Не секрет, что всемирно известный баварский концерн в последнее время очень любит "открывать" новые автомобильные классы. Так было и со Sport Activity Vehicle (SAV), родоначальником которого стал BMW X5, и со Sport Activity Coupe (SAC), на сегодняшний день представленным одной-единственной моделью, а именно BMW X6. Но с BMW 5-й серии Gran Turismo дело обстоит несколько иначе. Согласно пресс?релизу новый баварский GT "по-новому интерпретирует харак-терные отличительные признаки представительского седана, современного, много-стороннего SAV и классического Gran Turismo". Таким образом, в данном случае речь идет скорее о принципиально новом прочтении двух магических слов, пришедших в нашу жизнь из полного скорости, риска и азарта мира - мира автомобильных гонок середины ХХ века.
КАНОНИЧЕСКОЕ ПОЧТЕНИЕ
Принадлежность автомобиля к классу Grand Tourer обусловлена прежде всего соответствием модели неким канонам. А они гласят: GT - это мощный автомобиль с кузовом купе, посадочной формулой 2+2 (реже - двухместный), созданный для преодоления больших расстояний и сочетающий в себе комфорт и стиль. Автомобили GT - не гоночные болиды. Gran Turismo всегда были неповоротливее суперкаров. При этом они были проще по оснащению, чем представительские седаны, но уровень используемых при производстве GT технологий просто не имеет права опускаться ниже высшей ступени существующих на сегодняшний день достижений. Принадлежность к высшей касте - это главное, что отличает Gran Turismo от простых легковых купе.
Итак, что нам известно? Вплоть до сегодняшнего дня модели, относимые к классу спортивных машин Gran Turismo (сокращенно - GT), можно было смело причислить к самой что ни на есть элите автомобильного сообщества: Aston Martin V8 Vantage, Bentley Continental GT, Ferrari 599 GTB, Maserati GranTurismo, Mercedes-Benz SL, Porsche 928, Jaguar XK и многие другие. Кстати, классическое купе GT, а именно модель 850, в девяностые годы прошлого века выпускала и BMW. Но, увы, модель, что называется, не пошла, и за год до приснопамятной смены тысячелетий первый баварский GT был снят с производства. Выходит, сегодня мы наблюдаем второе пришествие? Не совсем. Более того, налицо принципиально разный подход: если в случае с двухдверным "восьмисотым" купе аббревиатура GT отсутствовала в названии модели, несмотря на наличие всех классовых признаков, то новый автомобиль, напротив, буквально "кричит" о своей принадлежности к "большому туризму", причем делает это буквально вопреки конструктивно-компоновочному несоответствию. Так что же это - попытка выдать желаемое за действительное, или?.. Чтобы разобраться в маркетинговых хитросплетениях, нам придется посетить Португалию.
GRAN TURISMO DO PORTU
Причины, по которым компания BMW решила провести первый презентационный тест-драйв 5-й серии Gran Turismo в живописных окрестностях Лиссабона, очевидны - теплая португальская осень и извилистые "горные" дороги удивительно органично сочетались не только с внешним обликом, но и с потребительскими качествами нового баварского GT. Более того, очень скоро мне стало ясно, что в основу идеологии этого автомобиля легло не отягощенное славным гоночным прошлым элитарно-спортивное значение легендарного словосочетания, а его более приземленное потребительско-бытовое восприятие. Согласно последнему автомобиль класса Gran Turismo ("большого туризма") - это не что иное, как транспортное средство (господи, и это я о GT...), способное быстро и с высоким комфортом переносить четверых (если автомобиль оборудован опционными раздельными задними сиденьями) или пятерых обремененных багажом взрослых на очень серьезные по автомобильным меркам расстояния. Причем важно, чтобы в ходе "полета" не было разрушено их романтическое "путешественническое" настроение. Вот, собственно, и вся идеологическая подоплека.
Сейчас же давайте сменим тему и заглянем под капот, в салон, багажник и прочие "интимные" места предоставленных на тест BMW 530d Gran Turismo и BMW 535i Gran Turismo. Но прежде - бегло-аналитическая оценка внешности.
