Тенденцию кубизма в автопроме поддерживает флагман модельного ряда Jeep – Commander. Он делит одну платформу с Grand Cherokee, но на вид гораздо более массивный и грозный.
Кузов Commander всего на 47 мм длиннее, чем у Grand Cherokee, но благодаря этой «дельте» удалось установить еще один ряд сидений и в итоге получить семиместный салон. В России Commander – с начала 2006 года, и продавался он на первых порах только с двумя бензиновыми двигателями (4,7 и 5,7 л, 231 и 326 л.с.). В конце февраля в модельном ряду появилась новая версия – с 213-сильным 3-литровым дизелем.
В просторном салоне первым делом обращаешь внимание на лобовое стекло, оно практически вертикальное и кажется, что до него не дотянуться. «Рубленой» внешности отвечает интерьер, отделка салона выглядит откровенно кондовой, здесь модель во многом перекликается с Cherokee, близким Commander по духу. Передняя панель из жесткого пластика закреплена по периметру суровыми болтами, выставленными напоказ, никаких хлипких клипс и пистонов. Мягких поверхностей – раз, два и обчелся: кожаный руль, верхняя часть отделки дверей, ну и еще сиденья, обтянутые светлой кожей.
На ходу внутри относительно тихо – звукоизоляция сделана на совесть, правда, на бездорожье панели иногда поскрипывают. Подогнать кресло позволяют три стандартные электрорегулировки плюс «рычажный» поясничный подпор; есть память на двоих седоков, причем вместе с сиденьями «программируются» зеркала. При выключении зажигания кресло автоматически отъезжает назад, облегчая выход.
Рулевая колонка выставляется только по высоте, регулировку вылета заменяет сервопривод педального блока. Пространства для ног в зоне второго ряда оказалось маловато – неожиданно, учитывая габариты джипа. Спинки здесь могут не только складываться, но и регулироваться по наклону – поставив спинку вертикально, вы сделаете доброе дело для того, кто ютится за вами на заднем ряду. На третий ряд лучше отправить самых малогабаритных, молодых и гибких пассажиров (туда еще надо умудриться пробраться), рослым будет вольготнее в «главном» отсеке. Кстати, для пассажиров заднего ряда предусмотрен отдельный пульт управления «климатом».
Багажник можно назвать условным, пятнадцати сантиметров позади третьего ряда хватит, пожалуй, для пары кейсов. Нужно перевезти стиральную машину – кладем задние кресла на «лопатки» и имеем объем 1028 л. А, сложив сиденья обоих рядов, получим почти два кубометра свободного пространства. Хоть вагонку вози...
Нам достался автомобиль в комплектации Limited с 326-сильным 5,7-литровым мотором HEMI. Он энергично тащит трехтонную машину уже с холостых оборотов (около 600 об/мин), а к 4000 оборотов восьмицилиндровый монстр свирепеет и способен сообщить тяжелому внедорожнику неимоверное ускорение. Пожалуй, Commander будет неплох в роли тягача – цеплять можно и дом на колесах, и прицеп с яхтой. Но и кушает джип с таким мотором за четверых, при динамичном передвижении в городе расход топлива доходил до 30 л на «сотню». Оберечь кошелек призвана система MDS, которая отключает часть цилиндров при неспешных перемещениях – по данным производителя, это позволяет экономить до 20% топлива.
Автоматическая коробка настроена на комфортный лад, передачи перебирает не слишком расторопно, но, как показалось, 5,7-литровому HEMI это безразлично.
Стоит отметить очень чувствительную педаль газа, чуть надавил –нос кверху, прыжок вперед. Чуть отпустил – Commander клюет носом. Подобная настройка требует от водителя предельной осторожности при маневрировании в стесненных условиях, например на парковке.
