Выбирать автомобиль просто по характеристикам и описаниям давно уже не имеет смысла. За обещающей формулировкой "двухлитровый седан" могут скрываться совсем разные по идеологии машины. Такие, как Ford Focus и Mitsubishi Lancer.
Герои рассказа Чехова вспоминаются с первого взгляда на эти два автомобиля. Подчеркнуто высокий и округлый Focus выглядит гораздо "упитаннее" длинного и низкого Lancer. И, подобно персонажам, придуманным Антоном Павловичем, две модели класса "С" на первый взгляд должны отличаться мало: обе имеют двухлитровый мотор, весьма популярный у нас тип кузова и даже сходные детали внешнего вида - например, треугольные блок-фары. Однако мало-мальски близкое знакомство дает понять, что как окончание одной гимназии не гарантировало чиновникам одинаковую карьеру, так и близкие цифры технических характеристик не означают полного сходства потребительских качеств.
Механическое пианино
Принципиальная разница в концепции проявилась в выборе типа трансмиссии. Две компании прямо-таки противопоставили топ-версии своих популярных моделей на нашем рынке: Mitsubishi продает в России Lancer исключительно с "механикой", Ford же двухлитровый двигатель сочетает только с "автоматом". То есть японцы предлагают выжать максимум, а вот представитель "большой тройки", наоборот, счел, что повышенные возможности двигателя позволяют упростить жизнь владельцу.
Интересно, что подход "Мицубиси" разделяет другая японская марка - Mazda.
Разумеется, дело не обошлось без того, чтобы подчеркнуть идею динамики в дизайне Lancer. Седан к нам поставляется только в исполнении Sport. Антикрыло на багажнике, задние фонари с прозрачными рассеивателями a la Evo VIII, чуть затемненные фары и литые 16-дюймовые диски дадут окружающим понять, что это - не просто Lancer. А самому владельцу об этом будут напоминать шкалы приборов цвета слоновой кости с очень приятной красной подсветкой.
А вот двухлитровый Focus ничем не отличается от других модификаций в аналогичных исполнениях. Правда, выбор их несколько сужен: самый мощный мотор недоступен в самом дешевом варианте Ambiente. Зато его можно получить в трех остальных. "Наш" Focus был в исполнении Comfort, дополненном "зимним" пакетом, в который входит очень редкая, но чрезвычайно полезная в наших краях опция - электроподогрев ветрового стекла. По сравнению с "Лансером" эта машина выглядела довольно скромно. Но и Focus можно получить с электрическими стеклоподъемниками на всех дверях, а не только на передних, и с АБС - правда, тогда стоимость Ford даже немного превысит цену Mitsubishi. Хотя отметим, что боковых подушек на автомобили из Всеволожска не предлагают совсем. Ну что же, подогрев стекла выглядит вполне адекватной компенсацией: он будет решать проблемы владельца по нескольку месяцев каждый год, а вот боковые подушки, возможно, не понадобятся совсем. Или их следует считать признаком машины для более агрессивного вождения?
Душечка и Анюта
По конструкции машины в достаточной степени схожи: передний привод, "МакФерсон" впереди, многорычажная подвеска сзади. И обе совсем неплохи по сочетанию управляемости, устойчивости и комфорта. Focus, конечно, разгоняется медленнее "Лансера" - гидромеханическая трансмиссия имеет меньший КПД, чем простая "механика". Однако как чеховская Душечка легко перенимала интересы каждого из своих мужей, так и Ford способен приспосабливаться к стилю вождения в довольно широком диапазоне: от спокойного дефилирования по Тверской в поисках магазина и парковки у него до "прохвата" по трассе Москва-Дон. Дело не в том, что его коробка "адаптивная" - она имеет довольно простую по нынешним временам конструкцию. Дело в том, что запас мощности вполне достаточный, чтобы при желании доказать большинству , что этот Focus - машина для любителей действительно быстрой езды. Достаточно просто "втопить" акселератор до упора. Коробка начинает переключаться где-то в районе пяти-шести тысяч об/мин вместо обычных трех-четырех, и машина летит вперед. Подвеска позволяет проделывать эти фокусы и на не очень прямой дороге, при этом вполне деликатно относится к ощущениям пассажиров и водителя, довольно успешно маскируя особенности дорог. Тут ей безусловно помогает высокопрофильная резина, хотя такой крупной машине 14-дюймовые диски не особенно "к лицу". Можно получить и литые 15-дюймовые, но для этого придется выбрать версию Ghia или же доплатить $683.