СОВОКУПНОСТЬ КОСВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ
Судя по ряду косвенных признаков (взять хотя бы физические размеры автомобиля), в основе 5-й серии Gran Turismo лежит не "пятая", а "седьмая" платформа (представители BMW это отрицают, но как-то подозрительно неуверенно). Для потребителя это не так уж и важно, однако позволяет сделать некоторые прогнозы. Дело в том, что согласно нашей информации BMW 5-й серии будет не единственным Gran Turismo в модельном ряду баварской компании. А теперь давайте поразмыслим: если "пятерка" GT сделана на базе флагманской "семерки", "третья" GT скорее всего будет "построена" на платформе пятой серии, Gran Turismo первой серии не будет вовсе (на это намекали представители компании), а большой GT (простите за тавтологию) седьмой серии просто не на чем базировать (единственный вариант - использовать длиннобазную L-версию и одновременно нарастить "мышечную массу" -кузовными деталями).
Ну и, наконец, главное. Точнее, то, что сильнее всего бросается в глаза при взгляде на новый автомобиль. Gran Turismo выглядит, как основательно приплюснутый X6! С одной стороны, в этом нет ничего зазорного (по наивности я все еще считаю BMW X6 красивым автомобилем, хотя многие со мной не согласятся), а с другой, если при взгляде на машину спереди некоторая "прижатость" к асфальту лишь добавила облику Gran Turismo стремительности, то лишенная широченных "внедорожных" арок в стиле X6 массивная корма в сочетании с "легковым" размером колес в определенных ракурсах зрительно превратила его в банальный минивэн. А теперь внимание: на фотографиях этот эффект совершено не заметен! То есть автомобиль настолько фотогеничен, что при очном знакомстве вас может постигнуть некоторое разочарование...
СОВОКУПНОСТЬ КОСВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ
Судя по ряду косвенных признаков (взять хотя бы физические размеры автомобиля), в основе 5-й серии Gran Turismo лежит не "пятая", а "седьмая" платформа (представители BMW это отрицают, но как-то подозрительно неуверенно). Для потребителя это не так уж и важно, однако позволяет сделать некоторые прогнозы. Дело в том, что согласно нашей информации BMW 5-й серии будет не единственным Gran Turismo в модельном ряду баварской компании. А теперь давайте поразмыслим: если "пятерка" GT сделана на базе флагманской "семерки", "третья" GT скорее всего будет "построена" на платформе пятой серии, Gran Turismo первой серии не будет вовсе (на это намекали представители компании), а большой GT (простите за тавтологию) седьмой серии просто не на чем базировать (единственный вариант - использовать длиннобазную L-версию и одновременно нарастить "мышечную массу" -кузовными деталями).
Ну и, наконец, главное. Точнее, то, что сильнее всего бросается в глаза при взгляде на новый автомобиль. Gran Turismo выглядит, как основательно приплюснутый X6! С одной стороны, в этом нет ничего зазорного (по наивности я все еще считаю BMW X6 красивым автомобилем, хотя многие со мной не согласятся), а с другой, если при взгляде на машину спереди некоторая "прижатость" к асфальту лишь добавила облику Gran Turismo стремительности, то лишенная широченных "внедорожных" арок в стиле X6 массивная корма в сочетании с "легковым" размером колес в определенных ракурсах зрительно превратила его в банальный минивэн. А теперь внимание: на фотографиях этот эффект совершено не заметен! То есть автомобиль настолько фотогеничен, что при очном знакомстве вас может постигнуть некоторое разочарование...
В паре со всеми вышеперечисленными моторами работает восьмиступенчатая автоматическая коробка переключения передач (прежде этот высокотехнологичный агрегат "был замечен" только на 12-цилиндровом BMW 760i), передающая момент на задние ведущие колеса. И вот еще "шпионская" информация: по словам присутствовавших на тест-драйве представителей BMW (подозреваю, что я их банально замучил своими вопросами), на автомобили Gran Turismo в будущем планируется установка полноприводной трансмиссии. Причем система полного привода будет взята не от кроссовера BMW X6 (что, несмотря на внешнюю схожесть, было бы совершенно неоправданным), а от легковой "семерки". Но вернемся в день сегодняшний. Если 4х2 для BMW GT - пока единственный доступный тип трансмиссии, то с управлением могут быть варианты. Наряду с базовым рулевым механизмом BMW 5-й серии Gran Turismo может оснащаться активным рулевым управлением, "позаимствованным" у BMW 7-й серии. Принцип работы этой системы достаточно прост (на словах, разумеется). В зависимости от скорости движения она регулирует не только уровень усилия на рулевом колесе, но и производит дополнительный поворот задних колес (передаточное отношение рулевого механизма меняется при помощи редуктора с электроприводом в рулевом валу, он же "подкручивает" задние колеса). То есть на малых скоростях колеса задней оси поворачиваются в сторону, противоположную передним, а на высоких начинают работать синхронно (максимальный угол поворота задних колес составляет 2,5°). Эта схема не нова и не только позволяет повысить маневренность в стесненных условиях (что с учетом габаритов Gran Turismo весьма актуально), но и увеличивает стабильность при маневрах на высокой скорости. Да, и вот еще что: по желанию покупателя любой вариант BMW 5-й серии Gran Turismo может быть оснащен Adaptive Drive - системой, сочетающей в себе функции электронной регулировки жесткости амортизаторов и активного подавления кренов.
