Про "Джип", да еще про тот, который "широкий", у нас, наверное, знают все, начиная от подростков и заканчивая пенсионерками. Легендарные американские внедорожники марки Jeep в эпоху развития капитализма, или, как ее теперь называют, эпоху первоначального накопления капитала, являлись самым ярким примером того, как нужно жить и на чем нужно ездить. Самым "крутым", естественно, был "старший брат" Jeep Grand Cherokee, а те, кому не позволяли средства, ездили на моделях попроще. Таких, как Jeep Cherokee…
Впрочем, говорить о том, что Cherokee - это автомобиль "попроще", могли только владельцы вышеупомянутых Grand Cherokee, а для всех остальных настоящий "Джип" по-прежнему оставался несбыточной мечтой. Но времена меняются, и вместе с ними меняются и представления о том, каким должен быть хороший автомобиль, особенно внедорожник. Постепенно на смену настоящим "проходимцам" пришли так называемые "паркетные" внедорожники, с более совершенными ходовыми качествами, потрясающей разгонной динамикой, дизайном, как у футуристических концепт-каров. Естественно, что старый Cherokee со своим дизайном и конструкцией образца 1984 года не мог на равных конкурировать с такими моделями, и даже рестайлинг 1996 года, значительно преобразивший "индейца", оказался неспособным изменить ситуацию - машина медленно, но верно теряла "тираж". Но теперь, после появления совершенно нового Jeep Cherokee, дела у этой модели, похоже, пойдут на лад: новинка оказалась очень хороша. И об этом поподробнее...
"Это Jeep? Это Cherоkee?", - изумлению поклонников модели, наверное, не было предела. Контраст между старым и новым Cherokee не просто разителен, он вообще "разделил" эти модели. Если бы не характерный дизайн и лейбы "Jeep" на капоте, то угадать в новом Cherokee/Lyberty потомка старого, угловатого "индейца" просто было бы невозможно. Если уж на то пошло, то новый автомобиль больше похож на другой внедорожник из "клана" Jeep - утилитарный "проходимец" Wrangler. Те же простоватые круглые фары, фальшрадиаторная решетка с вертикальными прорезями и множество других "вторичных" признаков. Из-за этой самой решетки, кстати, фирма Jeep даже судилась - руководству фирмы показалось, что такая же деталь у нового Hummer H2 слишком похожа на "джиповскую", которая уже в нескольких поколениях является фирменной чертой автомобилей марки Jeep. Правда, в итоге суд признал притязания фирмы несостоятельными, и Hummer H2 останется с такой решеткой, с какой он был изначально представлен публике. Впрочем, Hummer для нас не актуален хотя бы потому, что такие автомобили вряд ли будут поставляться на наш рынок, в отличие от нового Jeep Cherokee. Первое знакомство публики с этим автомобилем состоялось еще далеко до "Моторшоу 2002", и в настоящее время машина весьма активно продается дилером. Что ж, посмотрим...
Внешний дизайн нового Cherokee можно обсуждать сколь угодно долго, и при этом мнения сторон могут совершенно не совпадать, но одно можно сказать точно: машина получилась действительно незаурядной. Ее можно назвать забавной, красивой или уродливой, интересной или заурядной, факт остается фактом: она притягивает к себе внимание. Внутри тоже все очень своеобразно, но не в ущерб эргономике: четырехспицевый "бублик" удобен и приятен на ощупь, а приборы на белом фоне очень хорошо различимы в любых условиях. Сама "приборка" очень информативна и представляет собой, в плане эргономики, один из лучших образов, вот только ей очень не хватает индикатора, отображающего режимы работы автоматической КПП. При переключениях водитель вынужден либо переключаться "на ощупь", либо каждый раз переводить взгляд на диаграмму, нарисованную возле рычага. В остальном все очень хорошо: все нужные кнопки и переключатели под рукой, обзорность хорошая, однако назад практически ничего не видно. Рулевое колесо, кстати, одно из самых удобных среди внедорожников - оптимальны и размер, и толщина, хотя регулировка рулевой колонки по высоте не помешала бы. По заказу прямо на рулевом колесе могут устанавливаться дублирующие кнопки управления аудиосистемой и круиз-контролем.
