Он и в самом деле далеко не узкий, а Grand Cherokee IV поколения еще на добрые 7,5 см (ровно на 3 дюйма) шире нынешней модели. Хотя дело вовсе не в лишних сантиметрах габаритной ширины; «гранд» 2011 модельного года – по-настоящему новый люкс-«вседорожник» культовой марки.
Измениться, чтобы сохраниться
До боли знакомому названию уже 16 лет: Grand Cherokee I поколения впервые вышел в свет в 1993, и с тех пор их только в США распродано около 3,5 млн экземпляров. Впрочем, помимо Северной Америки, «гранд» расходился не особенно: на европейский рынок (вместе с российским) попадала лишь ничтожная часть общего выпуска. Разве что с 2006 производство (полный цикл) Grand Cherokee II поколения налажено в Китае; там совсем другие масштабы.
«На круг» продажи вроде неслабые, однако их динамика настораживает – уже давно. Так, в самом конце 90-х удавалось сбывать аж по 300 тыс. машин в год. А вот в новом веке продажи пошли на убыль, и в 2008 американцы не приобрели даже и 74 тыс. Grand Cherokee. В 4 с лишним раза… Не помогли и высокодинамичные специсполнения – вроде SRT-8. Крайслеровский «вседорожник» устарел, и для удержания рыночных позиций модели требовались радикальные меры. Измениться, чтобы сохраниться; одно из ключевых правил выживания в нашем мире бушующем…
Внешне Grand Cherokee IV сильно отличается от нынешней модели. Однако джиповскую индивидуальность новый "вседорожник" не утратил.
Главная новость в том, что «гранд» IV поколения унифицирован по ходовой с … «мерсом» M-класса (II поколение). Да и не только по ходовой: похоже, несущая структура у них тоже общая1. Плюс кое-что по части трансмиссии… Почему же и нет? M-класс – неслабый «спорт-хозяйственник», причем ориентированный по преимуществу как раз на североамериканский рынок. Его и выпускают, между прочим, на заводе Daimler AG в городе Tuscaloosa, штат Алабама. И хотя альянс DaimlerChrysler уже пару лет как распался, плоды трансокеанского сотрудничества все еще вызревают. Так ведь новая модель задумана не вчера – и даже не 2 года назад, и время для ее дебюта наступило только теперь.
Grand Cherokee IV создан на новой платформе и, конечно же, стал заметно крупнее. Скажем, колесная база «растянута» почти на 13,5 см, – и в боках «широкий» тоже прибавил. Как и прежде, «гранд» очередного поколения пойдет либо с задним приводом (для Северной Америки) - либо с полным. Причем в традициях Jeep трансмиссия 4WD предлагается в одном из 3-х фирменных исполнений: Quadra-Trac I, Quadra-Trac II или Quadra-Drive II. На выбор.
Продвинутая техника
Двигателей в программе пока только два – и оба бензиновые. Новейшая крайслеровская V-образная «шестерка» Pentastar – и знаменитая 5,7-литровая «восьмерка» Hemi. Конструкции предельно неодинаковые – разные миры. У цельноалюминиевого Pentastar 24-клапанный ГРМ с 4-я верхними кулачковыми валами, тогда как у Hemi блок цилиндров из чугуна, 16-клапанов и один-единственный распредвал (в развале блока). Архитектура XXI в. – и середины прошлого…
При диаметре цилиндров и ходе поршней 96 х 83 мм рабочий объем «шестерки» равен 3604 миллилитрам. Со степенью сжатия 10,2 Pentastar развивает под 285 л.с. (SAE «нетто») при 6400 мин-1, наибольший крутящий момент превосходит 350 Нм. Литражная «восьмерка» настроена для «гранда» на 365 сил максимальной мощности при 5150 мин-1, крутящий момент достигает без малого 530 Нм. Между прочим, Hemi оснащен клапанным механизмом MDS (Multi-displacement System – система переменного рабочего объема), который при малой нагрузке деактивирует 4 цилиндра из 8 и тем самым сберегает бензин. Двигатели комплектуются 5-скоростными гидромеханическими «автоматами» - без вариантов. Вернее, варианты такие: «шестерка» стыкуется с новым крайслеровским «автоматом» Mopar 545RFE, а мощный Hemi идет в паре с испытанным агрегатом W5A580 от Mercedes.
Новая цельноалюминиевая "шестерка" Pentastar - сравнительно экономичный вариант.
Ну и полный привод - постоянный в исполнении Quadra-Trac I: симметричный центральный дифференциал делит крутящий момент силового агрегата по осям поровну. (В III поколении тяга распределялась в пропорции 48/52). В любой момент времени «гребут» все 4 колеса; подключать второй мост не нужно. Правда, блокировки диферов не предусмотрены – разве что электронная имитация посредством ESC. Не густо.
