Была необходимость побывать в Ростове-на-Дону. И был новенький, с иголочки, Jeep Cherokee, который следовало «откатать». Таким стечением обстоятельств был грех не воспользоваться. С другой стороны, путешествие на автомобиле обещало стать весьма экономичным мероприятием. Судите сами: ехать предстояло вчетвером, и если бы мы воспользовались самолетом, вышло бы около 11 000 рублей на каждого, и это, если не ошибаюсь, только в один конец! Поезд — долго, 22 часа, и не комфортно. Прикинули: расстояние от Москвы до Ростова-на-Дону 1050 км, то есть, на недорогую солярку в одну сторону мы истратим максимум 2000 рублей (в итоге оказалось даже меньше). Заложим еще тысячу на штрафы: один из нас в конце 90-х ездил по трассе М4 десятки раз, и хорошо знаком с нравами, царящими на этой дороге («туда» в результате вышло дороже, «обратно» — дешевле). В общем, выгодно, да к тому же удобно.
Ошибочка вышла
И заключалась эта ошибка в том, что ехать следовало все же ночью. Потому, в частности, что выехать из столицы утром непросто — сплошные пробки. Вначале, около 9 утра, затор застал нас на МКАД. Что ж, выворачиваем на домодедовскую дорогу, и почти сразу — на Старо-Каширское шоссе. Две минуты нормальной езды, и вновь упираемся в хвост трафику.
Тот, который знает путь, как свои пять пальцев, не удержался от констатации факта: «В мои обычные одиннадцать с половиной часов — если ехать днем — не уложимся. А ночью, между прочим, дорога занимает на час меньше времени». Расслабься! Ты в лучшей компании, вокруг красиво, попей кофейку и послушай музыку. Ну, а время мы засекли: над зеркалом заднего вида в Cherokee имеется специальный дисплей, на который выводится масса полезной информации — о давлении в каждом из колес, температуре воздуха за бортом, среднем расходе топлива, или о часах и минутах, проведенных в пути. Кстати, о топливе: на трассе расход составлял около 10 л на 100 км пробега. В пробках доходил до 12,9 л. О чем свидетельствовал бортовой компьютер. Но машина была «нулевая», так что средний расход после «обкатки», скорее всего, будет ниже.
Лет восемь назад, на хорошем автомобиле, трасса М4 позволяла поддерживать среднюю скорость километров в сто. Сейчас — скажем, забегая вперед — не позволяет. Но пока мы, наконец, выбрались на оперативный простор. Шоссе Москва — Воронеж достаточно широкое, в это время суток вовсе не перегружено, так что Jeep Cherokee без малейшего труда поддерживал крейсерскую скорость в диапазоне 140 — 160 км/ч.
Но вот мы выехали за пределы Московской области. Впереди — практически пустая дорога, с более ли менее пристойным покрытием, просматривается отлично (преимущество езды в светлое время суток), отчего бы не сэкономить время? 180! По спидометру, конечно, который может и преувеличить.
«Впереди гаишник!» — выкрикивает тот, что справа. Но — поздно! Сбавить успели, однако превышение налицо: мчались мы куда быстрее разрешенных 110 км/ч. Да и замаскировался борец за безопасность на дорогах грамотно, высунув из-за столба на разделительной полосе лишь «дуло» скоростомера. Делать нечего: останавливаемся, вежливо извиняемся, платим вполне умеренный «штраф» — в бюджет-то заложено. И под доброе напутствие отправляемся дальше.
Уверенный бег
В ходе нашего короткого, по счастью, диалога с инспектором, тот успел поинтересоваться: «Новенький?» Именно. Вот и хромированная решетка впереди, которой прежде не было, блестит под осенним солнышком, словно мы ее натираем каждые пятнадцать минут. Впрочем, Jeep Cherokee хорошо знаком российскому покупателю. А если этих симпатичных автомобилей на дорогах немного, то по вполне понятным причинам, главная из которых — невеликое пока количество состоятельных россиян, способных принять спартанский стиль и использовать его внедорожный потенциал.
В отношении этого потенциала с тех пор, как один из нас тестировал Cherokee в Южной Африке пять лет назад, ничего не изменилось. Кажется, не существует «дыры», через которую «индеец» не способен проехать. Рамная конструкция, высокий клиренс, короткие свесы, полный внедорожный арсенал — раздаточная коробка, системы блокировки межосевого и заднего дифференциалов — все это имеется. И на асфальте автомобиль ведет себя вполне достойно, что, по идее, делает его привлекательным для любителей активного отдыха и дальних поездок. Есть ведь и совсем не тесный салон, в котором четверым было комфортно, и достаточно вместительный багажный отсек.
На водительском месте тоже неплохо, хотя профиль сиденья нам не понравился — он не слишком удачен, и в дальней дороге тело устает. А еще почему-то нет площадки под левую ногу, ее приходится то вытягивать, то поджимать — не слишком удобно. Водителя и переднего пассажира разделяет массивный тоннель, и такое ощущение, что он, благо — вместе с педальным узлом — смещен чуть влево. Хотя трудностей с обзорностью или управлением это не создает, а само сиденье оборудовано полным набором регулировок. Только баранка по американской традиции перемещается лишь вверх-вниз. Тем не менее, занять правильное положение за рулем не трудно.