ДВА ДНЯ ПО ПИРЕНЕЙСКОМУ ПОЛУОСТРОВУ
А теперь очень коротко о тест-драйве как о мероприятии и собственно первые "ходовые" впечатления от BMW 535i Gran Turismo и BMW 530d Gran Turismo ( выше уже сказано, что BMW 550i Gran Turismo в ходе португальской презентации представлен не был). Несмотря на то, что тестовая программа не предусматривала испытаний на "дорогах не общего пользования" (ну как, GT, поедем на Дмитровский полигон знакомиться с Евгением Сперанским?), кое-что все-таки удалось почувствовать. Докладываю: за два дня, проведенные на серпантинах и "автобанах" западной части Пиренейского полуострова, были установлено, что новый BMW 5-й серии действительно достоин носить громкое имя Gran Turismo. Но, увы, лишь в уже упомянутом его потребительско-бытовом восприятии. Зато, если согласиться на это "условие", то автомобиль в мгновение ока превращается практически в идеального "пожирателя пространства". Мощные двигатели (дизель экономичнее и заметно тяговитее в переходных городских режимах, а бензиновый мотор радует предельной динамикой на магистралях), идеально работающая автоматическая коробка, очень комфортная и вместе с тем удивительно энергоемкая (зачастую португальские дороги весьма далеки от идеала) подвеска - и все это на фоне красивого (см. фото), просторного и во всех смыслах светлого (GT в "стандарте" оборудован стеклянной крышей) салона с большим багажным отсеком. Причем об устройстве последнего хочется сказать отдельно. Главная особенность грузового отсека BMW Gran Turismo - это... ведущая в него дверь. Дело в том, что она состоит из двух взаимоподвижных частей (подобное решение ранее уже использовалось другими производителями). Таким образом, в зависимости от укладываемого груза можно либо вручную открыть вертикальную "крышку багажника" (доступ в грузовой отсек при этом не совсем удобен) и без нужды не "разгерметизировать" жилое пространство, либо, воспользовавшись услугами сервомеханизма, полностью распахнуть дверь этого большого баварского хэтчбека в стиле GT.
Ну что, попробуем подвести итоги нашего краткого знакомства? Автомобиль оставил очень приятное впечатление и твердую уверенность, что машина найдет своего потребителя. Осталось уточнить только одну деталь, а точнее, ответить на вопрос: что заставит покупателя сделать выбор в пользу BMW 5-й серии Gran Turismo, предпочтя его традиционным баварским лимузинам седьмой серии? Да, конечно, "семерка" дороже, но разница в цене не слишком велика, а отделка ее салона и общая "статусность" выше. Да, в GT добавлено места над головами и больше возможностей трансформации багажного отделения, но, как мне кажется, это вряд ли станет определяющим фактором (особенно на фоне наличия удлиненной L-версии и более широкой линейки двигателей). Дело в другом: BMW 7-й серии - по сути своей дорогой, престижный и вместе с тем строгий, если не сказать чопорный, автомобиль. А межу тем отправиться на край света в поисках "приключений на свой GT" хочется, сидя в чем-то гораздо более солнечном и романтичном...
P.S. А так ли уж был в историческом смысле не прав BMW, дав громкое имя Gran Turismo семейному автомобилю? Ведь именно Gran Tour ("большим туризмом") называли в XIX веке поездки через Европу в больших, удобных и комфортабельных каретах, снабженных всем необходимым…
© Автопилот
Декабрь 2009