Ford S-Max – автомобиль, далекий от инженерного величия. Вообще нисколько не претендующий на славу. Его могила будет в километре от пантеона автомобильных богов. И даже продакт плэйсмент – первейший знак обласканности модой – обойдет его стороной. Но не родившись легендой, он родился счастливым. Стал символом своего времени.
Время, когда Paris и Hilton были двумя разными вещами, и каждая занималась своим делом, кончилось. Наступило другое. И сейчас нет ни одного шампуня, который не мечтает быть кондиционером, и факсового аппарата, который не становится сканером...
Сначала у водителя была потребность. Отвезти семью, собрав ее из нескольких поколений родственников. Потом у водителя было желание. Избавиться от всех этих «родственных» разговоров, перечислений болезней, последствий, лекарств, проблем. Следом у водителя появился Opel. Его минивэн Zafira с двухлитровым турбомотором превращал поездку в безумно приятную карусель, так что даже тетя Люда, еще вчера готовая слечь в могилу от радикулита, начинала наслаждаться каждой секундой еще текущей жизни. И, всхлипывая, ловить воздух молчаливым ртом. Так для всех остальных водителей на свет родился тренд на «оспортивленные» вэны. Который, в свою очередь, породил Ford S-Max.
Но этот семиместный минивэн, построенный на платформе следующего Mondeo, создан не только для того, чтобы дарить инфаркты направо и налево. Он еще круче. Как и любая модная вещь, на которую стоит тратить деньги, он совсем не то, чем кажется. Как кроссовки с насосами, наручные часы с шагомерами и телефонные аппараты с фотокамерами, Ford S-Max может перевезти семь человек, но это лишь один из пунктов стандартной комплектации. Автомобиль – лайф стайл, он создан по образу и подобию современного человека со всем его хаосом из понятий, привычек и помыслов. И в основании этой постмодернистской пирамиды, естественно, имидж. А раз так, то форма будет задавать содержание, а не наоборот, как было со времен Renault Espace. Поэтому не удивительно, что массовый производитель превратил ординарный однообъемник в уменьшенную копию скоростного поезда, который курсирует под Ла-Маншем. Острый и аэродинамически выгодный силуэт предполагает скорость, и даже если ее нет, это не столь важно. Уверен, что эти раздутые арки заставляют немецких тюнеров нервничать. Прорези в них вызывают к жизни все детские представления об автомобильной крутизне. Стильные и большие 18-дюймовые колеса – туда же. Жабры в переднем бампере кричат о распределении воздушных потоков, но стоит ткнуть пальцем внутрь отверстий, как сразу наткнешься на что-то жесткое. Заглушка! Зато смотрится.
Даже не зная итальянской нецензурной лексики, можно предположить, что ответил бы Джуджаро на совет взять пример с дизайна сотовых телефонов. Но фордовцы – не робкого десятка, и поэтому откровенно признаются: многие интерьерные ощущения должны напоминать прикосновения к дорогим мобильникам. Странно, но почему ощущения от автомобиля ценой в четверть сотни тысяч долларов должны перекликаться с теми, что исходят от вещи стоимостью в $500? Готовый вопрос для летней серии игр «Что? Где? Когда?».
И ответ логически проистекает из вопроса: в системе ценностей тех, для кого сделан S-Max, он равнозначен модному телефону. Или, по крайней мере, он старается быть на уровне.
Следующий кусок пирамиды, без которой не понять S-Max, называется актуальность. Со своим спортивным имиджем он своевременен и необходим, как членская карточка фитнес-клуба. Здоровый образ жизни и белозубые улыбки девушек в облегающих спортивных костюмах полагаются водителю S-Max за его активную жизненную позицию. За отход от имиджа «главы семейства» в пользу «папы-плэйбоя». За искусственный загар и свежесть мышления. Таким образом, хозяин S-Max не просто сидит на двух стульях сразу. Он берет у «наших и ваших» самое лучшее: респектабельность отца семейства, спортивность холостяка. И, смешивая, но не взбалтывая, проглатывает залпом. Жить в стиле «фьюжн» – это сейчас модно. А Fusion – это тоже, кстати, фордовское изобретение.
Вот и сам Ford старательно изображает на всех фотографиях, как уместно в салоне смотрится не орава детей, а пара велосипедов и доска для виндсерфинга. Дети – они у того, кто водит Ford Galaxy. Для владельца S-Max это пока неактуально.
