Ничего не клеилось. Статья по автосалону упорно «не шла». И вообще все было просто отвратительно. А тут еще автомобиль номера — «Езжай, забирай». Ну хоть бы на сутки позже! «А какой мотор-то?» — «Трехлитровый». «Ага, ну понятно. Американский Escape с разлинованным на километры в час спидометром. И, небось, стрелочкой с надписью «fuel door» на тахометре...» — мрачно подумал я и поехал забирать.
Старый знакомый Анатолий ждал у выхода из бизнес-центра. Как-то так получилось, что почти каждый Ford, что приходилось брать на тест в представительском офисе, я получал из его рук. «Классный автомобиль. Особенно динамика», — радушно сказал Анатолий, вручая ключи. «Кто бы сомневался — три литра на полторы тонны массы...» — подумал я. А по поводу классности — поживем — увидим. Но особых возражений не возникло: надо отдать должное Анатолию, он никогда не преувеличивал достоинств вверенных ему автомобилей, хотя вполне имеет право — из «фирменного патриотизма». Ну вот, все как я и думал. Широкие сиденья, селектор «коробки» — в виде подрулевой «кочерги»... Правда, надписи «fuel door» не было, но у бензоколоночки, нарисованной на шкале уровня топлива, примостилась едва заметная треугольная стрелка. Тонко! Панель, конечно же... нет, это она только выглядит мягкой, но если постучать — тот еще барабан. Твердый пластик — и кожаные сиденья. Америка! Вот и наклеечка на стекле: «Kansas City Assembly Plant» — «Сборочный завод Канзас-Сити».
Сиденье показалось жестким и неуютным. Но делать нечего, и я терпеливо принялся подгонять под себя «рабочее пространство». Эх, все как-то «не по-нашему». И рулевая колонка только «вверх-вниз», и сиденье — подушка регулируется сервоприводами, а спинка вручную, да к тому же ступенчато, — странное сочетание! До конца удобно устроиться не удалось, и сиденье пришлось пододвинуть вперед. Гм! Лишь поясничный подпор пришелся точно «по месту», и я, памятуя наставления европейской ассоциации «Здоровая спина», выдвинул его на «максимум». Ну хоть здесь — слава Богу, и то ладно. Как и полагается «американцу», с места Maverick принял внушительно. Правда, вживаться в образ янки среднего достатка не пришлось: слишком уж бодряще потряхивал он на трещинах и мелких выбоинах, и с заокеанскими традициями это совсем не вязалось. «Задубили» американца, чтобы в Европе народ не сильно плевался по поводу управляемости», — думал я, выезжая на проспект. Но с началом ровного асфальта мысли по поводу плавности хода отошли на второй план и вернулись прежние, еще более мрачные, по поводу статьи об автосалоне. В этом расположении духа я и пребывал, когда вдруг прямо перед носом возникли фонари тормозящего «Мерседеса».
«Э-э, стоп! А чего это я так разлетелся-то?» — подумал я, на удивление легко увернувшись от его кормы. Действительно, ведь обычно с незнакомым автомобилем все постепенно — присмотреться надо, примериться, привыкнуть, в конце концов! Тем более с внедорожниками, на которых я ездил редко. Тем более с американскими — от них всегда ждешь какого-то подвоха: то «автомат» не такой, то подвеска, то тормоза... А тут, что называется, сел и поехал. Как на своем собственном. При моих-то «европейско-легковых» замашках! С чего бы? И я начал разбираться. Руки очень удобно, по-спортивному, держат руль. Он, конечно, «пустоват», но реакции быстрые и четкие. И резко перестроиться из ряда в ряд — не проблема. И крены невелики, при небольших, правда, угловых ускорениях. Кстати, и реактивное действие на руле на самом деле есть, надо лишь привыкнуть, что усилие невелико. И тормозит неплохо! А «автомат» без всяких «троников» сам по себе делает, что надо. Вот это да! Вот это «американец!» Настроение вдруг как-то само по себе поднялось, и я уже сознательно принял темп и «правила игры» быстрого потока.
Поразительно, новейшая модель, а на него совершенно не обращают внимания. «Американско-никакой» дизайн? А вот и здорово. Они, эти стильные Lexus, «пухлые» Land Cruiser 100 и «квадратные» G-классы, не принимают меня всерьез? Бога ради. Вот и ML 320 лихо обошел меня справа, бросил ироничный взгляд и встроился впереди. Нет проблем! Я спокойно уйду на соседнюю полосу и нажму на педаль. Всем привет! Мотор радостно раскручивается до «шести с половиной» и легко уносит Maverick вперед — мужики, у нас в родстве топ-Mondeo и даже не один Jaguar! Мы тоже умеем «крутить обороты», не смотрите, что внедор... Внедорожник? Прямо напротив редакции стояла Honda CR-V, и, паркуясь, я вдруг подумал, что в профиль она мне что-то сильно напоминает. Ну да! Maverick! Действительно, есть что-то! А только ли внешне? Двигатель впереди поперек, привод задних колес через очередную японскую «хитро-гидравлическую» (никакой электроники!) систему, несущий кузов, независимые подвески... Братцы, да это же... Нет, чур меня, чур! У «моего» «загородная» подготовка куда лучше! Ford все-таки, традиции предков: и дорожный просвет, и под днищем ничего не свисает, и «лыжа» защитная снизу под картером, и блокировка муфты привода... Хотя, если честно, какие они ему предки, эти рамные «компактные-полноразмерные», да и предыдущий Maverick, который Nissan Terrano II, — тоже... Да ладно, на проходимость пробовать его все равно не буду. Жалко. Да и негде. Да и некогда. Шурик Ноздрин появился неожиданно и расставил точки над «i»: «Поехали снимать!» — «Куда?» — «В карьер!» — «Да он же...» — «В карьер!».