Сравнительно простая трансмиссия Quadra-Trac I обходится без понижающей в «раздатке», тогда как в составе Quadra-Trac II и Quadra-Drive II предусмотрена 2-ступенчатая раздаточная коробка. Передаточное число «демультипликатора» – 2,72: под колоссальной тягой на ведущих колесах «гранд» способен буквально ползти по тяжелому грунту (или валунам); трудно переоценить. Впрочем, для Grand Cherokee 2-ступенчатая «раздатка» - обычное дело. А новость в том, что Quadra-Trac II и Quadra-Drive II работают теперь – в отличие от прежних поколений - без межосевого дифференциала. Неожиданный сюрприз…
Вместо дифера та и другая трансмиссия оснащена электронноуправляемой многодисковой муфтой, которая автоматически присоединяет второй мост. Интересно, что подключается не задний (как обычно у «паркетников»), а передний мост – подобно баварской xDrive. Не худший из вариантов, причем степень блокировки муфты зависит от условий движения. Так что до 100% крутящего момента могут – по необходимости – уйти на ту из осей, колеса которой надежнее держатся за ходовую поверхность. Ну а Quadra-Drive II доукомплектована еще и электронноуправляемым задним дифером ELSD (тоже многодисковая муфта). Да, «гранд» IV поколения не тот, что прежде. И дело не только в габаритах и трансмиссии: впервые в своей истории Grand Cherokee получил независимую заднюю подвеску!
«Широкий» без неразрезного заднего моста… Только не подумайте, что тут уступка в пользу комфорта – за счет «вседорожных» возможностей. Ровно наоборот: как раз на ровных дорогах с усовершенствованным покрытием сойдет и неразрезный мост. Тогда как грамотная конструкция независимой подвески поднимает планку проходимости: ведущие колеса лучше цепляются за сложный рельеф. И что характерно, знаменитые «проходимцы» - Hummer H1 и советский ЛуАЗ 968М – отличались как раз независимой подвеской. «По кругу».
В общем и целом подвеска у нового «гранда» примерно та же, что и у Mercedes M-класса. По обоим концам на двойных поперечных рычагах (сзади «пространственная» схема); винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. Мало того, в виде опции предлагается также ходовая Quadra Lift – с пневматическими упругими элементами (вместо пружин). Судя по всему, мерседесовская Airmatic: постоянство уровня (независимо от нагрузки), плавность хода. А главное, возможность приподнять автомобиль над дорогой (или посадить ниже) – по обстоятельствам. Так, по умолчанию, дорожный просвет у Grand Cherokee IV – 205 мм, но переключение в Off-road II увеличивает его до 282 мм! В режиме Aero подвеска проседает (против стандартного положения) на 15 мм, благодаря чему уменьшается сопротивление воздуха на скорости. Тогда как на стоянке дорожный просвет сокращается и вовсе до 168 мм – для удобства посадки-высадки. Внушительный диапазон…
Независимая задняя подвеска на двойных поперечных рычагах - с пневматическими упругими элементами.
А в «штатном» комплекте с Quadra-Trac II и Quadra-Drive II идет еще и электроника Select Terrain. Продвинутый «трэкшн контроль» действует в одном из выбранных водителем режимах: Auto (автоматический), Sand/Mud (грязь/песок), Sport (спортивный), Snow (снег) и Rock (валуны). И раз режим задан, Select Terrain аккуратно согласует работу двигателя, трансмиссии, (пневматической) подвески и тормозов – в реальном времени. По условиям сцепления колес с ходовой поверхностью, – даже когда она крайне ненадежна (вроде жидкой грязи и сыпучего песка). Скромное исполнение Laredo комплектуется покрышками 245/70R17, тогда как в крутой версии Overland резина размером 265/50R монтируется на 20-дюймовые колеса. Рулевой механизм реечный с сервоусилителем, «баранка» делает 3,675 оборота от упора до упора. Тормоза с дисками диаметром 328 мм спереди (вентилируемые) и 320 мм сзади оснащены ABS (с распознаванием неровной ходовой поверхности) и ESC. Современная техника.
Узлы и агрегаты нового «гранда» собраны на интегральной несущей структуре – с отдельными подрамниками для передней и задней подвески. Как утверждается в пресс-релизах, жесткость на скручивание увеличена - против III поколения – на 146%. Колоссальный прогресс. Причем представители Jeep дают понять, что новая несущая структура даже жестче, чем у Mercedes M-класса, с которым «гранд» IV поколения конструктивно унифицирован. Выходит, превзошли оригинал.
Интересный вариант
При взгляде на новый Grand Cherokee спереди, в глаза бросается фирменный фальшрадиатор с 7 вертикальными прорезями: не обознаетесь. Дизайнерам Chrysler удалось отстроиться от немецкого оригинала и придать «гранду» стилистическую джиповскую индивидуальность. В профиль заметны продольные выштамповки по боковинам, трапециевидные вырезы слегка «оттопыренных» колесных крыльев: массивный «гранд» смотрится солидно и убедительно. Впечатление надежности и стойкости, а вот какого-то особенного изящества очертаний не просматривается.