И наконец, верхушка пирамиды. Маленький такой, вовсе необязательный треугольничек. Это и есть сам Ford S-Max, его насущная сущность. И если вы устали от всех этих образов и сравнений, самое время понять, что он собой представляет. Ведь он чертовски хорош и без всяких имиджевых заморочек.
Сделанный на той же платформе, что и Мazda5 годом ранее, он обладает сразу несколькими козырями. Первый: многорычажная задняя подвеска и унаследованная вместе с ней управляемость легкового автомобиля. Несмотря на высоту кузова и очевидно невыгодный центр тяжести, S-Max не заставляет пассажиров раскачиваться, подобно маятникам, во время прохождения поворотов. Свой вклад вносит и низкопрофильная резина, причем обратная сторона ее применения – жесткость отклика на стыки и ямы. Рулевое управление здесь – эталонное по усилию, и пожалеть можно лишь об отсутствии четкого «нуля», но это похоже на придирку. Гораздо больше мешает быстро ехать длинный кузов и высокая посадка водителя. Зато есть кнопка отключения ESP, что позволяет, закрепив все барахло и сделав последнее предупреждение пассажирам, попробовать «быть», а не просто казаться «спортивным». После серии таких заездов появляется повод похвалить термоустойчивые тормоза и адекватно настроенную ABS, которая не дробит в ногу, а без истерик делает свое дело. Также Ford S-Max предлагается с адаптивной подвеской, которая работает в трех предустановленных режимах: Comfort, Normal, Sport. Это основная часть интерактивной системы управления динамикой автомобиля (IVDC), которая активно сотрудничает с адаптивной системой круиз-контроля (АСС), усовершенствованной ESP и системой предупреждения о препятствии по ходу движения (FA). И весь этот мощный кулак наступления по фронту активной безопасности доступен как опция за $2700.
Второй козырь: турбомотор объемом 2,5 литра, перекочевавший на минивэн с горячего Focus ST. При повысившейся массе машины он уже не может обеспечить столь пьянящий разгон, но динамика остается внушительной. Что впечатляет, так это более четкая, чем на ST, работа механизма переключения коробки передач. Повинуясь легкому толчку рукой, рычаг буквально впрыгивает на желаемое место – за горячим хэтчем такого не замечалось. Правда, в ежедневном режиме движения шестая передача остается неизведанным деликатесом. За счет большого количества «момента», автомобиль вполне может ехать и на ней, но в 99% случаев хватает и пяти передач.
Кроме S-Max с двигателем 2,5 л, представленного журналистам, в Россию будут поставляться автомобили с бензиновым мотором 2,0 л, а также с турбодизелем объемом 1,8 л, знакомым по линейке Focus. Последние два комплектуются пятиступенчатой «механикой», а об автоматической трансмиссии речи пока не идет.
Салон автомобиля радует глаза и руки качественной отделкой и не самыми дешевыми материалами. Сиденья водителя и пассажира имеют выраженную поддержку и сносно держат тело в дорожных кривых. Что касается третьего ряда сидений, то уместность посадки туда взрослых ростом выше 1.8 метра вызывает сомнения – слишком низко «спадает» крыша автомобиля. Да и проникать туда через стандартные двери не так удобно – то ли дело у Mazda5, где проемы были, на первый взгляд, побольше. Легкий и удобный алгоритм складывания третьего ряда сидений в пол FoldFlatSystem позволяет получить ровную поверхность багажного отделения, лишь на несколько сантиметров возвышающуюся над нижней кромкой пятой двери. Но из-за складывающегося третьего ряда автомобиль лишился и запаски, и докатки – запланированная ниша занята ровно наполовину. Не самый большой недостаток, как обычно, проявляется в самое неподходящее время. Но если на помощь журналистам всегда готовы прийти организаторы, то кто поможет среднестатистическому клиенту, вставшему из-за прокола ночью посреди тмутаракани – опять вопрос для летней серии игр «Что? Где? Когда?».
Зато все недостатки с лихвой оправдывает ценник – в России автомобиль будет продаваться за очень привлекательные деньги. $24 630 – вот цена базового S-Max с двухлитровым бензиновым мотором. Дешевле можно купить Hyundai Trajet (от $23 890), а более современные модные конкуренты обойдутся дороже: Renault Grand Scenic 2.0 ($28 499), Volkswagen Touran 2.0 TDi ($31 598), Honda Stream 2.0 (от $27 500) и Mitsubishi Grandis 2.4 ($30 790). А на сэкономленные деньги вполне можно позволить себе запаску.
© Автомобили
Июнь 2006