Однако не будем излишне придирчивы и отметим удобные подстаканники, которые использовались для всякой мелочевки, и вполне приличную аудиосистему с проигрывателем компакт-дисков, управлять которой можно при помощи кнопок на тыльной стороне баранки. Кстати, рулевое порадовало своей «прозрачностью» — весьма ценное качество, которое не часто встретишь на внедорожниках. На баранке всегда довольно четкая обратная связь, что, собственно, и позволяло безбоязненно поддерживать на магистрали высокую скорость.
Несмотря на 4-цилиндровый турбодизель (когда-то такими оснащались и автомобили Mercedes) и 5-ступенчатую АКП, Cherokee довольно резв. В городе он проворно стартует со светофоров, и на трассе ведет себя молодцом. Двигатель, правда, шумноват, но, возможно, после нескольких тысяч он станет потише. Единственное, что нас немного огорчило — подбор передаточных чисел в «автомате». Амобиль охотно ускоряется с места, но обеспечить хороший подхват на скоростях выше 90 — 100 км/ч практически не удается. Благодаря растянутой пятой передаче — так, безусловно, получается экономичнее, но для трассы, когда требуется то и дело обгонять фуры, это выглядит не лучшим решением.
Зато, разогнавшись, автомобиль прекрасно держит дорогу. По крайней мере, при практически полной загрузке. Крены кузова в поворотах совсем не пугают, а на прямых его способен сбить с курса лишь сильный боковой ветер. И тормоза порадовали. На них можно положиться в любых ситуациях.
Кормушка
Федеральная трасса М4 (как, очевидно, и все другие российские дороги) — вот это и есть кормушка. Всем понятно — для кого. Дополнительный источник доходов для людей с полосатыми палочками — ремонт. На постыдной двухполосной магистрали это сущая беда, и таких участков на М4 — великое множество.
В очередной раз утыкаемся в медленный трафик, машины двигаются рывками. А под знак «Обгон запрещен» скорость как будто нарочно падает до 20 км/ч. Впереди — фупа, которая, кажется, еще сбавляет ход! Аварийные огни не мигают, а слева — сплошная. Но вот ясно просматриваемый изгиб дороги, встречных нет, и к моменту завершения маневра начинается прерывистая линия — быстро опережаем и… прямо в руки ГИБДД. Еще год назад это был вполне законный маневр, потому что впереди идущий автомобиль двигался со скоростью менее 30 км/ч. Теперь — незаконный, потому что есть новая редакция ПДД, и обгонять через сплошную запрещается при любых обстоятельствах, даже если машина впереди тащится со скоростью 1 км/ч. Что одному из нас с нескрываемым наслаждением и разъяснил инспектор ГИБДД. Призывы к здравому смыслу в таких случаях срабатывают редко, и оборачиваются, как и в этот раз, дополнительными расходами. Иначе, представьте себе, волокита и возможное лишение прав. М-да, хлебное место выбрал себе гаишник, на трехпалубную яхту хватит…
К слову, бывалые люди, шофера, в харчевне поблизости утверждали, что местные гаишники специально договариваются с водителями грузовиков, провоцируя водителей на нарушения. Очень похоже на то. Вот вам и безопасность на дорогах. Так или иначе, а к Ростову мы в итоге превысили «лимит» на 500 рублей.
А что же знаменитая платная дорога на М4? Она есть! И поездка по этому участку длиной километров в пятьдесят обходится всего в 20 рублей. Главное ее достоинство, однако, заключается в отсутствии инспекторов ГИБДД. И без них ДТП здесь меньше, чем на других участках. Правда, покрытие тоже неплохое, и ширина — в самый раз для трассы федерального значения, и машин немного. Но ведь это же всего 50 км из 1050 км!
В общем, с остановками у засад ГИБДД, на перекус и кофе мы затратили на путь до Ростова 13 часов с минутами.
Ночной дозор
А вот на обратную дорогу, когда мы отправились в путь после обеда, в ночь, нам потребовалось менее 12 часов. Ехать было, конечно, сложнее, зато милицейских засад в темноте можно было не опасаться: редкий водитель рискнет остановиться неизвестно по чьему взмаху палочкой. Конечно, пикеты на освещенных участках и у стационарных постов никуда не делись, но их видно издалека, так что на «штрафы» ушло всего 200 рублей. Нас остановили лишь раз, «сняв свое» за превышение скорости на 23 км/ч. О, страна! О, нравы!
Вместо резюме, скажем, что 60% трассы до Ростова-на-Дону — это вполне приемлемые дороги, хотя местами отвратительно узкие, двухполосные. Но остальные 40% изматывают так, что и вспоминать об этом неприятно. Далеко не все участки шоссе имеют разметку, что особенно опасно при движении в темное время. Представьте: дождь, местами сильный туман, и вдруг разметка — единственный ориентир — исчезает. Спасал лишь хороший свет Cherokee и максимальная концентрация внимания. О какой безопасности можно говорить, имея такие дороги, и таких инспекторов ГИБДД!?
Ну, и водители, конечно, хороши. Не все, разумеется, но очень многие. Безумцы с суицидальными наклонностями, «подставлялы»… Впрочем, это уже другая тема.
© АвтоИзвестия
#20-2006