Посадка спереди удобная, но относительно вертикальная, и в поворотах сразу вспоминаешь, что сидишь очень высоко. Кстати, о поворотах - несмотря на то, что сам автомобиль кренится несильно, водитель и пассажиры ощущают любой поворот как очень резкий и глубокий. Сиденья не имеют никакой боковой поддержки, и поэтому в вираже водитель, вместо того, чтобы управлять автомобилем, вынужден цепляться за руль, чтобы не съехать с кресла.
Задним пассажирам ехать комфортно: места хватает с запасом, особенно по высоте, да и ноги есть куда поставить. Правда, даже в нашей, достаточно шикарной машине не оказалось центрального подлокотника на заднем диване, а сам он даже не "отформован" для двух или трех пассажиров. Зато багажник - мечта любого автовладельца. Несмотря на то, что Cherokee является настоящим внедорожником, пусть и с интегрированной в кузов, но все же рамой, которая сама по себе занимает много места, багажник получился не хуже, чем в легковом универсале. И "виновата" в этом прежде всего "запаска", расположенная на пятой двери. Она не занимает места в багажнике, как это было сделано в предыдущем Grand Chero-kee, и не висит под днищем сзади, что серьезно ограничило бы проходимость автомобиля.
Ездовые качества нового Jeep Cherokee тоже не разочаровали: тестируемый автомобиль оснащен 3,7-литровой "шестеркой", мощность которой составляет 211 л.с., что само по себе гарантирует приятные ощущения от поездки. И он вполне оправдал наши надежды: 10,8 секунды с места до "сотни" - это хорошо даже для "паркетника". Управляется машина легко - руль имеет четко выраженный "ноль", при отклонении от которого усилие на "баранке" ощутимо возрастает. На "змейке" оно помогает мало, но тем не менее на высокой скорости не вынуждает водителя периодически подруливать, корректируя курс. Кстати, о скорости. Если вы любите ездить быстро, не особо тщательно оттормаживаясь перед крутыми поворотами, то сразу же после покупки Cherokee вам нужно поменять покрышки на "шоссейные" - эти, с универсальным рисунком, хотя и хороши на бездорожье, на асфальте мало на что способны. А теперь о бездорожье - вы обратили внимание, какие у Cherokee свесы спереди и сзади? Можно сказать, что их попросту нет...
Именно эта "опция" и выдает истинное предназначение автомобиля: зачем, скажите, такой "поджарый" вид автомобилю, если он не предназначен для бездорожья? А новый Jeep Cherokee если и не предназначен, то по крайней мере неплохо приспособлен для него, в чем мы и имели возможность убедиться. Правда, о том, насколько этот неплохой на асфальтовых дорогах внедорожник окажется "способным" на пересеченной местности, могут догадаться немногие. И не в последнюю очередь потому, что ни снаружи, ни внутри Cherokee ничем не отличается от "паркетников". Хотя, правда, одно весьма существенное отличие все же есть - слева от селектора автоматической КПП расположен рычаг управления "раздаткой". В "нашем" Cherokee стояла заказная полноприводная трансмиссия "Selec-Trac". Она предлагается только в качестве опции, а в "базе" идет более простая и дешевая "Command Trac" - без межосевого дифференциала, с жестко подключаемым передним приводом. Естественно, более дорогая трансмиссия предоставляет большие возможности по части управления автомобилем на бездорожье. Можно выбрать один из нескольких вариантов, к примеру, только задний привод. В данном случае имеются, как в рекламном ролике, одни только преимущества: хорошая разгонная динамика, минимальный износ трансмиссии, да еще и топливо экономится. Машина хорошо и приятно управляется, а при максимальном ускорении даже немного пытается "шлифовать" асфальт задними, ведущими, колесами. По динамике и управляемости машина в таком режиме ничем существенно не отличается от заднеприводной легковушки, разве что высокий центр тяжести да вертикальная посадка дают о себе знать.