Дорогу в песчаный карьер нашли, но залезть туда вечером, когда перспектива найти тягач «в случае чего» явно не светила... То влажный, но сыпучий песок, то лужи и песчаное «месиво» с консистенцией жидкой каши, а у нас дорожные шины... Энтузиазма немного добавил экскаватор, рывшийся у самого въезда. «В крайнем случае его попросим», — утешил я себя. Правда, троса с собой не было, но все равно — легче. Ноздрин по-хозяйски осмотрел местность и сказал: «Вот сюда». Показывая на рыхлый песок. Я оглянулся на спасительный экскаватор и заехал в песок. Саня посмотрел один ракурс, другой... «Нет, не то. Давай назад.» Назад Maverick не захотел — чуть дернувшись застыл, пробуксовав, а я, чтобы не зарыться совсем, сразу бросил педаль акселератора. И решил выйти посмотреть. «Чего ты вылезаешь, ты назад выезжай! Солнце уходит!» — закатный цвет светила явно не давал Шурику покоя. Я рассвирепел, плюхнулся в сиденье, передвинул «кочергу» на «D» и нажал. Взвыл мотор, и Maverick, как-то подпрыгнув, вдруг резво выехал на накатанную колею, словно и не было никакого песчаного плена. Ну да, ведь надо было, чтобы побуксовали передние колеса! Автоматика! Хотя — а ну ее, мы эту муфту да блокировочкой!
Потом «не то» было во всех окрестных перелесках, на просеках и полянах. Мы облазили, кажется, все сомнительные косогоры и буераки, перебрав почти весь ассортимент дачного и не очень дачного бездорожья. Кадра все не было, но Maverick вселил в нас такую уверенность, что мы даже не заметили, как наш потенциальный спасатель закончил рабочий день и заснул, уткнувшись ковшом в песок. «Поехали к озеру на пляж». — «Поехали». Поначалу, правда, разведали дорогу через огромную жидко-песчаную лужу, но поехали. И проехали. И по луже, и по пляжу, где боялись было зарыться в сухой песок, и по осып'авшемуся песчаному косогору, когда, «отснявшись», вылезали из карьера на дорогу. Нет, он меня определенно «зацепил». И я увлекался все больше и больше. И сопротивлялся этому увлечению, словно отстаивая какую-то внутреннюю независимость. Каюсь, следующие два дня я изобретал для него все новые каверзы: носился по скоростным магистралям, «пересчитывал» городские перекрестки, торчал в пробках, «утюжил» Рогачевское шоссе и даже заехал на остатки кольцевой трассы на Ходынке. Я искал, чем утереть ему нос, а он добродушно принимал вызов и утирал нос мне.
Я разгонял его почти до максимальной скорости, а он невозмутимо, словно седан бизнес-класса, шел по прямой и в пологих поворотах, и даже неровности, которые он проходил по-прежнему жестко, нисколько его не волновали. Я заставлял его входить в поворот на все большей скорости, а он играючи проделывал это, и под конец, глядя на спидометр, я уже не очень верил своим глазам. Я пытался подловить его на критических режимах, а он скользил в виражах на удивление предсказуемо. И лишь однажды, когда я слишком «перебрал» с «газом», он не «вытянулся» из бокового скольжения и пошел в занос — видимо, резко подключился задний мост. Но ведь на скользкой дороге, где такое реально могло произойти, я бы заранее включил «жесткий» привод, а тогда его поведение становится «предсказуемо-полноприводным»! Я искал просчеты в работе трансмиссии-«автомата»: бросал Maverick в разгон, тормозил двигателем на спусках, отключал «овердрайв», пробовал «принудительные» режимы. А он, живо и почти незаметно переключая передачи, демонстрировал мне, что и без моих вмешательств прекрасно знает, что делать. И лишь иной раз при переключении «вниз» будто переводил дыхание. И я «сломался». Я поверил в него окончательно. И отдавал его с грустью. Наверное, еще и потому, что пока он был со мной, у меня все было отлично. И все получалось.
© Автомобили
Октябрь 2001