В сущности здесь «универсал» повышенной проходимости – и увеличенной грузоподъемности. Так, Laredo AWD с «шестеркой» Pentastar способен принять на борт до 835 кг полезной нагрузки (вместе с водителем и пассажирами). С массивной «восьмеркой» Hemi, разумеется, меньше. Причем «гранд» с пневмоподвеской Quadra Lift не просядет под нагрузкой и сохранит достойную осанку; дорогого стОит. Вместимость багажного отделения (EPA) даже при полной посадке по местам – внушительные 1025 л, а при складывании (раздельно) сидений 2-го ряда «в пол» погрузочное пространство увеличивается за 2 кубометра. И кроме прочего, спинка переднего правого сиденья тоже складная, что позволяет перевозить габаритные длинномеры.
У нового "гранда" вместительное и гибко вариабельное погрузочное пространство.
Пассажирское пространство нового «гранда» намного свободней, чем у нынешней модели - особенно во 2-м ряду. «Растянутая» колесная база позволяет, хотя посадочных мест предусмотрено только 5 – и никакого 3-го ряда. По впечатлениям тех из автообозревателей, кто успел посидеть за рулем пред-предсерийного Grand Cherokee, качество исполнения и сборки в интерьере нареканий не вызывает. Зазоры в стыках невелики и ровные, интерьер отделан вполне приличными материалами. Обивка сидений из кожи гармонирует с декоративными панелями натурального древесного шпона. Среди опций – адаптивный «круиз-контроль», двойной застекленный люк в крыше и прочие «премиальные» атрибуты.
Оформление и отделка интерьера - на "премиальном" уровне.
Плюс современная техника безопасности - «активная» и «пассивная». Так, в «штатном» списке числится электроника ERM (Electronic Roll Mitigation – предотвращение опрокидывания и смягчение его последствий). А за доплату предлагается система предупреждения об угрозе лобового столкновения – с автоматической мобилизацией средств защиты. Помимо поясов с преднатяжителями, новый «гранд» укомплектован многочисленными «подушками» и «занавесками»; предусмотрены также «активные» подголовники. Как известно, в случае чего водитель и пассажиры полногабаритного автомобиля защищены лучше, чем в малой легковушке. Вот и «широкий»…
Длина Grand Cherokee IV – 4821 мм, ширина – 1938, высота (с «релингами» на крыше) – 1763 мм. Колесная база – 2915 мм (один в один с «мерсом» M-класса), колея – 1623/1628. Кстати, у нового «гранда» стала получше аэродинамика: коэффициент сопротивления воздуха – 0,37. Усовершенствование против нынешней модели, но тем не менее… При лобовой площади 2,88 м2 аэродинамический фактор равен 1,065 – на 54,5% хуже, например, чем у фольксвагеновского Golf VI. Вес и сопротивление воздуха – два неблагоприятных обстоятельства, которые сильно сказываются на расходе горючего «вседорожников».
А Grand Cherokee – массивный автомобиль. Особенно с трансмиссией 4WD. Так, снаряженный вес в исполнении Laredo AWD с «шестеркой» Pentastar – от 2115 кг («развесовка» по осям - 53/47%). С литражной «восьмеркой» Hemi снаряженный Laredo тянет уже по меньшей мере на 2280 кг («развесовка» - 55/45%). И по части топливной экономичности никаких неожиданностей: по предварительным сведениям от Chrysler, полноприводный «гранд» с двигателем Pentastar расходует в среднем (EPA) 14,7 л бензина на 100 км пробега - в городском режиме. Тогда как на шоссе выходит 10,7 л на «сотню». Ну а про исполнение с литражным Hemi и говорить нет смысла (хотя у «восьмерки» hi-tech клапанный механизм MDS)…
Новый Grand Cherokee - интересный для российских автомобилистов вариант: без малого мерседесовский M-класс, но по крайслеровской цене. Тоже недешево, конечно, однако разница есть – и немалая. А Quadra-Drive II вкупе с Quadra Lift и Select Terrain - неслабая «вседорожная» техника. Trail Rated, как ее квалифицируют у Chrysler и Jeep. С таким пакетом «широкий» способен, пожалуй, не только рассекать по заснеженным улицам российского мегаполиса, но и уверенно двигаться по тяжелому грунту. Без потерь в комфорте для водителя и пассажиров. Посмотрим, как он покажет себя в независимых испытаниях.
Правда, до тест-драйва дело дойдет не так скоро: к дилерам новый «гранд» начнет поступать осенью 2010. То есть, если начнет поступать, – ведь судьба Chrysler LLC под вопросом. Доживет ли корпорация до назначенного срока? Одному Господу ведомо…
Новый "гранд" сохраняет неслабый "вседорожный" потенциал.
Фото Chrysler, Jeep, Mercedes.
1 По словам представителей Jeep, работы по новой платформе (W164 в обозначениях Daimler) велись совместно – еще под крышей DaimlerChrysler. Просто M-класс II вышел в свет раньше – лет на несколько.
© CarExpert.ru
28.04.2009