Вот только все это существенно на сухом да еще желательно и асфальтовом покрытии, а в любом другом случае... Как раз для этого "другого" случая предусмотрен режим полного привода, причем в зависимости от дорожных (или внедорожных) условий, полный привод подключается немного по-разному. Вторая позиция, которая включается сразу после режима 2WD, наиболее показательно характеризует этот автомобиль: все-таки Jeep, а не какой-нибудь там "паркетник"! Если у всех так называемых "внедорожников" раздаточная коробка, если она все же там имеется, работает по "наступательному" принципу, постепенно переходя от простых к наиболее сложным режимам, то создатели трансмиссии нового Cherokee поступили совершенно иначе. Сразу же после заднего привода "раздатка" включает полный, причем не просто так, а с жестко подключенным передним "мостом" - так называемый part-time. В таком режиме эксплуатировать машину можно только непродолжительное время, да и то желательно на наиболее скользком покрытии, чтобы передние и задние колеса имели возможность пробуксовывать относительно друг друга.
Примерно по такому же принципу работают трансмиссии и у других внедорожников, но там это сделано в целях экономии: жестко подключенный мост системы part-time заменяет блокировку межосевого дифференциала, который в недорогих европейских и японских моделях просто-напросто отсутствует. Проще говоря, чтобы избежать дополнительных трат на установку межосевого дифференциала, конструкторы делают жестко подключаемый передний привод, и их, в принципе, мало волнует, что клиент сможет пользоваться полным приводом только в крайнем случае. Такие автомобили, с жестко подключаемым приводом, да еще и без возможности блокировок межколесных дифференциалов, лично я классифицирую примерно на одном уровне с мощными "паркетниками" вроде BMW X5 - уж лучше иметь "легковую" управляемость и комфорт, а также различные электронные имитации этих самых блокировок дифференциалов, чем ездить на простейшем, с точки зрения механики, автомобиле, который еще вчера, возможно, был утилитарным пикапом. Я было подумал, что и Cherokee примерно из той же когорты, но данный автомобиль меня очень приятно удивил, реабилитировав заодно в моих глазах всех своих "собратьев" американского производства: следующим режимом работы "раздатки" был столь любимый всеми почитателями полноприводных моделей режим "4-full-time". Из его названия можно понять, что данный режим предназначен для долговременного движения автомобиля с приводом на все четыре колеса! То есть крутящий момент двигателя передается на межосевой дифференциал, откуда распределяется по осям, причем ни один из дифференциалов в данном режиме не является заблокированным.
От "2WD" данный режим отличается только тем, что передние колеса в этом случае тоже являются ведущими, а не ведомыми, что положительно влияет на управляемость автомобиля на скользких покрытиях. Между прочим, полноприводных внедорожников, которые могут ездить и в режиме заднего привода, и в режиме постоянного полного привода, на самом деле очень немного. Большинство настоящих внедорожников имеют либо постоянный полный привод, что делает их очень "прожорливыми" и медлительными, либо вышеописанный жестко подключаемый полный привод part-time. И то, что Jeep Cherokee имеет столь сложную и универсальную полноприводную трансмиссию, недвусмысленно указывает, насколько серьезно в компании подошли к вопросу "универсальности" своей новой модели. У инженеров наверняка был огромный соблазн сделать из нового Jeep очередной "паркетник" с независимыми подвесками всех колес и сложной полноприводной, но при этом совершенно беспомощной на бездорожье трансмиссией. И то, что сразу за задним приводом в "раздатке" следует положение с заблокированным межосевым дифференциалом, демонстрирует, насколько серьезная исследовательская работа была проведена при разработке модели.