Езда внатяг по бездорожью становится сложной: чуть переборщил с тягой, и колеса тут же срываются в пробуксовку, даже с заблокированными дифференциалами. В раскисшей грязи на косогоре можно довольно долго ползти боком вниз, пока электронный ошейник не догадается придушить двигатель. Диагональное вывешивание для Commander – семечки, хотя «отрыв» от покрытия происходит несколько раньше, чем хотелось бы. Трансмиссия Quadra-Drive II всегда на страже и готова отработать эту «провокацию» на ура. В России на выбор предлагается два варианта полного привода. Quadra-Trac II имеет электронное управление понижающим рядом. Более сложная трансмиссия Quadra-Drive II оснащена не только понижающей передачей, но и дифференциалами с автоматической блокировкой ELSD (Electronic Limited Slip Differentials).
На разбитом проселке мягкая подвеска с большими ходами без труда справляется с угрожающих размеров кочками и рытвинами. Мелочевка до кузова не доходит вовсе. На шоссе повадки Commander ленивые, в затяжных поворотах он заметно кренится, и вполне способен обеспечить приступ морской болезни пассажирам со слабым вестибулярным аппаратом. При интенсивном движении демпфирующих возможностей подвески иногда не хватает, кузов имеет склонность раскачиваться на пологих волнах, да и неподрессоренные массы постоянно дают о себе знать. При провокациях заноса система стабилизации не церемонится и, не дав автомобилю распоясаться, перекрывает подачу топлива, выборочно тормозит колеса и заправляет автомобиль в нужную траекторию.
Усилие на баранке небольшое, информации о том, что творится под управляемыми колесами, рулевое управление предоставляет минимум. Тормоза в меру хваткие, информативные, вместе с тем педаль имеет приличный ход. ABS вступает в работу с некоторым опозданием и допускает полную блокировку колес, это позволяет водителю управлять замедлением на грани блокировки на раскисшем бездорожье или на обледеневшем покрытии.
Безопасности разработчики уделили повышенное внимание, Commander – один из первых автомобилей компании, оснащенный системой предупреждения опрокидывания. С помощью датчиков электроника определяет вероятность «оверкиля», и если решает, что он неизбежен, подушки безопасности Next Generation с многостадийным газовым наполнением и занавески безопасности действуют на опережение.
Для кого этот автомобиль? В первую очередь для тех, кто готов к внедорожным приключениям, но не слишком серьезным. Ведь Commander – не бескомпромиссный джип. Он комфортабелен, и в то же время позволит на бездорожье многое, гораздо больше, чем какой-нибудь новомодный кроссовер. Мотор объемом почти 6 л – для тех, кто любит интенсивные ускорения, но только на прямой свободной дороге – масса, мягкая подвеска и расход топлива заставляют держать себя в рамках. С ролью универсального автомобиля Jeep Commander справляется лучше, чем с поддержанием статуса дорогого престижного авто. Так или иначе, фанатам легендарной марки он безусловно придется по душе.
Главный конкурент – пожалуй, аристократ Discovery 3. Англичанин с 300-сильным мотором при прочих равных будет оснащен пневмоподвеской с регулируемым дорожным просветом.
Самый доступный вариант Commander обойдется в €46 700. За эти деньги покупатель получит автомобиль в комплектации Sport, включающей передние, боковые и оконные ПБ, круиз-контроль, кондиционер, бортовой компьютер, CD-ресивер и 6 динамиков, диски 17 дюймов, центральный замок с ДУ. Такой вариант оснащается только 3 л дизелем (217 л.с.) и 5-ступенчатой АКПП.
Комплектация Limited дополнена раздельным климат-контролем, кожаными сиденьями, датчиком дождя, подогревом сидений и памятью электроприводных настроек. Аудиосистема – более высокого класса. Стоимость машины в этой комплектации составляет €54 200 за дизельный вариант и €52 400 за бензиновый, с 4,7 л мотором (231 л.с.).
Автомобиль с мотором 5,7 л (326 л.с.) поставляется в комплектациях Limited (€61 700) и Overland (€64 300), последняя отличается, в частности, 18-дюймовыми дисками, окрашенными в «матовый титан» деталями экстерьера, внутренней отделкой кожей, замшей, деревянными вставками.
© Журнал «МОТОР»
Март 2007