набережной. И я судорожно начинал выжимать из себя поток эмоций, которых должно было быть гораздо больше. Но их не было.
При всей своей отчаянной харизме Saab 9-3 Convertible не до конца отрабатывает статус Aero. Провоцирует на драйв, но требует «гламурного» обращения – пускай немного, но требует. Мечется, словно та обезьяна из анекдота: «Все разделились: одни умные, другие красивые, а мне что, разорваться теперь?». Путает автомобиль водителя. И все же, все же…
В самом быстром шведском кабриолете гораздо меньше той рафинированности, что тоннами источают братья по «сорванной крыше». Он грубоват, но честен – однозначен в управлении, и крайне требователен к дорожному покрытию. Но при этом чертовски быстр и даже слегка практичен.
Он остался чем-то непонятым? Пожалуй, это не проблема машины. С тех пор как в Saab спустили свои самолеты с небес на землю, в мире никогда не было однозначных оценок их загадочного скандинавского характера.
© Колеса
Июнь 2009