Когда большинство владельцев включают полный привод? Несмотря на все рекомендации профессионалов, чаще всего только тогда, когда одни ведущие колеса уже не справляются со своими обязанностями, и машина может "засесть" капитально. Полный привод включается лишь для того, чтобы преодолеть тяжелый участок, непроходимый на заднем приводе. Но если бы второе положение в "раздатке" включало бы только полный привод, но без блокировки межосевого дифференциала, то большинство владельцев именно так и поступало бы, позволив бы автомобилю "засесть" окончательно. Ведь для них что "4-full-time", что "patr-time" - все едино, а если машина хорошо "закопалась", то, боюсь, помочь ей не сможет уже не только блокировка с пониженным рядом, но и самоблокирующийся дифференциал заднего моста, что устанавливается по заказу.
А так, едва началась пробуксовка задними колесами, водитель включает "серьезный" полный привод с блокировкой, машина легко выезжает на твердое покрытие, а рычаг "раздатки" вновь переводится в режим "2WD" - легко, просто и без лишних движений.
Нам это тоже помогло. Задавшись целью добиться диагонального вывешивания, мы "рванули" проверять степень "крутизны" каждого подходящего холма. На заднем приводе машина просто не может добраться до середины препятствия, только если с ходу. При малейшем намеке на вывешивание ведущее колесо срывалось в пробуксовку, и автомобиль скатывался назад. Что ж, переключаем "раздатку": в режиме part-time проходимость значительно возрастает, и мы в итоге получаем то, что хотели - классическое диагональное вывешивание. Обратите внимание, кстати, какой крутизны холм пришлось найти, прежде чем хотя бы одно из колес оторвалось от земли. Но это вовсе не значит, что дальше ехать нельзя - мы остановились только для эффектного снимка, а можно было бы с легкостью перескочить через данное препятствие. А ведь мы даже не включали пониженный ряд...
Что в завершение сказать о новом Jeep Cherokee. Машина интересная, местами даже забавная, технически очень "продвинутая", достаточно юркая для города и далеко не беспомощная на бездорожье. Конечно, владельцев "паркетников" тоже можно понять: у среднестатистического владельца внедорожника потребность во всех этих внедорожных "причиндалах" возникает крайне редко, а даже когда и возникает, то пользоваться всем этим "хозяйством" он все равно не умеет. Да и не каждый владелец вот такого "красавца" захочет загонять свой автомобиль в непролазную грязь. Так что вроде получается, что половина из всего, что есть в этом Cherokee, владельцу как бы и не нужно. С другой стороны, найти настоящий внедорожник с таким интересным дизайном, с технически "продвинутой" трансмиссией и мощным шестицилиндровым мотором сейчас невероятно трудно. Особенно за такие деньги. А раз так, то почему бы не попытаться получить за те же деньги больше - больше мощности, надежности, проходимости, в конце-концов - безопасности.
Все новые модели внедорожников вдруг в одночасье превратились в "паркетники" с хлипкими подвесками, те из них, что все же остались верны идеологии полного привода, остались какими-то совсем архаичными и скучными в плане дизайна. Да и осталось их, этих самых настоящих внедорожников, очень немного - по-моему, хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить всех одноклассников нового Cherokee, по-прежнему способных на какие-то "подвиги" на внедорожных трассах. И на фоне этой безоговорочной "капитуляции" всех полноприводных моделей перед бездорожьем новый Jeep Cherokee выглядит просто как Rambo перед солдатами-новобранцами. "Преимущество во всем" - наверное, такой рекламный слоган подошел бы этой модели больше всего, и он, что в рекламе большая редкость, был бы полностью правдивым. Если вам показалось, что статья слишком хвалебная, то это значит, что вы пока просто не ездили на новом Jeep Cherokee. Поездив на этой машине, вы, несомненно, согласились бы с моими выводами. Лично мне этот автомобиль очень понравился. И если бы меня спросили: "Взял бы ты себе такой Jeep?", - я бы честно, как на духу, ответил: "Давайте..."
© Автогазета
#25-2002