Старания Mitsubishi по "оспортивливанию" Lancer не прошли даром: более жесткая подвеска с усиленными стабилизаторами поперечной устойчивости и шины с высотой профиля всего 50% на 16-дюймовых литых дисках обеспечивают великолепную "сцепку" с дорогой. При этом машина сохранила довольно приличный уровень комфорта. Тем не менее Lancer в этом варианте - в большей степени средство получения удовольствия от управления, чем просто средство передвижения. Как Анюта из "Анны на шее", оценив свою привлекательность, стала вертеть мужем, так и эта машина твердо и однозначно заявляет, что ездить надо быстро. Это приятно. А вот ноги должны быть чуткими: по японской традиции, педаль сцепления имеет очень длинный ход. Неплохо было бы поменять ее с тормозом - после точно дозирующего усилия Ford кажется, что у Mitsubishi тормоз имеет два положения: "включено" и "выключено". Хотя и к этому привыкаешь довольно быстро.
Совсем не требует времени на привыкание рычаг коробки передач с довольно короткими ходами и очень четким включением. Причем им можно пользоваться нечасто : мотор не проявляет особенного недовольства при работе на оборотах, близких к предельным. Хотя только около 4000 он действительно "оживает". Это проявляется и в звуке, близком к "настоящему" спортивному рокоту, и в отзывчивости машины на движение педали газа.
Краткость - сестра таланта.
К сожалению, в городе Москве и прилежащих окрестностях существуют не только третье кольцо и автомагистрали, на которых достоинства мощных двигателей проявляются в максимальной степени. Даже на том же кольце встречаются пробки, где надо ползти - состояние, в котором Focus лучше Lancer по определению. А еще есть тесные парковки, на которые надо въезжать и с которых надо выруливать. На них, как ни странно, гораздо уместнее Lancer: переключаться с первой на задний ход и обратно одинаково удобно на обеих машинах, но вот багажник Focus... Он очень высокий и напрочь перекрывает возможность оценить габариты. Несколько утомительных парковок заканчивались кривыми улыбками: вроде так мучился, а оказалось, что сзади был запас в добрых метра полтора. Остается только посмеяться над своей чрезмерной осторожностью, но лучше купить что-нибудь типа "парктроника". Или просто купить хэтчбек - самому популярному в Европе типу кузова дизайнеры явно уделили максимальное внимание. И багажник седана у Focus выглядит почти как "навесное оборудование".
У Lancer с этим куда проще: при желании можно разглядеть в зеркало кромку багажника или как минимум антикрыло, которое по совместительству выполняет роль указателя габарита. Только надо не забыть убрать хотя бы средний из задних подголовников. А лучше - все. Однако такой удобный и красивый снаружи, изнутри багажник Lancer проигрывает и по количеству, и по качеству. Во-первых, он меньше: между 430 и 490 литрами разница вполне заметная. Во-вторых, крышка без внутренней отделки выглядит как-то нелогично на автомобиле стоимостью под $20 тыс.
Вопрос о цене возникает не только в момент покупки. Быть владельцем Mitsubishi - удовольствие не из дешевых. Хотя межсервисный интервал для Lancer сейчас увеличен с 10 до 15 тыс. км, Focus по этому параметру опережает японскую марку: он должен появляться на сервисе лишь каждые 20 тысяч. Итог такой: стоимость всех обязательных и рекомендованных работ, а также запчастей, которые владелец автомобиля должен оплатить за первые 60 тыс. км пробега, для Focus составляет примерно $900, а для Lancer - $1170. Собственно, удивляться тут нечему: тот факт, что дилеры большинства марок, особенно японских, зарабатывают на запчастях и сервисе больше, чем на продаже машин, уже ни для кого не секрет.
© Автопилот
Июнь 2004