Кто не успел — тот опоздал. Зима в Москве начинается как всегда внезапно не только для коммунальщиков, но и для тех, кто не «обрубил концы» загодя и с «ноябрьских» не встал на прикол до «майских». И для тех, кто самым прозаическим образом не поменял резину. Все они рискуют в одинаковой степени. Не рискуют разве что профессионалы экстрима, которые трудностями подобного рода живут каждый день. В Новом Свете таких энтузиастов в прошлом называли первопроходцами или пионерами, а сейчас — trail blazer, «прокладывающими тропу». Не удивительно, что столь гордое определение для тех, кто всегда впереди, не могло не стать нарицательным. Однако новый внедорожник Chevrolet TrailBlazer — не просто покоритель непроходимых пространств. Он еще и бесстрашный сухопутный ледокол, ибо идя на штурм спаянных первым, но солидным по толщине льдом промоин песчаного карьера и заледенелых, нарезанных самосвалами, «пьяных направлений» новый Chevy очень напоминал могучий корабль, который, ломая форштевнем торосы, упорно движется к полюсу.
Марка Blazer известна более трех десятков лет, и можно сказать, что за это время «легкий грузовик» (по американской классификации) с характерным «крестом» эмблемы Chevrolet на облицовке радиатора завоевал Америку. Blazer явился первооткрывателем не только новых мест и маршрутов, но также и нового класса многоцелевых автомобилей для деловых поездок и активного отдыха. Как и положено, за это время Blazer «подрос», и автомобиль 2000/2001 модельного года заметно приблизился по размерам к своему старшему брату — Tahoe: колесная база увеличена на 150 мм, а ширина — на 170. Естественно, что прежде всего это в лучшую сторону отразилось на плавности хода и комфортабельности размещения пассажиров. Вообще, стремление создать максимально комфортабельные условия для водителя и пассажиров — одна из основных отличительных черт современной автомобилизации. Другая — интернационализация мировых рынков, разноголосый хор которых давно напоминает одну большую деревню, имя которой — Новый Вавилон. И подтверждение этого — Chevrolet TrailBlazer. Он уже появился не только в Европе, но и в России.
Снаружи новый автомобиль заметно больше «просто» Blazer, а его дизайн очень близок к «старшему брату» — новому Tahoe. В особенности это родство заметно сбоку, когда видишь мускулистые прямоугольные арки колес и характерно выступающий мужественный «подбородок» переднего бампера. С «лица» TrailBlazer также ни с кем из «посторонних» не спутать — это явный представитель семьи Chevrolet: с фамильной «двухэтажной» светотехникой и знакомым крестом фирменной эмблемы. Из новинок можно отметить стилизованные «санки» для преодоления песчаных дюн, выразительную заднюю светотехнику и дублеры указателей поворотов, «имплантированные» в корпуса зеркал заднего вида. Кроме того, по моде сегодняшнего дня линия капота более не представляет собой бездушную горизонталь. Отныне, для большей выразительности, ее края около фар эмоционально приподняты, словно брови возбужденного собеседника. Такой «взгляд» запомнится надолго...
Для знакомства было решено найти соответствующее рангу автомобиля бездорожье, а сначала — через город на загородное шоссе. Усевшись в услужливо отодвинутое сервомотором сиденье, нажимаю кнопочку «1» и, отрегулировав под себя положение кресла, шарю там, где обычно находится пряжка ремня безопасности. Его нет... Оказывается, что теперь ремень крепится в верхней части спинки. Что ж, это и удобно, да и престижно — точно так же сделано и в Cadillac. Сиденье снабжено явно выраженной боковой поддержкой, которая недвусмысленно намекает, что автомобиль динамичный и резвый. Оглядевшись по сторонам, понимаешь, что все знакомо и никаких особенных революций в эргономике «трака» не произошло. Разве что изменилось привычное для Америки место рычага стояночного тормоза: он теперь на европейский манер — ручной и торчит между кресел. Настраивая внутреннее зеркало (снабженное компасом!), замечаю над ним прорези и ряд кнопок. Оказывается, там цифровой магнитофон, который позволяет сделать любую 4-минутную запись. Аппетит у автомобиля вполне умеренный: 10-12 литров нашего «92-го» на «сотню» (если, конечно, не лазить по грязи с включенным полным приводом на пониженной передаче). Для проверки одной из восьми кнопок на руле устанавливаю на дисплее «информационного центра водителя» режим оповещения о расходе топлива. Попутно считаю сервисные функции компьютера — их больше дюжины. Чтобы оживить рядную 24-клапанную шестерку Vortec, делать нужно все как обычно и, главное, не бояться, поскольку везде ощущается неусыпный контроль электроники — даже стартер «перекрутить» нельзя! Батарея выдает стартовый ток в 600 А (!), свечи снабжены платиновыми электродами и на каждой из них установлена своя катушка зажигания.
Едем! Вначале все как обычно: селектор АКП на D, а привода — на 2HI и, по опыту общения с былыми полноприводными американскими траками, — энергично на педаль. А вот как раз энергично теперь и необязательно! Хотя мотор и не восьмерка, он тих и имеет приятный тембр «голоса». У автомата и в помине нет былой задумчивости, более того, TrailBlazer показался мне сначала даже излишне прытким и каким-то экзальтированным. Эти ощущения не покидали меня до первого энергичного торможения, эффективность которого сначала приятно удивила, а затем даже заставила провести переоценку ценностей. И тем, кто привык относиться к американским внедорожникам как к домашнему кинотеатру, где, выставив круиз-контроль на 90 км/ч, можно, оперевшись на широченный подлокотник, рассматривать неспешно проплывающие в окнах пейзажи, — придется переучиваться. Например, торможение обеспечивают 4 вентилируемых (!) дисковых тормоза. Как бы компенсируя потерю былой беззаботности, создатели TraylBlazer заготовили новые «игрушки»: удивительную систему полной шумовой компенсации Audio Pilot, которая автоматически поддерживает громкость звучания аудиосистемы Bose в зависимости от шумов внутри автомобиля (как только вы съедете на брусчатку или откроете одно из окон — громкость увеличится), а также раздельную регулировку микроклиматом для левой, правой, передней и задней частей салона, где разница температур между разными «углами» салона может составлять 15°С (!), а кроме того, задние пассажиры, имея в своем распоряжении дисплей и четыре дефлектора подачи воздуха, могут изменять силу и направление воздушного потока.
Однако пора вспомнить, что едем-то на внедорожнике, хотя, признаюсь, сделать это непросто. На спидометре 150, под колесами — то сухо, то мокро, а то и лед, неравномерно заполнивший выщербины на характерно затяжных поворотах Новорижского шоссе. Пока машина всего этого вроде бы не замечает. Но скорее всего — наоборот, только об этом и «думает», незаметно для меня перекидывая усилия двигателя с задних колес на передние согласно установленному режиму Auto 4WD. Когда я сказал «думает», я не оговорился, ибо как иначе можно охарактеризовать способность бортовой электроники, объединяющей 17 управляющих модулей, обеспечивать обмен информацией друг с другом со скоростью до 43 миллионов команд в секунду?! Тем не менее желание найти грязь и испробовать два оставшихся режима по-настоящему полного привода перекрывало все эмоции от великолепной дорожной езды. Все, пора вспомнить, что на дворе, как по заказу, началась зима, и настало время на деле проверить, как новый внедорожник оправдывает свое название и «прокладывает тропу». Выгодное отличие ближайших пригородов Москвы от иных европейских столиц в том, что найти место, где можно посадить на брюхо или утопить в луже автомобиль средних размеров, проще простого. Действительно, быстро отыскав на выезде из города «мамонтоподобный» КрАЗ с характерными следами глины на колесах, мы «сели» ему на хвост и через триста метров после окружной свернули налево... А вот и карьер. Если вы приехали не на полноприводном автомобиле, колеса которого меньше 16 дюймов, оставляйте его тут же, в придорожных кустах, — в ближайшее время он вам вряд ли понадобится.
Впереди, насколько хватало глаз, простиралась прихваченная морозом паутина трехколейных «направлений» с глубиной в половину колеса большегрузного самосвала. Для непонятливых поясню, что средняя колея мельче, ибо она не что иное, как след от дифференциала... По краям наезженных дорожных рвов блестели зеркала замерзших лунных кратеров и просто луж. Сомнения длятся мгновение, и правая рука уверенно нащупывает рукоятку селектора привода. Один щелчок вправо на 4HI (постоянное распределение момента между передним и задним мостом 50:50), и теперь все 373 «ньютона» работают на меня, минуя «мозги» автоматики. Правда, в запасе есть еще и режим понижающей передачи, но его почему-то «будить» не хотелось. Чувствовалось, что где-то в глубине сознания все явственнее просыпается азарт и риск пионера-первооткрывателя. Хотелось обогнать (справа!) еле ползущий впереди КрАЗ и, перевалив через огромный песчаный конус, укатить куда-нибудь прочь от города и его черно-белых проблем...
О том, что на автомобиле была установлена не грязевая, а незатейливая всесезонная резина, я узнал уже потом, когда, стоя на ровной площадке песчаного плеса, обходил вместе с фотографом автомобиль вокруг, внимательно осматривая кузов. В увиденное верилось с трудом, и я даже несколько раз заглядывал под «брюхо» машины. Все цело и ничего не оторвано. Целы даже казавшиеся легкомысленными для серьезного внедорожника пластиковые брызговики и кокетливая аэродинамическая юбочка под передним бампером! Невольно оглянувшись назад, я увидел две рвано вспоровшие лед колеи, а также вытянувшиеся от удивления лица водителей самосвалов, оставшихся на другом берегу гигантской лужи-озера. Очень захотелось крикнуть на тот берег: «Вперед, ребята, вы же видите — тропу мы проложили и теперь по ней можно смело ехать всем!», но работягам надо было вкалывать, а мне предстояло еще вернуть автомобиль в гараж, избавиться от эмоций и написать так, чтобы мне поверили…
© Автомобили
Декабрь 2001